Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области

Конспект мастер-класса
«Друг и враг человеческий»

(5-11 класс)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна

г. Пролетарск

2012

Цель: представление методов и педагогических приемов, направленных на развитие у учащихся положительной мотивации к учению.

Ход занятия:

  1. Тема нашего занятия — «Друг и враг человеческий». Как вы думаете, речь идет об одном понятии или двух? (предметная область для участников не оглашается, поэтому выслушиваем разные варианты ответов)

  2. – А о чем пойдет речь? (о языке)

  3. Чтение эпиграфов:

Язык мой – враг мой: всё ему доступно, он обо всем болтать себе привык…

А.С. Пушкин

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей,.. словом служить любви…

Л.Н.Толстой

— Почему два великих русских писателя настолько различно говорили об одном понятии «язык»?

— Эту двоякость в толковании видели еще древние.

Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесет с базара самое прекрасное, что есть на свете».

Послал хозяин Эзопа на базар.

Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули ее, под ней – язык.

-Эзоп, причем здесь это? – недоумевают гости.

— Что ответил, по вашему мнению, Эзоп?

— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:

— Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

— Эзоп, ты же опять принес язык!

— А что теперь ответил Эзоп?

— А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

На столах у участников каждой группы лежат 4 листа . На одной стороне – буквы (у 1 команды) ДРУГ, у другой команды – ВРАГ, написанные разными цветами. На оборотной стороне – раздаточный материал с заданиями.

— А теперь переверните листы с красными буквами (Д,В) и посмотрите, что же на самом деле говорил Эзоп. Совпадает ли наше мнение и мнение древних? Да, совпадает.

— В каком значении употреблено в притче слово «язык»? Давайте уточним значение слова «язык» по словарю (переверните листы с желтыми буквами)

-А теперь обратимся к значениям слов «друг» и «враг». Зачитайте то значение слов, которые больше всего подходят к теме нашего занятия.

Свяжите толкование этих слов со словом «язык».

  1. А у вас в жизни бывали ситуации, когда язык выступал в роли друга или врага? Наверняка да. Вот 1 группа и проиллюстрирует на примерах положительное значение языка (в качестве друга), а 2 группа — когда язык становился врагом, недругом. Если вам трудно привести примеры из собственной жизни, воспользуйтесь примерами из литературы, кинофильмов, опытом окружающих вас людей. (1 мин)

  2. – Представленные вами примеры так или иначе основываются на опыте. Тысячелетиями накапливаются несметные сокровища человеческой мысли. Какие пословицы о языке, слове вы можете вспомнить? (звучат варианты 2-3 пословиц).

— Еще Н.В.Гоголь говорил, что в пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума. Я предлагаю вам открыть конверты с зеленой буквой и правильно соединить рассыпанные части высказываний. 1 группа работает над смыслом «Язык – друг», 2 группа – «Язык — враг». 2 минуты на выполнение.

  1. Парадокс «друг-враг» интересовал и поэтов. Я предлагаю к прочтению стихотворение В.Я.Брюсова «Родной язык». Я прошу вас прочитать это стихотворение вслух, но вполголоса, чтобы каждый пропустил через себя его содержание (синие буквы)

Родной язык

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

<…>

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей – отзвук твой!..

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос- небо надо мной!

В. Брюсов

— Что в содержании стихотворения сближает его с притчей?

— Какой художественный приём положен в основу создания стихотворения?

— Найдите ключевые слова, которые подчеркивают противопоставление. Подчеркните их прямо в тексте. (1 мин.) Мы видим, как автор даёт почувствовать противоречивое единство понятия «язык».

  1. – А теперь давайте вернемся к эпиграфу. Что объединяет слова Пушкина и Толстого?

-Язык при общении облекается в форму слова. Какие слова вы считаете друзьями или врагами? Итак, слова – друзья? Слова враги? (по группам) (1 мин.)

  1. – Да, язык велик. И в его власти сделать жизнь человека яркой или однообразной. Ваше будущее – это чистый лист, на котором каждый человек, используя разноцветье средств языка, будет творить свой завтрашний день. Вам решать. Вы стоите перед выбором — сделать язык своим другом или врагом при сотворении своего завтра.

Если ты хочешь судьбу переспорить

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре-

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Список использованной литературы

  1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.М.: «Просвещение», 1988

  2. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе.М.: «Вербум»,2005

  3. Крысин Л.П. Жизнь слова. – М.: «Просвещение»,1980

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here