Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Кинель города Кинеля Самарской области

« Системы деятельности педагога по обеспечению достижения

новых образовательных ресурсов при обучении сочинениям в 5-9 классах»

Работу выполнила:

Храмова Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы

г.Кинель,2013

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Приложение

5. Список литературы

1. Введение

Главным смыслом разработки образовательных стандартов второго поколения является создание условий для решения стратегической задачи развития российского образования: повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность отечественной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.

Фундаментальное ядро содержания общего образования- это основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе (ключевые теории, идеи, понятия, факты и др.) Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия, познавательные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Системно-деятельностный подход играет важную роль в образовательных стандартах второго поколения. Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём

сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности,включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно_смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно_смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,искать и использовать необходимые средства и способы их

достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым елям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции),познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно_смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной еятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того,что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных словий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально_делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково_символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно_графическая или знаково_

символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно_следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических

способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я»

как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения. Рациональная структура урока обеспечивает: комплексное формирование УУД; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления; выбор рациональных методов, приёмов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно – материальных условий обучения.

Три постулата современного урока:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Противоречия:

Противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения. Противоречия между:

Необходимостью развивать у учащихся интерес к написаниям сочинений и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению;

Законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями;

Декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний;

Потребностью учащихся и их родителей в формировании ключевых компетенций,

обеспечивающих обще учебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе и невозможностью их актуализации за счет использования информационных (непродуктивных), личностно-отчужденных методов образовательной деятельности;

Между запросами родителей и уровнем языковой компетентности школьников.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Тема данной работы «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Система обучения сочинениям на уроках русского языка»».

Целью работы является: определить содержательные методы работы науроках русского языка по написанию сочинений разных видов

Задачи:

  1. Создать возможность стороннего взгляда на свой опыт, чтобы скорректировать проведенное исследование и дать рекомендации по его использованию в практике учителей-словесников;

  2. Выявить особенности написания сочинения и обобщить знания;

  3. Развивать социальные навыки: умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

  4. Развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас; развивать поисковую деятельность детей;

  5. Прививать учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.

2. Основная часть

Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средством для этого служит изучение языка.

«Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, – умение построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно или письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение (на литературную и нелитературную тему, так называемое сочинение «на свободную» тему, сочинения-миниатюры и т.п.), вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты».

Под влиянием различных языковых условий речь учащегося развивается, но школа обязана сделать этот процесс целенаправленным, чётким и организованным. Очень важно, чтобы работе по развитию речи уделялось внимание не только на отдельных, специальных занятиях (действующая программа отводит на это не менее 11% учебного времени), но и на занятиях по морфологии, лексике, пунктуации. Содержание, объем и уровень сложности уроков по развитию речи определяются этапом обучения того или иного класса, а также его индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками.

М.Т. Баранов, характеризуя направления в работе по развитию речи, выделяет три крупных линии: овладение нормами литературного языка, обогащение речи школьников и обучение различным видам речевой деятельности.

  1. Овладение нормами литературного языка. Т.А. Ладыженская пишет о том, что для успешного проведения работы по развитию речи необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, это наличие четкой установки учителя на то, что усвоение норм литературного языка не менее важно, чем усвоение норм правописания. Ученик должен понимать важность и значительность таких понятий, как «культура речи» и «культурный человек». Во-вторых, это осмысление учащимися самого понятия нормы: что такое норма, как она функционирует в языке, почему необходимо ею владеть. В-третьих, это учет необходимости многократного повторения правильного варианта как в устном, так и в письменном виде. И, в-четвёртых, это, как результат выполнения предыдущих условий, использование четко сформированной системы упражнений, позволяющей ученикам развивать речевые умения и навыки.

