ГИА 2014. Вариант №145 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и… простит тебя.

      (6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Бирюкова о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Ты не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…

      (12)А руки матери… (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны  –  добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они  –  самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни  –  руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды  –  всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.

      (19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.

      (23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети  –   лучший подарок для них.

         (25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка. (27)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком.

 (По И. Селивёрстовой)*

*Селивёрстова Инна  –  современный прозаик и поэт.

2. Выполняем задания

1. Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «судьба» (предложение 27).

а) ход событий

б) участь

в) история существования

г) стечение обстоятельств

3. Укажите ошибочное суждение.

а) В слове ЖЕСТОКОЙ все согласные звуки твёрдые.

б) В слове БЕЗДОННО все согласные звуки звонкие.

в) В слове РАЗНЫЕ три слога.

г) В слове МАЛЕНЬКИМ восемь звуков.  

4. Среди предложений 13 – 18 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 6 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

6. Замените словосочетание «мамин совет» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Среди предложений 13 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения,(3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!

10. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н»?

а) беспокойны

б) трудную

в) натружены

г) мамин

12. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

а) смахнёт

б) коснётся

в) дарить

г) красивые

13. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?

а) бескорыстно

б) вспомнилось

в) бездонно

г) отвела

14. Среди предложений 13 – 18 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 6 – 11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 13 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

К сожалению,(1) мы редко задумываемся о том,(2) сколько времени и сил,(3) сколько труда и здоровья,(4) сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Вырастаем и,(5) уехав из родного дома,(6) забываем позвонить,(7) написать пару строчек,(8) подписать открытку к празднику. 

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения,(3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!

19. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мамы всегда прощают своих детей?»

а) Дети, осознав свои ошибки, всегда просят у своих мам прощения.

б) Дети дарят своим мамам тепло и заботу каждый день.

в) Мамы всегда находят любые оправдания для своих детей.

г) Мамы, отругав детей за дурной поступок, видят их раскаяние.

20. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?

а) Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие.     

б) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.    

в) К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

г) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА — 2014

ГИА 2014. Вариант №146 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:

      –  (4)Дети, ложитесь спать! (5)Уже поздно…  –  сердился папа Витя.

     –  (6)Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7)Папочка, пожалуйста,  –  просили дети.

(8)Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.

      –  (9)Даю вам десять минут,  –  сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.

      –  (10)Давайте соберём игрушки и будем ложиться,  –  сказала мама.
      (11)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.

(12)Пробило полночь. (13)И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14)Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15)Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16)На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.

      –  (17)Вика,  –  зашептал брат девочке,  –  наши игрушки ожили…

      –  (18)Я вижу.

     –  (19)Игрушки, вы ожили? (20)Как так может быть?  –  не вытерпела девочка.

     –  (21)Ой-ой-ой, они нас видят,  –  запищали куклы,  –  теперь все узнают нашу тайну.

      –  (22)Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23)Правда, Митя?

      –  (24)Правда,  –  согласился мальчик,  –  а почему вы только ночью оживаете? (25)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26)Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.

       –  (27)Мы так устроены,  –  сказали солдатики.  –  (28)Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.

(29)Ника взяла на руки самую любимую куклу.

      –  (30)Давайте поиграем?  –  предложила девочка.

      –  (31)Ура! (32)Давайте!  –  затеяли возню игрушки.

      –  (33)Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете,  –  сказал  медведь  –  это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.

      –  (34)Хорошо,  –  Митя побоялся обидеть старого медведя,  –  а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.

(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж.  –  (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!

     –  (37)Хорошо,  –  зевая, сказала девочка и уснула.

(38)Утром детей разбудил папа:

–  (39)Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью…  –  начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну.  –  (40)Мне приснился сон.

–  (41)Ну, сон  –  это отлично,  –  засмеялся папа.

        (42)Митя никому не рассказал про свой секрет. (43)Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.

(44)Конечно, это был сон. (45)Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!

 (По Л. Волковой)*

*Волкова Любовь  –  молодой современный автор.

2. Выполняем задания

1. Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «cохранить» (предложение 39).

а) оставить в силе

б) сберечь

в) запечатлеть

г) удержать в памяти

3. Укажите ошибочное суждение.

