Иллюстрация разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума
Литература 5 класс
Оскар Уайльд. «Соловей и роза»
В преподавании русской словесности в условиях модернизации образования весьма эффективной является «теория полного усвоения» Б.Блума. Предлагаю краткую характеристику мыслительных умений по таксономии и в качестве иллюстрации разноуровневые задания по сказке О.Уайльда «Соловей и роза», изучаемой в 5 классе.
Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).
Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.
В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Зачем нужны таксономии?
-
Правильно ставить цели в обучении.
-
Формулировать проблемы и задания для учащихся.
-
Подбирать необходимые методы и инструменты оценивания.
-
Правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
— знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
— понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
— применение;
— анализ (взаимосвязей, принципов построения);
— синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Характеристика мыслительных умений по таксономии Б. Блума:
Уровни низкого мышления:
-
Знание – эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала (ученик знает употребляемые термины, конкретные факты, теорию, основные понятия, методы процедуры, правила и принципы).
-
Понимание – показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, перевод его с одного «языка» на другой, интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение или предположение о дальнейшем ходе событий, явлений). Ученик понимает факты, правила, законы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, таблицы, рисунок, преобразует словесный материал в другие выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
-
Применение — эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Ученик применяет законы, теории, правила, методы, процедуры.
Уровни высокого мышления:
-
Анализ – характеризуется умением разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик выделяет скрытые предположения, видит ошибки, упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
-
Синтез — эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Ученик выполняет творческие задания ( эссе, сочинения), при этом использует знания из разных областей.
-
Оценка — эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения художественных произведений, исследовательских данных и т.д.) для конкретных целей. Суждения ученика должны строятся на четких критериях. Ученик оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критерий.
Разноуровневые задания
Литература 5 класс
Оскар Уайльд. «Соловей и роза»
Знание:
-
«Соловей и роза» — сказка, потому что…
-
Действия в сказке происходят (где?) в…
-
Главные герои сказки (выбери и подчеркни): Студент, Ящерица, Маргаритка, Соловей, дочь профессора, Розовый куст, Дуб.
-
Студент — это…
-
Основными событиями в сказке являются…
Понимание:
-
Что случилось в конце сказки (подытожь).
-
Поясни роль в сюжете образа Дуба.
-
Объясни следующую цитату: «В любви больше мудрости, чем в философии. Любовь сильнее власти. У нее крылья цвета пламени».
-
Предположи: сможет ли Студент когда-нибудь поверить в настоящую любовь.
-
Почему сказка названа «Соловей и роза»?
-
Изложи краткое содержание рассуждения Студента о песне Соловья, подаренной Дубу.
Применение:
-
Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе?
-
Если бы ты находился рядом со Студентом, смог бы ему объяснить, в чем сила песни Соловья?
-
Составь и запиши аргументы в защиту песни Соловья.
Анализ:
-
Почему Соловей поступает именно таким образом (проанализировать размышления Соловья о любви)?
-
Сравни мнение Соловья и Студента о любви.
-
Соотнеси черты характера героев с их поступками (Соловей, Студент, профессорская дочь).
-
Исследуй этапы «окрашивания» розы, подтверждая текстом (озаглавь каждый этап).
Синтез:
-
Придумай новую идею сказки при условии, если бы Студент понял песню Соловья.
-
Предложи другой способ «окрашивания» розы, чтобы спасти Соловья.
-
Как бы ты поступил на месте Соловья?
-
Перепиши финал сказки.
Оценка:
-
Попробуй оправдать размышление Студента о любви.
-
Реалистичен ли такой конец?
-
Напиши письмо автору с отзывом о сказке.