  2. Обогащение речи школьников. Как отмечает большинство методистов, это направление подразделяется на работу со словарным запасом ученика и работу с грамматическим строем. «Учащиеся, создавая текст, оказываются перед необходимостью выбора из своего словарного запаса нужного слова, и чем богаче его словарь, чем он более структурирован по семантическим полям, тем поиск слова оказывается более удачным. Задача преподавателя русского языка заключается в обучении детей правилам отбора слов, которые должны учитывать, во-первых, тему высказывания, во-вторых, ситуацию, адресата и цель высказывания, в-третьих, семантические особенности и сочетательные возможности используемых слов, в-четвертых, форму высказывания. Первое и второе правило связаны в основном с отбором содержания высказывания, третье и четвертое – определяют отбор языковых средств, в том числе лексических». Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою определенную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу.

Что касается обогащения грамматического строя школьника, то здесь мы должны помнить, что обиходная речь ребенка формируется уже к 5 годам. В этом возрасте он почти безошибочно склоняет и спрягает, его устная речь образна и эмоциональна, поэтому учителю необходимо только направлять процесс приобретения новых грамматических навыков в определенное русло. В этих целях Ладыженская настаивает на использовании упражнений с дополнительными речевыми заданиями, в том числе и письменного характера: изложения, сочинения, языковые специализированные игры.

  1. Обучение различным видам речевой деятельности. Данное направление подразделяется на обучение слушанию, чтению и устной и письменной речи (связная речь).

«Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащего текста и коммуникативное взаимодействие собеседников. Умение слушать – одно из самых социально значимых и одновременно наиболее сложных коммуникативных умений». Оно выступает в качестве источника получения информации с целью обогащения знаниями, повышения культурного уровня; средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а также выполняет регулятивную функцию, так как полученные в процессе слушания инструкции определяют действия ученика. Психологи выделяют три вида слушания как процесса: глобальное, детальное, критическое. Главная задача человека при глобальном слушании – определить основной предмет речи, понять общий смысл высказывания адресанта. Подробности здесь не настолько значимы по сравнению с другими видами, поэтому слушающий их опускает. Детальное слушание предполагает восприятие текста по блокам, разграничение основных смысловых единиц. Человеку необходимы такие навыки, чтобы уметь выделять тезисную структуру текста. Третий вид – критическое слушание. Здесь мы должны говорить не только об усвоении смысловых единиц текста, но возможности ученика выразить собственную точку зрения, оспорить или согласиться с главными положениями автора.

Т. А. Ладыженская выделяет следующие виды работ по развитию умения слушать:

— повторение учащимися высказанной учителем установки задания;

— запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.;

— запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

— составление набросков плана, более или менее развернутых, -в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

— конспектирование, составление тезисов;

— кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.);

— многократное прослушивание CD предполагающее критическое осмысление услышанного.

«Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие письменного текста и взаимодействие автора и читателя».

Особое значение в онтогенезе ребенка приобретает развитие связной речи. Под связной речью следует понимать не только сам процесс говорения, но и сам акт коммуникации (выступление, доклад, диалог, реферат). Работа в этом направлении представляется методистам основной задачей школьного образования.

В методическом пособии М.Т. Баранова приводятся следующие задания на развитие связной речи школьников.

  1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Задания такого плана предполагают, что ученик должен устно или письменно раскрыть основную авторскую мысль, сопоставить мысль автора и мысль критика.

  2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Выполняя подобные упражнения, учащийся создает элементы нового текста на базе уже существующего: подбирает эпиграф, составляет композиционную схему текста.

  3. Задания на переработку готового текста. Здесь ученику необходимо выполнить работу редактора: устранить речевые недочеты, ввести в текст цитаты или собственные мысли.

  4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Школьнику требуется изложить содержание текста, записать услышанное.

  5. Задания, требующие создания своего текста. Здесь ученику необходимо использовать свой речевой арсенал, чтобы воплотить в тексте самостоятельную мысль: написать статью, описать научные наблюдения, подготовить доклад на определенную тему.

Задания пятой группы представляют собой сочинения разной степени сложности, о которых мы должны сказать отдельно.

Особенности сочинения как формы работы на уроках русского языка.

