Урок музыки в 7 классе
«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»
(Продолжение изучения темы «Героическая тема в музыке на примере оперы «Джалиль» Н. Жиганова)
*данный урок предлагается
как элемент национально-регионального компонента
после изучения в 1 четверти 7 класса
темы «Героическая тема в русской музыке»
Автор: Колчина Наталья Серафимовна,
учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»
Нижнекамск, 2011
Урок музыки в 7 классе
по теме: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…»
(Продолжение изучения героической темы в музыке на примере творчества Н.Жиганова и его оперы «Джалиль»)
Тема урока: О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Цель урока: Продолжение изучения героической темы в музыке на примере творчества Н. Жиганова и его оперы «Джалиль» (этот урок представлен как национально-региональный компонент в изучении музыки, урок можно провести в конце 1 четверти после изучения темы «Героическая тема в русской музыке»
Задачи урока:
— знакомство с жизнью и творчеством татарского композитора Н. Жиганова;
— актуализировать знания учащихся об опере на примере оперы Н. Жиганова «Джалиль», познакомить с историей создания этой оперы, её сюжетом, действующими лицами;
— обобщение особенностей музыки героико-патриотического, эпического характера;
— развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация их знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах музыки, живописи, скульптуры, литературы;
— актуализация знаний учащихся о музыкальных сочинениях, связанных с воплощением различных исторических событий;
Музыкальный материал:
А. П. Бородин фрагмент из Богатырской симфонии
Н. Жиганов фрагмент из Симфонической поэмы «Кырлай»
Н. Жиганов Ария Джалиля из оперы «Джалиль»
Литературный материал:
М. Джалиль «Варварство»
Р. Файзуллин «Белый парус»
Оснащение урока:
— мультимедийная презентация;
— мультимедиапроектор;
— МР3-проигрыватель
Актуализация знаний учащихся (с опорой на жизненный опыт и усвоенный ранее учебный материал)
Эпиграф урока:
О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
(слово учителя на фоне звучания Богатырской симфонии А. П. Бородина)
«Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.
(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова).
Сообщение и усвоение новых знаний
Слово учителя о композиторе (в сопровождении мультимедийной презентации)
15 января 2011 г. исполнилось 100 лет со дня рождения основоположника татарской профессиональной музыки, народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, обладателя многочисленных орденов и медалей, лауреата Государственных премий, выдающегося композитора и педагога, музыкального и общественного деятеля
Назиба Гаязовича Жиганова (1911-1988гг.).
Слайд 1
Слайд 2
Родился будущий композитор в городе Уральске. Он рано лишился родителей: отец умер, когда мальчику был один год, а мать – когда едва исполнилось пять лет. Мальчик воспитывался в детском доме.
В 1928 году в возрасте 17 лет юноша приехал в Казань. Самостоятельно, по слуху научившись играть на фортепиано и освоив за один год весь курс музыкальной школы, поступил в техникум искусств. Уже в 1938 году, окончив московскую консерваторию, композитор возвращается в Казань.
Слайды 3,4,5,6
В 1938 году Назиб Жиганов пишет первую татарскую оперу «Качкын» («Беглец»), а уже через год ее постановкой начинает свою работу только что открывшийся Татарский театр оперы и балета.
В Казани композитор сближается с выдающимся татарским поэтом Мусой Джалилем, впоследствии их будет связывать многолетняя дружба и творческое содружество. Джалиль предлагает композитору написать оперу на свою поэму «Алтынчеч» («Златовласка»). Новая опера увидела свет в первые дни войны – в июле 1941 года и была с восторгом принята слушателями. Впоследствии композитор получил за нее Сталинскую премию.
В 1943 году Жиганов был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, а уже в 1945 году он возглавил Казанскую консерваторию, которой руководил бессменно более 40 лет.
На протяжении 38 лет, с 1939 по 1977 годы, Назиб Жиганов возглавлял Союз композиторов Татарской Республики.
Назиб Жиганов – один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.
Похоронен композитор на Арском кладбище.
Слайд 8
В 2001 году Казанской консерватории присвоено имя Жиганова. В этом же 2001 году в доме, где последние 18 лет жил композитор, стараниями его вдовы при содействии Президента Татарстана М. Шаймиева открыт мемориальный музей-квартира Назиба Жиганова. В 2006 году на доме установлена мемориальная доска.
Слайд 9
Р. Файзуллин посвятил композитору стихотворение «Белый парус» (стихотворение выразительно читает заранее подготовленный ученик или учитель, в качестве музыкального сопровождения – симфоническая поэма «Кырлай» Н. Жиганова)
Слайд 10 — фрагмент стихотворения «Белый парус» Р. Файзуллина, посвященного Н. Жиганову
( звуковое сопровождение – Н. Жиганов симфоническая поэма «Кырлай»
В дни, когда настигло черное сиротство,
В колыбельке светлой жизнь мою глуша,
Спас меня луч света, посланный оттуда,
Где звездою стала матушки душа.
Белые туманы реют над Наганом (1),
Белые овчины по небу плывут…
Светлые мечтанья полнят мальчугана.
А куда? Какие дали позовут?
Нет же, я не плачу…видно, показалось…
Пуговки блеснули, может быть.
Сколько туч сгущалось, сколько гроз пыталось
У надежды белой крылья обломить!
Вы, родных мелодий сказочные звуки,
Вы меня спасали, придавали сил.
Музыка, ты стала самым светлым другом.
Большего у жизни я и не просил (…)
Перевод М. Аввакумовой
-
Чаган – река в г. Уральск, где родился композитор
Героическая тема в творчестве Н. Жиганова на примере его оперы «Джалиль»
Слайд 11
Современную героическую тему композитор успешно решает в своих произведениях — операх «Алтынчач» и «Джалиль». Эти оперы получили широкое признание.
Свою оперу «Джалиль» композитор посвятил мужественным борцам за мир. Её центральная фигура – татарский поэт Муса Джалиль, чей героический подвиг известен всему миру. Образ поэта, его героическая судьба для Жиганова были особенно волнующими. Многолетнее творческое и дружеское сотрудничество связывали его с Джалилем.
Слайд 12
О героизме Джалиля рассказывают учащиеся:
Во время Великой Отечественной войны Джалиль сражался на фронте, был взят в плен и казнен в фашистской тюрьме Моабит. Человек большой светлой души, он до последнего дня своей жизни продолжал творить. Товарищи сохранили для человечества потрясающий документ его нравственной стойкости и гражданского мужества – «Моабитскую тетрадь» с последними стихами.
Слайд 13,14
Учитель: Заветной мечтой