Открытый интегрированный урок музыка-хореография, проведённый в параллели 4-х классов по теме: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (программа «Музыка 1-4 классы», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)
Текст лекции с указанием нужных слайдов.
Слайд 2. Шопен – уникальное явление в истории музыки. Он не оставил нам ни одной оперы, ни одной симфонии, ни одной симфонической увертюры. Всю свою музыку он создал почти исключительно для фортепиано.
Слайд 3. Родился Шопен в местечке Желязова Воля под Варшавой. Музыка окружала его с самого детства. Отец играл на скрипке и флейте, а мать хорошо пела и немного играла на рояле. С младенчеством композитора связан один курьёзный факт: услышав любую музыку не умевший ещё говорить Фредерик, начинал громко и безутешно плакать! Его родители какое-то время были уверены, что их сын не выносит музыку, но со временем их опасения прошли.
Слайд 4. В пять лет композитор уже свободно играл несложные пьесы, в семь лет состоялся его первое публичное выступление, а в двенадцать он уже не уступал лучшим пианистам Польши.
С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. Во время загородных прогулок он мог подолгу стоять под окном какой-нибудь хаты, из которой доносились народные напевы. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества.
Слайд 5. 1829 год. В Вене с огромным успехом проходят концерты Шопена, а покорить Вену – город с музыкальными традициями, центр музыкальной Европы, город, в котором блистали Моцарт, Гайдн и Бетховен не так-то просто. Друзья убеждают композитора отправиться в большой гастрольный тур по Европе, а он, мучимый дурными предчувствиями, всё не мог решиться, ему казалось, что он покидает Родину навсегда.
Слайд 6. 1830 год. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен хочет прервать турне и рвётся на Родину. Среди восставших его друзья, близкие, единомышленники. Из Варшавы приходят письма, в которых все отговаривают композитора от этого поступка, он должен остаться свободным и служить Родине своим искусством. По дороге в Париж он получает известие о том, что восстание жестоко подавлено, сторонники в тюрьме или сосланы. Всю свою боль, гнев, возмущение и скорбь воплотил Шопен в своём знаменитом «Революционном» этюде (звучит фрагмент из «Революционного» этюда).
Слайд 7. Разлука с Родиной была очень болезненна для композитора, поэтому особой любовью пользовались у него мазурки и полонезы – танцы польского происхождения, о которых мы сегодня будем говорить подробнее.
Слайд 8. В конце жизни потери близких, поездка в сырой климат Лондона обострила болезнь лёгких. Вернувшись совсем больным в Париж, Шопен пишет свою последнюю мазурку, но исполнить её уже не в состоянии.
Слайд 9. Похороны Шопена скорбны и торжественны. Звучит его любимый Реквием Моцарта и его собственные произведения, в том числе и знаменитый похоронный марш. На могилу композитора друзья принесли кубок с польской землёй.
Слайд 10. По завещанию Шопена его сердце было помещено в сосуд и отправлено на Родину. До сих пор поляки бережно и трепетно хранят свою реликвию в Варшаве в Костёле Святого Креста.
Слайд 12. Наш разговор мы начнём с полонеза (переводится как польский). Самый гордый и торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Полонез исполняли в начале бала, пары двигались по установленным геометрическим фигурам в размере 3/4.
Слайд 13. Возникший в 15 веке танец сначала был исключительно свадебным. Но скоро завоевал большую популярность на народных торжествах. Полонезом начинали и заканчивали праздник, кроме того, полонез танцевали между подвижными, активными танцами, чтобы перевести дух. Названия танца отличались большим разнообразием: ходзонный, генсий, велький, окронглый, повольный, ходзонныйзесвецом.
Слайд 14. В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце 17 века. (Звучит полонез Шопена, дети выходят на сцену и танцуют под музыку Полонеза ля мажор Шопена).
Слайд 15. Мазурка, можно сказать, самый польский танец, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, с острым подвижным ритмом и размером ¾. Своё название мазурка получила от жителей Мазовии, объединив в себе три танца: мазур, обертас и куявьяк. Танцы эти были родственными ритмически и хореографически.
Слайд 16. Бальным танцем мазурка стала в 19 веке. Оказав огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру, мазурка стала частью польского гимна, созданного в 1797 году. (Марина Викторовна говорит несколько слов, дети сначала выходят на сцену, занимают нужные места, а затем включается Мазурка № 5 си мажор Шопена, дети танцуют).
Слайд 17. Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Преданность и любовь к Родине, национальные особенности характера, народные корни творчества композитора, всё это делает его мазурки неповторимыми, уникальными и не просто прикладной танцевальной музыкой.
Слайд 18. А теперь, вальс. Он не является танцем польского происхождения, но Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов. Вальс танец парный, основное движение вальса – плавное кружение в темпе от самого медленного до быстрого. Но так было не всегда.
Слайд 19. Прародителями вальса были австрийский танец лендлер и французский вольт. Оба танца в размере ¾ и парные. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте основой были прыжки, к которым затем добавились повороты и вращения. От слияния этих двух танцев получился новый, ставший сразу популярным в Германии, Австрии и Чехии. Из танца исчезли прыжки, он приобрёл новый характер и движения – плавные, широкие, скользящие. Название танцу дало немецкое слово, которое можно перевести как «круженец».
Слайд 20. В 19 веке вальс начал стремительно распространятся по бальным залам Европы (Дети выходят на сцену и танцуют под Вальс № 7 до-диез минор).
Слайд 21. А теперь подведём итог. Ответьте на вопросы:
«Душа фортепиано» — так называли польского гения во всём мире. Почему?
Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Шопена. Умолкнувшее ли?
Что ещё, кроме танцевального характера вложил в свои танцы Шопен?
Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по звучанию и характеру танцы?