Среди других видов работы по русскому языку сочинение занимает исключительно важное место. Сочинение – самостоятельное изложение учащимися собственных мыслей, чувств, ощущений, имеющее целью сообщить об этом другим. А. В. Текучев пишет о необходимости проводить сочинение в строгой системе, от одного этапа к другому. Ученик должен:

— рассказывать о чем-либо по плану, согласно логике развития событий;

— выделять основные связи между явлениями;

— формулировать вывода, строить доказательства к ним, обобщать.

Сочинение – вид работы, в основе которого лежит создание учеником самостоятельного текста на заданную или свободную тему. Разнообразие типов сочинения в зависимости от жанра, объема, источника получения информации позволяет ученику не только раскрыть свой творческий потенциал в качества автора уникального текста, но и использовать богатые стилистические возможности родного языка.

«Школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя». Именно поэтому нельзя преуменьшать роль учителя, задача которого на уроках по развитию речи должна состоять как в консультировании учеников и пояснении отдельных неясностей, так и в определении направления мыслей класса. Прежде всего это касается разработки темы сочинения. Многие методические пособия определяют тему как предмет, то есть ту часть объективной или субъективной реальности, о которой собирается рассказать ученик. Исследователь В.А. Никольский пишет о том, что нельзя ограничиваться только связью с внешней данностью, и выделяет четыре группы понятий, связанных с темой.

  1. «Предмет», «сюжет», «содержание». Эта группа понятий характеризует тему как некую рамку, формулу, задающую основное направление мыслей автора.

  2. «Задача», «вопрос», «проблема». Раскрытие определений данной группы предполагает, что ученик способен не только описать внешнюю последовательность событий, но и выразить свое к ним отношение.

  3. «Утверждение», «тезис». Учащийся должен выстроить цепочку логических аргументов вне зависимости от того, соглашается он с заявленной в теме мыслью или опровергает ее.

  4. «План», «тематика». Чтобы тема сочинения была раскрыта надлежащим образом, школьнику необходимо иметь подробный план, которому он будет следовать в ходе написания работы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что тема, помимо того, что отражает определенное явление действительности, помогает познать это явление. С другой стороны, сама постановка вопроса о каком-либо явлении предполагает наличие мысли о нем и в этом смысле уже становится идеей, пока не развернутой в целое сочинение.

Сочинение как одна из ключевых форм работы по развитию речи призвано воплощать указанные цели и задачи. Использование сочинения на уроках русского языка позволяет осуществлять всестороннюю языковую подготовку учащихся, формируя коммуникативные навыки.

Процесс развития речи предполагает необходимость увеличения словарного запаса школьников, и в количественном отношении, и в качественном. Этот процесс тем более важен, что без участия в нем ребенок не сможет стать полноценной коммуникативной личностью. Гармоничное соединение сочинения как урока по развитию речи и работы по обогащению лексикона является важной задачей как для теоретиков-методистов, так и для практиков-педагогов.

