Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100»

Тема урока: «Материки и океаны».

1.Закрепление знаний об условных обозначениях карты, частях света, материках и океанах.

2. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.

4. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.

Оборудование : карта полушарий, глобус, компас, рабочая тетрадь, конверты с пазлами, презентация, таблицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

-С давних времён из века в век

Узнать стремился человек

Как труден путь, что там вдали?

И снаряжал он корабли,

И опускался до глубин,

И поднимался до вершин.

Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.

За знанья жизнь отдать он мог…

А мы начнём урок.

-Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше. Он пригодится сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний. Фронтальная работа.

— Как называются линии, соединяющие два полюса?

— Меридианы. (Ученик показывает на карте и глобусе).

-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?

На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).

— Как называются линии, пересекающие меридианы?

— Параллели. (Ученик показывает на карте и глобусе).

— Как называется самая длинная параллель?

— Экватор. (Ученик показывает на карте и глобусе).

— На какие два полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте и глобусе).

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели, экватор. Слайд1

— Что объединяет все эти слова?

— Это воображаемые линии, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

— Мы думаем во время путешествий.

3. Совместное применение знаний.

( на партах листочки с тестами)

1.Проверь себя. Найди лишнее:

а) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – части света. Слайд2

б) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – материки.Слайд3

в) Атлантический, Индийский, Тихий, Северный. Слайд4

г) Африку омывает Атлантический, Тихий и Индийский океаны.Слайд5

Образец учителя для проверки: слайд6

а) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – части света.

б) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – материки.

в) Атлантический, Индийский, Тихий, Северный.

г) Африку омывает Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Поменяться листочками и проверить работу друг у друга. Ребята проверяют работы и исправляют ошибки.

— В каких вопросах допустили ошибки, какие вопросы нужно повторить.

4. Открытие новых знаний.

— Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?

-Корабль, т.к. большую часть нашей планеты занимает вода. Слайд 7,8

— Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)

— Что удобнее взять в дорогу?

-Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

Давайте представим, что садимся на корабль. В путь!

— Наше путешествие необычное – мы будем путешествовать по карте и составим рассказ- рекламу о каждом материке. Слайд 9

— Что мы можем рассказать о материках?

Составление плана рассказа о материке. таблица

1.В каком полушарии находится материк? (Западном или Восточном)

2.Какие океаны омывают этот материк?

3.В каком тепловом поясе находится? Что можно сказать о климате?

4. Что вы знаете о материке и его обитателях?

Показать материк на карте и глобусе.

-Что нам поможет добиться цели? (карта, знания, энциклопедия, план рассказа о материке)

— Какой материк на нашем пути будет первый мы узнаем, когда соберём пазлы и узнаем материк по его очертанию.

Каждая группа( парта) получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

Конверт 1 (Евразия) табличка на доску

-Используя наш план, составим рассказ о самом большом материке Евразия.

На нём находится две части света: Европа и Азия. Слайд 10, 11, 12,13,14

-1.В каком полушарии находится материк? ( в Восточном)

2.Какие океаны омывают этот материк? (все 4)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (На севере холодно, долгая зима, полярная ночь, полярный день. Здесь нет высоких деревьев, а карликовые берёзки, ивы, кустарники. Южнее – умеренный пояс, хвойные леса- тайга, смешанный лес, а ёще южнее — жаркий)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Исследуем карту: в Евразии самые высокие горы на земле –Гималаи. Здесь самая высокая гора Эверест. Евразия богата реками и озёрами. Одна из них Волга– величайшая река Европы. Самое большое озеро -Каспийское, его ещё называют Каспийским морем. Самое глубокое озеро-Байкал. Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных. На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.

На этом материке, омываемом 4 океанами, расположена огромная страна-Россия, Российская Федерация. Наш город Хабаровск находится на востоке материка. В 2013году нашему городу 155 лет.

Физкультминутка.

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти
(Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево,
(Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: «Где мы?»
(Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют
(Машут руками)
Деревья — великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка.
(Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся
(Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся.
(Садятся за парты)

Конверт 2 ( Африка) табличка на доску

Составляете рассказ об Африке слайд 15,16,17,18,19,20,21

1.В каком полушарии находится материк? (в Восточном, второй по величине материк)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Атлантический и Индийский)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (большая часть находится жарком поясе, круглый год тепло, многообразие растений и животных)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Большую часть материка занимает пустыня Сахара, температура воздуха достигает 57 градусов, можно поджарить яичницу прямо на песке. В Африке находится самая длинная река в мире – Нил. Её длина -6670км. Богат животный мир Африки. Самое крупное животное суши –слон, обитает на этом материке, самое высокое животное –жираф , львы, зебры. Из растений можно встретить гигантские баобабы.

Конверт 3 ( Австралия) табличка на доску

Слайд 22,23,24, 25,26,27,28,29

1.В каком полушарии находится материк? (Самый маленький и засушливый материк находится в Восточном полушарии, южная часть)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Омывают два океана: Тихий и Индийский)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (умеренный и жаркий пояс. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса. Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине.)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт.)

Конверт 4 ( Северная Америка) табличка на доску

Слайд 30,311

1.В каком полушарии находится материк? ( Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. )

2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды трёх океанов -Северного-Ледовитого, Тихого, Атлантического).

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (большая часть находится в умеренном поясе. Природа разнообразна. На юге-заросли кактусов, на севере- секвойи – красные деревья.)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. В реках , озёрах Северной Америки водятся аллигаторы. В западной части материка тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. На реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад).

Конверт 5 ( Южная Америка.) табличка на доску

Слайд 32,33,34

1.В каком полушарии находится материк? (Находится в Западном полушарии)

2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического)

3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Большая часть материка находится в жарком поясе. Разнообразие растений. Южная Америка –родина картофеля, помидора, шоколадного дерева)

4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Материк населяют необычные животные. Ламы –выносливые, покорные животные. Ценится шерсть лам, их мясо идёт в пищу. Ягуар – занесён в Красную книгу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, длина тела до 2 метров. Броненосец- рыцарь в латах. Питается насекомыми и личинками. Мясо броненосца съедобно, поэтому на него охотятся. В случае опасности превращается в бронированный шар. На этом материке самые длинные горы- Анды и вторая по длине река планеты-Амазонка).

Конверт 6 ( Антарктида) табличка на доску

Слайд 35,36,37

Антарктида – закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты.

В 1959 году был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых.

В Антарктиде построено более 60 научно-исследовательских станций. Там работают ученые многих стан мира.

В Центральной Антарктиде располагается полюс холода нашей планеты. На станции “Восток” 24 августа 1960г. Зарегистрирована температура -88,3С. Средняя температура зимних месяцев от -60С до -70С, летних от -30С до -50С.

Обобщение

-На каких материках побывали? Перечислить

Слайд 38

материк

тепловой пояс

Евразия

Холодный

Большая часть — умеренный

Африка

жаркий

Австралия

Жаркий , умеренный

Северная Америка

умеренный

Южная Америка

жаркий

-Везде ли одинаковый животный и растительный мир?

-От чего это зависит?

5. Практическое применение знаний.

Рабочая тетрадь с.

Работа с контурной картой – найти и подписать материки Географические названия пишутся с заглавной буквы, посередине материка .

6. Итог

-Какова была цель урока?

-Достигли цели?

-У кого были затруднения? Удалось преодолеть препятствия?

7. д/з

Подписать океаны

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here