Водопьянова Т.М.

Урок музыки в 5 классе

Импрессионизм в музыке и живописи

Если ненадолго зажмурить глаза, а потом постараться вспомнить картинку вокруг нас, в памяти останется общее впечатление, без деталей и нюансов. Оно будет немного размытым, туманным. Тоже произойдет, если попробовать сымпровизировать музыкальное отображение образа какого либо пейзажа, картины, здания или человека.

К. Моне «Кувшинки»

Импрессионизм — одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века. Так назвал свою картину К. Моне: «Впечатление. Восход солнца». Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как изображает.

К. Моне – «Впечатление. Восход солнца»

…Дождем умыты скверы и бульвары,

Особняков чугунные ограды,

Где красками Моне и Ренуара

Расписаны старинные фасады.

Как на полотнах импрессионистов,

Прозрачен день. Игрой теней и света

Опальный август завершает лето,

И ветер по-осеннему неистов…

К. Писарро «Бульвар Монмартр под дождем»

В сравнении со своими предшественниками импрессионисты отказывались от работы в мастерской и придерживались метода «пленэра». Этюд от начала и до конца, непосредственно «на натуре», стараясь уловить, зафиксировать меняющееся состояние света, цвета, воздуха.

А. Бланшар «В окрестностях Нотр Дам»

Ж. Сера любил рассказывать, как он обнаружил, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит, по закону дополнительных цветов, голубым, а зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружены розовым ореолом. Для более точной передачи этих взаимодействий импрессионисты отказались от темной академической палитры, перестали использовать черные и коричневые краски, оставили лишь чистые цвета. Изменилась и техника — французские живописцы, не смешивая краски на палитре, стали пользоваться раздельными мазками ярких красок, главным образом основных цветов — красной, синей, желтой.

Ж. Сера «Сена у Корбевуа»

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков. Радость жизни во всех ее проявлениях проявляется во всех работах. Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

О. Ренуар «Пейзаж на берегу Сены»

Музыкальный импрессионизм возник во Франции чуть позже. Так же как и в живописи, он проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому , что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Свою музыку импрессионисты строили на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении”.

Э. Мане «Дама в саду»

В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм имеет лишь одного яркого представителя — Клода Дебюсси. Так же импрессионистские черты музыки есть и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения” и других произведениях. Из музыкальных импрессионистов известен и Поль Дюка с его оркестровой фантазией «Ученик Чародея» — мимо неё не прошел даже Уолт Дисней.

Портрет К. Дебюсси, затем

М. Равеля и П. Дюка

Вместо развитых многочастных симфоний стали появляться симфонические эскизы-зарисовки. В фортепьянной музыке преобладали небольшие пьесы, в которых преобладает свобода развития, а так же постоянная изменчивость музыкального языка, мелодии, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает им характер импровизаций, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.

Ноты К. Дебюсси

Оркестр у Дебюсси и других композиторов – импрессионистов очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставлял различные тембры инструментов и способы извлечения звука. Свои симфонические эскизы «Море” композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры” нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. Музыканты заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

К. Моне « Скалы в Бел — Иль»

Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе. «Ноктюрны» — это три вполне самостоятельные картины, объединенные лишь общим пониманием жанровых особенностей.

Портреты Мусоргского и Римского — Корсакова

Первый ноктюрн — «Облака” – звучит без ритмических и интонационных контрастов, но зато в нем развернута красочная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками.. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоторыми пейзажами К. Моне

К. Моне «Парусная лодка в Аржантее”

Второй «Ноктюрн» – «Празднества». Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В «Празднествах” мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно рас­творяющихся в праздничной атмосфере города.

Э. Мане «Лола из Валенсии»

Третий из «Ноктюрнов” — «Сирены” — написан для женского хора и оркестра. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен -сказочных обитательниц подводного царст­ва. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется динамическими всплесками , здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, искусно сочетаемого с инструментальными тембрами

Сирены – иллюстрация к мифу

Когда маэстро за роялем

Импровизирует, изобретая,

Фактуру моря…переливного…

И вмиг Оркестр заплывает

Так далеко заоблачно за океаны

Капризным случаем томим…

И Франция палитрой звуковой

Насыщенная вся изысканной игрой…

Не мысленными этими просторами

И фейерверком взрывным зазвучит

Пульсацией таинственной

И Даль опять Сиреной

Миражной глухо оглушит…

И песни менестрелей заглушит

Нежданно эхо золото — тайное…

kseniapo.livejournal.com

«Лунный свет» — пьеса удивительной, именно не земной красоты. Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Этой дымки серебристой,

Этой зыбкой чешуи.

Лунный свет, слегка ребристый,

В руки прыгает твои.

За роялем снова вижу

Силуэт едва знакомый,

Он играет, смотрит, дышит,

Лунным светом очарован…

К. Моне «Руанский собор вечером»

К лучшим произведениям Дебюсси, относится пьеса «Отражения в воде”. Это не только живописная картинка, но и проникновенное «вслушивание” в мир «водяного царства”. Вначале возникает образ спокойной водной глади, но вот это спокойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия — новый трепет водяной поверхности…

К. Моне «Парусник»

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Ван Гог «Красные виноградники»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here