Систематическая работа по лингвистике текста, стилистике, по изучению теоретических сведений из области литературы и русского языка – шанс овладеть теорией и практикой написания сочинений.
Для активизации творческой деятельности учащихся использую тексты, взятые из изученных художественных произведений, тексты разговорного, научного, публицистического, художественного стилей речи. Формированию навыков культуры русской речи в соответствии с нормами литературного языка помогает элективный курс « Русский язык и культура речи». Экскурсии в мир природы с целью наблюдения и исследования текстов на тему «Времена года» дают возможность учащимся описать природу, используя слова –краски, слова – звуки, слова – запахи, почувствовать выражение состояния души своей так, чтобы простые слова становились волшебными. С этой целью выразительно читаем и анализируем стихотворениия А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др., запоминая образные, эмоциональные тропы, помогающие художнику нарисовать впечатляющие картины. На ярких примерах текстов – образцов и негативных текстах учащиеся убеждаются в необходимости глубоких знаний стилистики, учатся избегать стилистических недостатков, нарушений стилистического единства, которые становятся причиной низких оценок письменных творческих работ. Анализируя фрагменты из публицистического, научного и художественного текста, ребята учатся выражать свои мысли.
Размышляя над поднятыми авторами проблемами, аргументируя свои рассуждения, учащиеся вырабатывают практические навыки в обнаружении основных художественных приемов и изобразительно – выразительных средств, позволяющих автору передать свои мысли. Это дает возможность совершенствовать текст сочинения. Не зная «секретов» стилистики, ребята не смогут редактировать текст своего или чужого сочинения.
В практике работы в данном направлении мне помогают следующие методы и формы изучения стилей речи:
— детальное изучение стилей речи: особенности стиля, его назначение, сфера употребления, жанры, характерные черты стиля и языковые средства;
— исследование текста;
— стилистический анализ;
— лингвистический анализ;
— сопоставление параллельных текстов разного стиля;
— создание текстов официально- делового стиля ( заявление, автобиография, протокол, доверенность и т.д.), научного стиля ( конспект литературно – критической статьи, ответ на вопрос на лингвистическую тему), публицистического стиля ( аннотация, отзыв, очерк, рецензия, репортаж), художественного стиля ( описание времени года, портретная зарисовка, описание местности и др.)
Особое внимание уделяю работе над языком художественного произведения. Учащиеся должны знать, что язык произведения связан с родом, жанром, темой, идеей, проблематикой, сюжетом, композицией, персонажами и т.д. Картины родной природы и лирические образы, созданные в стихах поэтами, воспитывают у школьников чувство любви к родной земле. Учащиеся находят фонетические, лексические, синтаксические средства языка, поэтические тропы и определяют их стилистическую функцию.
Наблюдая за характерными приметами времен года, выразительно читая стихи разных поэтов под рубрикой « Времена года», слушая, как композитор передает определенный период года в звуках, готовлю учащихся к уроку – практикуму « Урок – мастерская».

В своей работе использую следующие формы и приемы обучения сочинениям:
— овладение теоретическими сведениями из области литературы и русского языка;
— выяснение своеобразия жанра;
— чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров;
— лекция учителя;
— эвристическая беседа;
— текстуальный, проблемно- текстуальный анализ;
— исследование текста;
— работа над структурой литературно- критической статьи;
— подбор эпиграфа, составление плана;
— обучение аргументации, способам введения в речь цитат;
— систематизация материала по теме;
— выписки из критических статей;
— сопоставление нескольких точек зрения;
— использование кино, живописи, музыки;
— составление вопросов и методических рекомендаций , помогающих учащимся написать работу в определенном жанре;
— упражнения по предупреждению и исправлению типичных ошибок в письменных работах;
— рецензирование, анализ письменных работ;
— редактирование и взаиморедактирование;
— создание сочинений разных жанров.

Ожидаемые результаты:

Работа над такими жанрами сочинений, как рецензия, эссе, литературно-критическая статья развивает у ребят творческую фантазию, образное мышление, художественный вкус, самостоятельность суждений будет проходить на высоком уровне.

Размышляя над поднятыми авторами проблемами, аргументируя свои рассуждения, учащиеся вырабатывают практические навыки в обнаружении основных художественных приемов и изобразительно – выразительных средств, позволяющих автору передать свои мысли. Это дает возможность совершенствовать текст сочинения. Не зная «секретов» стилистики, ребята не смогут редактировать текст своего или чужого сочинения.

Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит успех творческой работы, можно выделить следующие:
— логическое построение речи с помощью аргументов, использование арсенала средств убеждения;
— содержательность, обстоятельность информации, убедительность;
— совершенство форм языка, стиля, образную эмоциональную выразительность речи; 
— умение сделать соответствующий вывод.

— понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа;

— подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения собственную точку зрения на волнующие вопросы;

— накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное — то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, передавать свои знания, чувства;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;

— отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

— орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

— обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

К 9 классу учащиеся смогут свободно и понятно писать сочинения любого жанра.

Сущность изменения деятельности:

Сущность изменения деятельности состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методик и приемов организации учебной деятельности школьников; широкое внедрение методов и приемов обучения сочинению

Результатом данной работы будет

После систематического проведения уроков развития речи

Ученик сможет:

1. Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление).

2. Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

3. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденном.

4. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

5. Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Ученик 11 класса в 2013 году занял 3 место во Всероссийском конкурсе сочинений «Размышление о чести и совести».

