Тема «Величины. Закрепление»
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: традиционный.
Цели урока:
-
Повторить, обобщить представления учащихся о единицах длины, площади, массы, времени.
-
Проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.
-
Создать условия для формирования: коммуникативной и социальной компетентностей (умение организовывать и поддерживать диалог, сотрудничать, слушать друг друга.)
Задачи урока:
-
Развивающая – развитие логического мышления учащихся, познавательной активности и познавательного интереса.
-
Образовательная – закрепление знаний о величинах, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие – крупными; сравнивать величины.
-
Воспитательная – воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Используемые учебники и учебные пособия:
Математика. Учебник для 4 класса начальной школы по УМК «Планета Знаний» В 2ч./М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Используемая методическая литература:
-
Н.В.Лободина Поурочные планы по учебнику М. И.Башмакова, М.Г. Нефёдовой Волгоград: «Учитель»,2012.
-
Л.В.Мищенкова «25 развивающих занятий» Волгоград: «Учитель»,2010.
-
С.Н.Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе 3-4классы – Москва: ИКЦ «Март»,2004.
Используемое оборудование: мультимедийное оборудование
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Рефлексия
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
Открываем тетради. В них уже записаны число и классная работа.
2.Сообщение темы и определение цели урока слайд
-Посмотрите на экран, как вы думаете, какое задание я вам предлагаю?
-Расшифруйте слово в своих тетрадях и вы узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(300+20+8):8 Н
96-90:3 Е
29+60- 9х7 Л
51:17х 30: 3 И
68+76+32 Ч
270:90+7 Ы
360: 6 + 87 В
147 66 26 30 176 30 41 10
В е л и ч и н ы
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
-Какие задачи ставите перед собой? Что бы вы хотели повторить?
-У нас уже были уроки по теме ВЕЛИЧИНЫ, а сегодня урок закрепления знаний.
3. Разминка (устно). Задачи- шутки
— Девочка Элли и песик Тотошка летели на воздушном шаре одни сутки и еще 15 часов. Сколько часов они провели в полете? 39 слайд
— Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось? 17 слайд
-Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой? 197 слайд
-Ель растёт 120 лет, сосна 1/2 этого возраста. Сколько лет растёт сосна? 60 слайд
-Глухарь весной поёт с 2 ч ночи до 11 ч утра. Сколько часов поёт глухарь? 9 слайд
4. Работа по теме урока
1блок заданий
Задание 1. Запишите единицы измерения первой строки в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд)
-Какую величину измеряют данными единицами измерения? (слайд)
Задание 2. Запишите единицы измерения второй строки в порядке убывания: кг, г, т, ц, (слайд)
— Что скажите про данные единицы измерения? (слайд)
Задание 3. А сейчас посмотрим на следующий слайд. Расположите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, секунда, неделя, час, год, минута, век ,сутки. (слайд )
-Какие единицы мы назвали?
2 блок заданий
-Сейчас давайте применим полученные знания на практике
Задание 1
Сначала установим соответствие между данными единицами измерения. (слайд)
-
1год = … месяцев
-
1месяц = … дней или … (в феврале … или … дней)
-
1 неделя = … дней
-
1 сутки = 24часа
-
1ч = … минут
Задание 2
Используя данные, о которых мы говорили до этого, выразите самостоятельно в тетрадях одни единицы времени другими. (слайд)
Комментирование по цепочке!
-
в сутках: 48ч, 96ч;
-
в часах: 2 сут., 120 мин;
-
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
-
в годах: 60 мес., 84 мес.
-
в секундах: 5 мин, 16мин;
-
в минутах: 600с, 5ч.
Проверяем по экрану и подводим итог, используя знаки .
Сегодня мы с вами много говорили о такой величине, как ВРЕМЯ. В нашей повседневной жизни мы встречаемся с ней постоянно. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу.
В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
В современном мире очень важно знать что такое время, ведь отправление поездов, начало занятий в школе, спортивных соревнований, передач по телевидению — все это происходит в точно назначенный час.
Как вы считаете, как же мы должны относиться ко времени, нужно ли беречь и экономить время?
На слайде пословица «Цени минутку!» Как вы понимаете это выражение?
Давайте подведем итог: как же мы должны относиться ко времени? (ценить, беречь, экономить, использовать рационально)
— Давайте будем всегда помнить об этом.
— Не теряя ни минуты, давайте перейдем к следующему заданию.
3 блок заданий
Работа в парах.
Вам необходимо записать цифрами те числа, которые встретятся в тексте (устно проговорить, единицы каких величин использованы) (слайд)
4 блок заданий (задача)
Кроме железной дороги, до Санкт — Петербурга еще можно доехать и по автодороге.
Давайте решим задачу. ( слайд)
Автомобиль направляется из Липецка в Санкт – Петербург по шоссе. Расстояние между городами 1175 км.
Ему осталось проехать 685 км до г. Санкт – Петербурга, когда он сделал остановку. На сколько километров меньше автомобиль проехал, чем ему осталось проехать?
– Что надо узнать в задаче?
-Можем сразу ответить на вопрос?
-Что узнаете сначала?
-Что узнаете потом?
Запись решения по действиям самостоятельно в тетради. Проверка по экрану
— Кто решил задачу так же?
Проверка по экрану (взаимопроверка и оценивание работ) (слайд)
Поднимите руки, у кого нет ошибок, одна, две… ошибки…
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
— Предлагаю вам следующее задание, в создании которого участвовали вы сами. Вам надо было найти некоторые данные из интернет ресурсов или энциклопедий. Я их обобщила и вот что получилось, давайте посмотрим…
— Вам надо устно заполнить пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении. (слайд)
-
Рост бурого медведя – 270…(см)
-
Масса северного оленя – 165…(кг)
-
Длина щуки – 33 …(м)
-
Рост человека – 171…(см)
-
Средняя продолжительность жизни человека – 65(л)…
-
Скорость полета воробья – 39 .. (км/ч)
-
Размах крыльев полярной совы – 160 … (см)
Сравнить (учебник с. 106 № 11). Один у доски.
-Ну а теперь давайте решим задачи про нашу родную школу.
Задачи решаем по вариантам: (самостоятельно в тетради) (слайд)
Длина классной комнаты равна 60дм, а ее ширина-40дм. Вычислите площадь классной комнаты. Ответ вырази в более крупных единицах длины.
-По какой формуле находим площадь? В каких единицах ее измеряем?
Длина школьного коридора прямоугольной формы равна 120дм, а его ширина в 3 раза меньше. Вычислите площадь коридора. Ответ вырази в более крупных единицах длины.
-Можем сразу ответить на вопрос? Чего не знаем? Что значит в 3 раза меньше?
-Взаимопроверка в парах, поставьте +, если вы считаете, что задача решена верно.
Работа по учебнику ( дополнительно)
С. 106 №13(а) самостоятельно. Проверка на экране. Оценивание своей работы.
Итог урока:
— Чем занимались на уроке? Что повторили? Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?
Выставление отметок за урок:
Рефлексия: (слайд)
На слайде № изображение лесенки со ступенями: (дети поднимают кружки соответствующего цвета)
Ничего не понятно на уроке – КРАСНЫЙ цвет
Все понятно на уроке, затруднений нет — ЖЕЛТЫЙ
Хочу знать больше – ЗЕЛЕНЫЙ
-Почему вы выбрали такой цвет?
Домашнее задание:с.106 № 13(б), №12.