а) В слове СТАРЫЙ все согласные звуки твёрдые.

б) В слове ЛОМАЮТ звуков больше, чем букв.

в) В слове НОЧЬЮ два слога.

г) В слове СПАТЬ все согласные звуки глухие.

4. Среди предложений 24 – 28 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 34 – 38 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

6. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

7. Замените словосочетание «детские игрушки» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Среди предложений 11 – 16 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя,(1) мама Вика,(2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными,(3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:

–  Дети,(4) ложитесь спать! Уже поздно…  –  сердился папа Витя.

–  Ну,(5) папа,(6) ещё полчасика можно мы поиграем?

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.

11. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

а) вылезли

б) соберём

в) оживать

г) кровать

12. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «расположение вблизи чего-либо»?

а) притворился

б) приснился

в) причёски

г) пригород

13. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н»?

а) бережно

б) необычное

в) устроены

г) отлично

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

–  Вам спать надо,(1) вы завтра плохо в садик встанете,(2)  –  сказал медведь  –  это была старая игрушка,(3) с которой играла,(4) наверное,(5) ещё мама.

–  Хорошо,(6)  –  Митя побоялся обидеть старого медведя,(7)  –  а завтра мы ляжем спать пораньше,(8) чтобы поиграть с вами со всеми живыми.

15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Митя никому не рассказал про свой сон?»

а) Митя боялся, что папа будет над ним смеяться.

б) Митя боялся, что игрушки, которые  оберегали его сон и покой, отомстят ему.

в) Митя опасался, что если он расскажет про свой сон, то игрушки не будут с ним играть.

г) Митя почувствовал свою ответственность за данное обещание.  

16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

а) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.  

б) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.  

в) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать. 

г) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! 

Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА — 2014

Советы учащимся для выполнения задания С2.2

Задание С2.2 — это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.Значит основным содержанием такого сочинения будет анализ информации, которая содержится в тексте, осознание явных и скрытых значений, которые автор вложил 
в слова, словосочетания, предложения. Для выполнения задания произведите следующие действия:
1) прочитайте текст, выделите в нём указанный в задании фрагмент;
2) вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора;
3) сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента;
4) приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента;
5) подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию;
6) приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения;
7) оформите текст композиционно; помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод:

  • вступление — сообщение о прочтении текста в выделенном фрагменте;

  • основная часть — толкование и комментирование выделенного фрагмента с целью демонстрации правильности понимания его смысла; доказательство правильности понимания смысла выделенного отрывка путём подбора примеров из исходного текста;

  • заключение — вывод о правильности понимания фрагмента текста;

8) развивайте мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов;
9) пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.

ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №3

    I.Прочитайте внимательно текст.

      (1)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград. (2)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (3)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны холста. (4)Нетрудно было догадаться, что это художник.
    (5)Мы разговорились. (6)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где у него приятель-лесник, будет жить у него и писать осень.
         
  (7)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? — спросил я. — (8)Там у меня облюбовано одно место, — доверительно ответил художник. — Всем местам место! (9)Такого второго нигде не найдёте. (10)Чистый осиновый лес. (11)Кое-где попадаются редкие ели. (12)Осина даёт такой нарядный убор, как ни одно дерево. (13)Лист у неё чистой раскраски. (14)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотом. (15)Под солнцем получается великолепный костёр. (16)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (17)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (18)Нигде я такого инея не видел.
— (19)А вы составьте  путеводитель для художников, где что писать, — сказал я, конечно шутя.
— (20)А что выдумаете! — серьёзно ответил художник. — Составить нетрудно, но только нет смысла. (21)Все набьются в одно место, а сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности.(22)А это не в пример лучше.
— (23)Почему?
— (24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет.(26)Но знаете, — добавил он с тревогой, — что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей. (29)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (30)Без понимания красоты земли какой же может быть передовой человек. 

( По К.Паустовскому)

 

/ Текст взят из следующего источника: Егораева Г.Т. Государственная итоговая аттестация 9-й класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания /Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И.Козлова. — М.: Издательство «Экзамен», 2010/


     II.Прочитайте внимательно задание С2.2
         
 С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А ведь красота земная — вещь священная. это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей».
      
 Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
            
 Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
            
 Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
             Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

            III.Готовим рабочие материалы 

1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис — аргументы — вывод. Более подробно можно посмотреть на по адресу.

2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 

 а)В первой части нужно выдвинуть тезис,т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: «А красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей». Прежде чем мы подберём материал к первой части, попробуем заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова и дать лексическое толкование некоторым словам из приведённой выше фразы. Священная — чрезвычайно почётная и исключительная по важности.Социальная — общественная, относящаяся к жизни людей и их отношениям в обществе.

  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Согласны ли мы с автором приведённой выше фразы. Да, конечно, согласны. Почему? Во-первых, потому что «красота земная» заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир,увидеть его не глазами, а сердцем (13, 14, 15). Во-вторых, человек в ответе за эту красоту перед потомками, он не имеет права «затаптывать и разорять землю», иначе какой же он «передовой человек»(26, 30) —  аргументы.

в) Беречь красоту земную, не губить, а преумножать её — это и есть наша «конечная цель», чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков. Таков вывод.

     IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.

Предлагаю вашему вниманию сочинение-рассуждение по данному тексту.

         Я абсолютно согласен со словами, сказанными художником: «А красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей«. 

       Во-первых,  потому что «красота земная» заставляет даже самого обычного человека по-другому взглянуть на окружающий его мир, увидеть его не глазами, а сердцем (13,14,15). «На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет» (25).

       Во-вторых, человек в ответе за эту «красоту земную» перед потомками, он не имеет права «затаптывать и разорять землю», иначе какой же он «передовой человек»(26, 30). 

        Следовательно, беречь красоту земную, не губить, а преумножать её — это и есть наша «конечная цель», чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков.


ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №1

I.Прочитайте внимательно текст.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

«(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие минуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как мать и отец, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»
(7)И Серёжка спрашивает отца:
— (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?
(9)Он спрашивает это уже о своём, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»
(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..
— (17)О чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.
— (18)Пап, а собака умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?
— (20)По-моему, понимает.
— (21)А как понять человеку, что она чувствует?
— (22)Наверное, надо научить её говорить, — шутит папа.
— (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.
— (24)Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?
— (26)А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.
(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат… (30)А тут важно не ошибиться.

( По Е.Велтистову)

/ Текст взят из следующего источника: ГИА-2011:Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведение итоговой государственной аттестации в новой форме /авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. — М.: АСТ: Астрель, 2011 /



II.Прочитайте внимательно задание С2.2.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



III.Готовим рабочие материалы 

1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис — аргументы — вывод. Более подробно можно посмотреть на  по адресу.

2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 

 а)В первой части нужно выдвинуть тезис,т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: «А тут важно не ошибиться». Просматривая ещё раз текст, понимаем, что герой стоит перед выбором, перед выбором будущей профессии. А почему он может «ошибиться»? Да потому что многие специальности ему «по душе», он сам пока «удивляется своему непостоянству»(1).

  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Мальчику действительно нравятся многие профессии. Чем же интересуется Серёжа? Приводим цитаты из текста: «буду шофёром» (4 предложение), «или геологом» (4), «или, как отец и мать, конструктором» (4). Серёжу «тянет уехать на Север»(5), ему «хочется раскапывать скифские курганы»(5), «разгадывать древние пергаменты»(5), а может быть он станет «ветеринаром»(23). Это вторая часть нашего сочинения, т.е.аргументы.

в) Серёжа понимает, что выбор будущей специальности — очень важный, ответственный шаг. Пока же он стоит, «как Илья Муромец», не знает какую профессию выбрать, но когда-нибудь обязательно определится. Самое главное — «не ошибиться». Таков вывод.

IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.

Предлагаю вашему вниманию сочинения девятиклассников по данному тексту.

1

Я понимаю фразу «А тут важно не ошибиться» так: каждый человек на определённом этапе жизни принимает значимые для себя решения, и важно, чтобы принятое решение было правильным, «важно не ошибиться», особенно если этот выбор касается будущей профессии. 

Вот и Серёжка, герой повестей Е.С.Велтистова, стоит перед выбором: кем быть, какой специальности отдать предпочтение?! Окончательный выбор ещё не сделан. Иногда ему хочется «раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты..»  Когда он вспомнил бежавшую за ним на улице собаку, то решил  стать «ветеринаром» .