Конечным результатом проверки знаний, умений и навыков письменной речи является сочинение. Но этому предшествует длительная и кропотливая работа с пятого по одиннадцатый классы.

С самого первого урока ведущей идеей считаю дать понятие, что язык – универсальное средство общения и что свободное владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.

Первое сочинение, которое провожу в пятом классе, —  «Для чего людям нужна речь?» Дети получают возможность письменно высказаться, а при анализе сочинений мы приходим к выводу, что надо многому научиться, чтобы кратко, точно и красиво, а главное – грамотно, выражать свои мысли на письме. А для этого надо много работать.

Далее учу ребят, как правильно вести беседу, ведём работу по культуре общения, над правилами речевого поведения, чтобы общение было приятным, полезным, интересным.

Затем перехожу к тексту. Особое внимание уделяю смысловой связи предложений: начальная подготовка к комплексному анализу текста. Дети учатся писать и говорить на тему. В качестве образца использую изложения – миниатюры.

Теперь ребята готовы поделиться впечатлениями о летних происшествиях,  о памятном случае. Чтобы им помочь, предлагаю типовой план сочинения.

Ребята теперь готовы к написанию небольших сочинений – миниатюр. Так как слово – основа нашей речи, строительный материал сочинения, то и сочинение посвящается слову: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило) слово!..», «Какое слово я считаю добрым», «Как мне раскрылась «загадка» слова» и т.д. Каждый ученик выбирает «историю» своего обращения к слову. Можно дать примерный план.

Далее по программе мы переходим к изучению стилей речи. Попутно идёт (продолжается) знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка, которые способствуют обогащению речи учащихся, повышают её эмоциональность. Типы речи ориентируют ребят: о чём как писать.

Предлагаю ребятам назвать темы сочинений, какие они хотели бы написать. Учащиеся сами выбирают тему, стиль, тип речи. И пишут сочинения – миниатюры.

Следующий этап обучения сочинению – описание предмета. Для этого необходима организация наблюдений над особенностями описания предмета. Работаем над композицией текстов для наблюдений. Сопоставляем описание в художественном стиле с описанием деловым и научным. Это позволяет ребятам самостоятельно описать любимое животное. Фантазируем и с формулировкой тем. Основная тема уроков, посвящённых обучению сочинению – рассуждению, заключена в заглавии: рассуждать – значит доказывать. И я прошу детей порассуждать по содержанию картин, над которыми мы работаем устно (плюс уроки литературы). Письменные сочинения по картинам в пятом классе не провожу. Работаем только на устной основе по содержанию картин, их композиции.

Одним из этапов формирования умения писать на заданную тему является работа по различению широких и узких тем, вычислению из широких тем узких. Продолжаем работу в определении темы текста и умении озаглавливать текст.

В качестве первого сочинения в 6 классе учащиеся могут писать работу на любую понравившуюся тему. Например: «О чём мне хочется рассказать», «Самый памятный день лета», «Однажды»…, «Чем мне запомнилось первое школьное утро» и т.д.

Ребята уже готовы к восприятию разграничения простого и сложного планов. Эта работа проводится не только на уроках развития речи, но и на уроках русского языка и литературы.

Каждая новая тема сопровождается аналитической беседой. Так при подготовке  сочинению по личным наблюдениям после чтения теоретического материала анализируем предложенные темы: что между ними общего; в чём различие? Обязательно включаю в урок словесное рисование.

На следующем этапе работы над сочинением перехожу к усвоению понятия эпиграфа как выразителя основной мысли текста. Отмечаю, что умение подбирать эпиграф является показателем высокой культуры письма. При закреплении сначала работаю над сочинением, а затем над сочинением. Таким образом осуществляется плавный переход к сочинению в жанре рассказа. Анализируем композицию рассказа. Сообщаю, что важным элементом композиции рассказа является кульминация, которая часто отображается в заглавии. Попутно обращаемся к анализу языковых средств. Это обогащает словарь учащихся. Даю практические советы по работе над вступлением.

