Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100»
Тема урока: «Материки и океаны».
1.Закрепление знаний об условных обозначениях карты, частях света, материках и океанах.
2. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
4. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование : карта полушарий, глобус, компас, рабочая тетрадь, конверты с пазлами, презентация, таблицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.
-С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог…
А мы начнём урок.
-Прежде, чем мы определим тему и цели урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше. Он пригодится сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний. Фронтальная работа.
— Как называются линии, соединяющие два полюса?
— Меридианы. (Ученик показывает на карте и глобусе).
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?
—На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).
— Как называются линии, пересекающие меридианы?
— Параллели. (Ученик показывает на карте и глобусе).
— Как называется самая длинная параллель?
— Экватор. (Ученик показывает на карте и глобусе).
— На какие два полушария делит экватор Землю?
-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте и глобусе).
На экране появляются слова:
Меридианы, параллели, экватор. Слайд1
— Что объединяет все эти слова?
— Это воображаемые линии, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
— Мы думаем во время путешествий.
3. Совместное применение знаний.
( на партах листочки с тестами)
1.Проверь себя. Найди лишнее:
а) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – части света. Слайд2
б) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – материки.Слайд3
в) Атлантический, Индийский, Тихий, Северный. Слайд4
г) Африку омывает Атлантический, Тихий и Индийский океаны.Слайд5
Образец учителя для проверки: слайд6
а) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – части света.
б) Америка, Евразия, Антарктида, Африка, Австралия – материки.
в) Атлантический, Индийский, Тихий, Северный.
г) Африку омывает Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Поменяться листочками и проверить работу друг у друга. Ребята проверяют работы и исправляют ошибки.
— В каких вопросах допустили ошибки, какие вопросы нужно повторить.
4. Открытие новых знаний.
— Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
-Корабль, т.к. большую часть нашей планеты занимает вода. Слайд 7,8
— Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
— Что удобнее взять в дорогу?
-Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
Давайте представим, что садимся на корабль. В путь!
— Наше путешествие необычное – мы будем путешествовать по карте и составим рассказ- рекламу о каждом материке. Слайд 9
— Что мы можем рассказать о материках?
Составление плана рассказа о материке. таблица
Показать материк на карте и глобусе.
-Что нам поможет добиться цели? (карта, знания, энциклопедия, план рассказа о материке)
— Какой материк на нашем пути будет первый мы узнаем, когда соберём пазлы и узнаем материк по его очертанию.
Каждая группа( парта) получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.
Конверт 1 (Евразия) табличка на доску
-Используя наш план, составим рассказ о самом большом материке Евразия.
На нём находится две части света: Европа и Азия. Слайд 10, 11, 12,13,14
-1.В каком полушарии находится материк? ( в Восточном)
2.Какие океаны омывают этот материк? (все 4)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (На севере холодно, долгая зима, полярная ночь, полярный день. Здесь нет высоких деревьев, а карликовые берёзки, ивы, кустарники. Южнее – умеренный пояс, хвойные леса- тайга, смешанный лес, а ёще южнее — жаркий)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Исследуем карту: в Евразии самые высокие горы на земле –Гималаи. Здесь самая высокая гора Эверест. Евразия богата реками и озёрами. Одна из них Волга– величайшая река Европы. Самое большое озеро -Каспийское, его ещё называют Каспийским морем. Самое глубокое озеро-Байкал. Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных. На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.
На этом материке, омываемом 4 океанами, расположена огромная страна-Россия, Российская Федерация. Наш город Хабаровск находится на востоке материка. В 2013году нашему городу 155 лет.
Физкультминутка.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: «Где мы?» (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья — великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)
Конверт 2 ( Африка) табличка на доску
Составляете рассказ об Африке слайд 15,16,17,18,19,20,21
1.В каком полушарии находится материк? (в Восточном, второй по величине материк)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Атлантический и Индийский)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (большая часть находится жарком поясе, круглый год тепло, многообразие растений и животных)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Большую часть материка занимает пустыня Сахара, температура воздуха достигает 57 градусов, можно поджарить яичницу прямо на песке. В Африке находится самая длинная река в мире – Нил. Её длина -6670км. Богат животный мир Африки. Самое крупное животное суши –слон, обитает на этом материке, самое высокое животное –жираф , львы, зебры. Из растений можно встретить гигантские баобабы.
Конверт 3 ( Австралия) табличка на доску
Слайд 22,23,24, 25,26,27,28,29
1.В каком полушарии находится материк? (Самый маленький и засушливый материк находится в Восточном полушарии, южная часть)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Омывают два океана: Тихий и Индийский)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (умеренный и жаркий пояс. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса. Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине.)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт.)
Конверт 4 ( Северная Америка) табличка на доску
Слайд 30,311
1.В каком полушарии находится материк? ( Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. )
2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды трёх океанов -Северного-Ледовитого, Тихого, Атлантического).
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (большая часть находится в умеренном поясе. Природа разнообразна. На юге-заросли кактусов, на севере- секвойи – красные деревья.)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. В реках , озёрах Северной Америки водятся аллигаторы. В западной части материка тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. На реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад).
Конверт 5 ( Южная Америка.) табличка на доску
Слайд 32,33,34
1.В каком полушарии находится материк? (Находится в Западном полушарии)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Большая часть материка находится в жарком поясе. Разнообразие растений. Южная Америка –родина картофеля, помидора, шоколадного дерева)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Материк населяют необычные животные. Ламы –выносливые, покорные животные. Ценится шерсть лам, их мясо идёт в пищу. Ягуар – занесён в Красную книгу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, длина тела до 2 метров. Броненосец- рыцарь в латах. Питается насекомыми и личинками. Мясо броненосца съедобно, поэтому на него охотятся. В случае опасности превращается в бронированный шар. На этом материке самые длинные горы- Анды и вторая по длине река планеты-Амазонка).
Конверт 6 ( Антарктида) табличка на доску
Слайд 35,36,37
Антарктида – закованный в лёд материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты.
В 1959 году был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому там запрещается строить промышленные и военные объекты. Весь континент предоставляется ученым для исследований, поэтому Антарктиду называют континентом ученых.
В Антарктиде построено более 60 научно-исследовательских станций. Там работают ученые многих стан мира.
В Центральной Антарктиде располагается полюс холода нашей планеты. На станции “Восток” 24 августа 1960г. Зарегистрирована температура -88,3С. Средняя температура зимних месяцев от -60С до -70С, летних от -30С до -50С.
Обобщение
-На каких материках побывали? Перечислить
Слайд 38
тепловой пояс | |
Евразия | Холодный Большая часть — умеренный |
Африка | жаркий |
Австралия | Жаркий , умеренный |
Северная Америка | умеренный |
Южная Америка | жаркий |
-Везде ли одинаковый животный и растительный мир?
-От чего это зависит?
5. Практическое применение знаний.
Рабочая тетрадь с.
Работа с контурной картой – найти и подписать материки Географические названия пишутся с заглавной буквы, посередине материка .
6. Итог
-Какова была цель урока?
-Достигли цели?
-У кого были затруднения? Удалось преодолеть препятствия?
7. д/з
Подписать океаны