Итак, Серёжке пока ещё трудно сделать окончательный выбор будущей профессии, мальчик пока находится в поиске. Но так как он понимает, что «важно не ошибиться», то, я думаю: герой примет правильное решение. 

Кочнев Андрей, 9б 

2

«А тут важно не ошибиться…» Эту фразу я понимаю так: «важно не ошибиться» при выборе будущей специальности.

Серёжка не знает, кем стать. Ему нравятся многие профессии: он хочет стать «шофёром», «геологом», «как отец и мать, конструктором»(4). Его «тянет уехать на Север», он хочет «раскапывать скифские курганы», «разгадывать древние пергаменты»(5). А может быть стать «ветеринаром»(23)?

Следовательно, Серёжка ещё не решил, кем он будет. Однако, он серьёзно относится к выбору профессии и понимает, что не имеет права на ошибку. 

Буданин Виталий, 9б

ГИА. С2 (5 образцов сочинений на лингвистические темы)

Уважаемые выпускники! Авторский коллектив под редакцией Н.А.Сениной предлагает вам несколько сочинений на разные лингвистические темы в качестве образца.

Исходным текстом для этих сочинений послужил рассказ А.Приставкина «Звёзды». 

Исходный текст.

Прочтите текст

(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У каждого из нас был на фронте отец. (3)И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. (4)Но чёрные листки шли в другие спальни. (5)И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. (6)это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.

(7)Мы узнали, что война окончилась. (8)Это случилось в чистое майское утро, когда к весеннему голубому небу прилипали первые клейкие листочки. (9)Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. (10)Раздался непривычно громкий смех. (11)И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

(12)В детдоме готовился вечер, Витька Козырев разучивал песенку:

(13)Окна светятся весь вечер,

       Как подснежники весной.

(14)Скоро мы дождёмся встречи

       С нашей армией родной.

(15)Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:

(16) — Ребята, я отца ждал дольше, чем вы. (17)Он ушёл воевать ещё с белофиннами…

(18)И мы решили, что Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с военными орденами. (19)Поэтому пускай Витька поёт.

(20)Наступил тихий вечер. (21)Заблестели через серую пыльцу звёзды, и нам они казались звёздами с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… (22)А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. (23)Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. (24)Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились  при её приходе. (25)Мы подошли к окну и спросили, кому письмо. (26)Козыреву протянули листок. (27)И вдруг спальня замолчала. (28)Но нам понималось, что кто-то закричал. (29)Было непонятно и страшно.

(30) «Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».

(31)Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из них молчали. (32)Майская прохладная ночь дышала в окно. (33)Светились далёкие звёзды. (34)И было ясно, что свет от них шёл долго.

Образец 1.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Г.Короленко).

Смысл высказывания знаменитого русского писателя я понимаю так: слово, имея определённое лексическое значение, способно передать и мысль, и чувства человека. Особенно внимательны к слову писатели, из нескольких близких по смыслу они выбирают такое, которое наиболее точно отразило бы замысел (идею) их произведения. Примеры этому можно найти в тексте.

В предложении 4 А.Приставкин называет похоронки «чёрными листками». Используя парафразу, автор показывает, какие чувства вызывали у детей эти сообщения: страх смерти, страх потерять близкого и любимого человека, может быть, единственного…

В предложении 21 писатель использует слово звёзды сразу в двух значениях: одно – в значении «небесные светила», другое – в значении «знак воинского отличия». Мне кажется, что, используя этот приём, автор хотел показать недосягаемость для детей своих отцов, точно такую же, как недосягаемость далёких звёзд.

Оба этих примера помогают читателю понять мысль автора о тяжёлых судьбах детей военного времени. Таким образом, можно утверждать, что высказывание В.Г.Короленко о назначении слова верно.

Образец 2.

«Имя существительное – хлеб языка» (Л.В.Успенский)

«Имя существительное – хлеб языка», — писал Л.В.Успенский. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Имя существительное – первая и основная часть речи любого языка, потому что даёт название различным предметам, чувствам, явлениям, состояниям. Эта часть речи, можно сказать, основная краска в палитре речи, и поэтому её роль трудно переоценить. Попробуем показать это на примерах из текста.

