Иллюстрация разноуровневых заданий по таксономии Б.Блума

Литература 5 класс

Оскар Уайльд. «Соловей и роза»

В преподавании русской словесности в условиях модернизации образования весьма эффективной является «теория полного усвоения» Б.Блума. Предлагаю краткую характеристику мыслительных умений по таксономии и в качестве иллюстрации разноуровневые задания по сказке О.Уайльда «Соловей и роза», изучаемой в 5 классе.

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Зачем нужны таксономии?

  1. Правильно ставить цели в обучении.

  2. Формулировать проблемы и задания для учащихся.

  3. Подбирать необходимые методы и инструменты оценивания.

  4. Правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

— знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

— понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

— применение;

— анализ (взаимосвязей, принципов построения);

— синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Характеристика мыслительных умений по таксономии Б. Блума:

Уровни низкого мышления:

  1. Знание – эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала (ученик знает употребляемые термины, конкретные факты, теорию, основные понятия, методы процедуры, правила и принципы).

  2. Понимание – показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, перевод его с одного «языка» на другой, интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение или предположение о дальнейшем ходе событий, явлений). Ученик понимает факты, правила, законы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, таблицы, рисунок, преобразует словесный материал в другие выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

  3. Применение — эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Ученик применяет законы, теории, правила, методы, процедуры.

Уровни высокого мышления:

  1. Анализ – характеризуется умением разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик выделяет скрытые предположения, видит ошибки, упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

  2. Синтез — эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Ученик выполняет творческие задания ( эссе, сочинения), при этом использует знания из разных областей.

  3. Оценка — эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения художественных произведений, исследовательских данных и т.д.) для конкретных целей. Суждения ученика должны строятся на четких критериях. Ученик оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критерий.

Разноуровневые задания

Литература 5 класс

Оскар Уайльд. «Соловей и роза»

Знание:

  1. «Соловей и роза» — сказка, потому что…

  2. Действия в сказке происходят (где?) в…

  3. Главные герои сказки (выбери и подчеркни): Студент, Ящерица, Маргаритка, Соловей, дочь профессора, Розовый куст, Дуб.

  4. Студент — это…

  5. Основными событиями в сказке являются…

Понимание:

  1. Что случилось в конце сказки (подытожь).

  2. Поясни роль в сюжете образа Дуба.

  3. Объясни следующую цитату: «В любви больше мудрости, чем в философии. Любовь сильнее власти. У нее крылья цвета пламени».

  4. Предположи: сможет ли Студент когда-нибудь поверить в настоящую любовь.

  5. Почему сказка названа «Соловей и роза»?

  6. Изложи краткое содержание рассуждения Студента о песне Соловья, подаренной Дубу.

Применение:

  1. Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе?

  2. Если бы ты находился рядом со Студентом, смог бы ему объяснить, в чем сила песни Соловья?

  3. Составь и запиши аргументы в защиту песни Соловья.

Анализ:

  1. Почему Соловей поступает именно таким образом (проанализировать размышления Соловья о любви)?

  2. Сравни мнение Соловья и Студента о любви.

  3. Соотнеси черты характера героев с их поступками (Соловей, Студент, профессорская дочь).

  4. Исследуй этапы «окрашивания» розы, подтверждая текстом (озаглавь каждый этап).

Синтез:

  1. Придумай новую идею сказки при условии, если бы Студент понял песню Соловья.

  2. Предложи другой способ «окрашивания» розы, чтобы спасти Соловья.

  3. Как бы ты поступил на месте Соловья?

  4. Перепиши финал сказки.

Оценка:

  1. Попробуй оправдать размышление Студента о любви.

  2. Реалистичен ли такой конец?

  3. Напиши письмо автору с отзывом о сказке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here