Самым сложным видом работы над сочинением считаю работу по картине. Сочинение по картине требует особой подготовки. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Переходим к композиции картины: передний план, задний, центральная часть. Определим сюжет. Большую роль отвожу словарной работе, т. к. здесь встречается много специальных терминов. Обращаю внимание учащихся на то, какими красками написана картина. Почему? Учу высказывать своё отношение к изображённому на картине. На первом этапе обучения каждый аспект анализируется подробно, коллективно. В дальнейшем переходим на самостоятельную работу.

Завершаем учебный год сочинением о книге, чтобы потом написать отзыв, рецензию, аннотацию.

В 7 классе продолжаем работать над описанием. Переходим к более сложному материалу – описанию действий. Композиция текстов, являющихся описанием действий, трёхчленная, а именно: 1)подготовка к действиям; 2)выполнение этих действий; 3)результат работы, оценка действий. Обращаю внимание на типичные недочёты в подобных работах. Пишем миниатюры. Всё это способствует хорошей подготовке к домашнему сочинению.

Следующим этапом является отзыв о книге. Сначала анализируем предложенные тексты. Работаем над морфологическими средствами связи частей и предложений в тексте. Даю ребятам структуру развернутого отзыва о книге. Пре этом подчёркиваю следующее: каждое положение в отзыве должно аргументироваться, подтверждаться примерами, фактами; отзыв должен быть написан так, чтобы вызвать у читателя интерес к рецензируемой книге, желание прочесть её. И затем переходим к характеристике литературного героя. В дальнейшем всё это способствует усвоению анализа литературного произведения.

Тему последнего в учебном году сочинения определяют сами учащиеся.

В 8 классе сочинения проводятся как на литературные темы, так и на грамматические, например: «Что я знаю о словосочетаниях». Пишем изложения с элементами сочинения, что позволяет учащимся самостоятельно высказать свои мысли, суждения на заданную тему. Начинает осуществляться подготовка к итоговому контролю–экзамену в 9 классе. Пора подумать и о выборе жизненного пути. Поможет нам в этом сочинение по данному началу «Каким быть?» И конечно же, нельзя обойти вниманием тему «Книга в моей жизни.» Ведь именно книги призваны формировать человека, учить его жить. Сначала разбираем тексты. Анализируем и выбираем тему. Подбираем эпиграф. Работаем с предложенными планами.

В 9 классе работа над сочинениями значительно усложняется. Начинаем знакомиться с композиционными формами сочинений. Пишем рецензию на книгу. Составляем с отзывом. Выбираем стиль. Совершенствуем лексический запас. Предварительно анализируем предложенные тексты.

Знакомясь с примерами справочных аннотаций на издания художественных, научно-популярных, научных произведений, девятиклассники не только учатся выбирать книги для чтения, но и приобретают некоторые умения и навыки, необходимые для научной, исследовательской деятельности.

Параллельно с этой работой идёт работа по литературе. Обозначился качественно новый этап изучения литературы. Работаем с критической литературой. Учимся писать конспекты. Сначала по плану, затем самостоятельно. В дальнейшем это помогает ребятам при написании сочинений, ориентироваться в правильной оценке литературного произведения. Пробуют силы и в поэтическом творчестве. Например, при изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» предлагаю (по желанию) учащихся написать свой вариант продолжения романа в стихах.

В 10 и 11 классах работа значительно усложняется. Учащиеся анализируют большие по объёму произведения. Значительно усложняются и жанры ученических сочинений. Это анализ лирического стихотворения, роль эпизода в композиции данного произведения, интерпретация поэтического и прозаического текстов, сравнительный анализ. Всё это даёт возможность учителю проконтролировать, как ученики понимают, толкуют, анализируют изученное, высказывают свою собственную точку зрения.

Вот такая система работы над сочинением очень кропотлива, тяжела, но необходима, чтобы конечный результат контроля был положительным.

Технологическая карта урока.

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок комбинированный

Тема урока: Сочинение по летним впечатлениям

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль правильного написания сочинения, научить писать сочинение.


2.2. Технологическая карта урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Сочинение по летним впечатлениям».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

— Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок – воспоминание о летних каникулах:

Ура! Ура!! Ура!!!
Ликует детвора.
Трёхкратное «Ура»
Во всех концах двора.