В предложениях 2, 5, 11 А.Приставкин использует слово «отец». Казалось бы, нейтральное слово. Однако именно оно придаёт контексту определённую «суровую» окраску. Не мягкое домашнее «папа», а именно «отец». Я думаю, что именно этим существительным автор хотел показать взрослость детей, которым пришлось жить в суровые времена.

Другим примером может быть существительное «почтальонша» из предложения 24. В художественном произведении оно может показаться лишним, но употребление таких слов оправдано определённой целью автора представить здесь конкретную среду и конкретный характер. Это разговорное слово стилистически окрашивает текст и помогает нарисовать образ маленького героя-детдомовца, от лица которого и ведётся повествование.

Итак, существительные действительно являются основой речи, или, как сказал Л.В.Успенский, «хлебом языка».

Образец 3.

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно написать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко)

Высказывание Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко о том, что знаки препинания «помогают выразить различные смыслы и …чувства», справедливо. Попробуем доказать это примерами из текста.

В предложении 11 автор использует обособленное приложение. Местоимение «мы», с точки зрения автора, потребовало уточнения – «одиннадцать человек». Это важно для раскрытия авторской идеи, ведь целых одиннадцать детей сразу поняли, что они дождались своих отцов. Оформить приложение помогли знаки выделения – запятые.

В предложениях 33, 34 А.Приставкин использовал приём парцелляции. Это особое средство выразительности, которое позволяет пишущему усилить смысловые и экспрессивные оттенки значения. Каждое из предложений словно приобретает большую значимость. Кроме того, парцелляция как бы тормозит повествование, давая возможность дольше поразмышлять над прочитанным. Для оформления парцелляции используется знак разделения – точка.

Образец 4.

Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (А.С.Пушкин).

Безусловно, А.С.Пушкин прав: различия письменной и устной речи существенны.

В письменной речи используются слова и выражения книжных стилей, они нехарактерны для обычного, непринуждённого общения. Текст А.Приставкина относится к художественному стилю. А основная цель этого стиля – создание образа с помощью специальных изобразительных средств. Попробуем увидеть эти приметы. Например, в предложении 3 метафора «одиннадцать маленьких сердец замирало» придаёт серьёзность и одновременно трогательность моменту. В предложении 20 автор использует эпитет «тихий вечер», чтобы создать определённый настрой у читателя.

Кроме того, структура предложений в письменной речи сложнее, чем в устной (например, предложения 11, 18).

Устная речь в основном используется для неофициального общения. Слова и выражения, используемые в устной речи, обычно проще тех, что применяются на письме. В тексте Приставкина есть приметы разговорного стиля. Во-первых, текст насыщен словами с уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными суффиксами: «листочки» (предложение 8), «Витька» (предложение 12). Во-вторых, здесь есть разговорные слова и выражения: «враньё», «почтальонша», «нам понималось».

Итак, мы убедились на примерах из текста, что письменный язык не может быть подобен разговорному.

Образец 5.

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я.Солганик).

Русский язык называют одним из богатейших языков мира. Это выражается не только в большом количестве имеющихся в нём слов и грамматических моделей. Выразить мысль образно помогают особые языковые средства. Остановимся на некоторых из них.

Например, в предложении 27 («И вдруг спальня замолчала») А.Приставкин использует такое средство, как метонимия, то есть употребление одного наименования вместо другого. Здесь под словом «спальня» понимаются все те, кто в ней находится. Мне кажется, используя этот троп, автор хотел передать чувство единения детей в общей беде.

В предложении 8 к существительному «утро» автор подобрал эпитет «чистое». Какую же роль играет это прилагательное в замысле писателя? Обратимся к тексту. В это «чистое майское утро» закончилась война. Это событие долгожданное и радостное для детей. Писатель, с одной стороны, как бы противопоставляет чистоту мира и грязь войны, с другой стороны, он, создав лёгкое, радостное настроение у читателя вначале, заставляет его острее почувствовать всю боль утраты маленького человека.

Как видим, используемые автором средства выразительности работают на идею произведения. А.Приставкин создал образ своего поколения, детей, которым выпало на долю жить в войну.

Источник: Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here