Каникулы! Каникулы
С утра и до утра.
Каникулы! Каникулы!
Ура! Ура!! Ура!!!

На небе круглоликая
Весь день царит жара.
У солнышка каникулы.
Ура! Ура!! Ура!!!

Глядит светило радостно
На детский шум и гам,
Наращивая градусы,
Волнуя пап и мам.

Коль солнцем, будто кушаньем,
По горло сыт, тогда
С обливами и душами
Во двор придёт вода.

И умные, и глупые
Не станут отрицать,
Что быть в жару искупанным —
 
Такая благодать.

Каникулы! Каникулы 
С утра и до утра.
За наши, за каникулы
 

Ура!

— Какое настроение у вас после прочитанного стихотворения?


Распределить слова в 2 столбика: жара, дождь, лес, путешествие, пионерский лагерь, отдых у бабушки, загородный парк, грибы, речка, радуга, рыбалка, сырость, тоска, скука.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Фронтальная работа.

Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 2 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Беседа:

— Кто из вас отдыхал в пионерском лагере?

— Кто ездил в деревню?

— Кто оставался в городе?

— Кому приходилось этим летом ловить рыбу?

— Кому посчастливилось участвовать в туристском походе?

— Кто помогал взрослым в работе?

— Кто любит собирать грибы, ягоды?

— Какой день больше других вам запомнился и почему?

А теперь расскажите о каком-нибудь памятном дне летних каникул.

Сегодня вы рассказали о том, где и как проводили летние каникулы, старались передать свои впечатления, связанные с прекрасной порой лета. Ещё долгое время вы будете вспоминать летние каникулы; будете рассказывать своим друзьям, как впервые поймали огромного сазана или карпа.Один из вас научился плавать, другой полюбил тишину и прохладу лесных чащ. Всем вам хочется поделится своими впечатлениями, мыслями с товарищами. Но рассказываете вы все-таки плохо, перескакиваете с одного на другое, пропускаете очень важное, торопитесь, возвращаетесь назад. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться.

Коллективная устная работа – беседа о летних впечатлениях

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной

форм работы.

Вам предстоит написать сочинение на тему, связанную с прошедшими летними каникулами.

— Как вы думаете, с чего следует начинать работу над сочинениями? (Ответы учащихся)

Учитель: Работу над сочинением следует начинать с обдумывания темы сочинения. Вы должны ясно представить себе, чего требует от вас тема. А для этого разберем текст сочинения ученика.

Рассмотрение подготовленной учеником презентации «Как правильно писать сочинение»

Используется прием работы «Инсерт». Заранее подготовлены листы с таблицей:

Лишнее

[]

Недостаточно сказано,эту часть следует расширить

<

Пропуск, в это место следует ввести определенные дополнения

^

Неоправданное повторение одних и тех же слов и выражений

П

На полях делаются пометки. Затем текст разносится по столбикам.

Ученикам раздается текст:

На рыбной ловле.

День выдался ясный, солнечный, и мы с братом собрались идти на озеро ловить рыбу. Но чтобы ловить на озере карасей, нужно сделать кроватку из бревен. Мы взяли топор и нож и пошли на й.озеро. Приготовили четыре кола, забили их в землю и настелили на них поперечные палки. На палки настелили камыш, и получилась кроватка.

Потом мы пришли домой, накопали червей, надели фуфайки, сапоги, взяли огурцов, черного хлеба и пошли на ночь ловить рыбу. Было очень грязно. Я поскользнулся, упал в грязь и испачкал брюки и фуфайку. Потом мы шли по осоке и убили

гадюку. Когда мы пришли на озеро, закинули удочки и стали ловить карасей.

— Что мы с вами узнали из сочинения о самой рыбной ловле? Достаточно ли этого?

— О чем совсем не следовало писать, потому что это не относится к рыбной ловле?

— Что имеет отношение к рыбной ловле, о чем следует сказать, но более кратко?

-Найдите однокоренные глаголы, которые слишком часто использует автор.

Затем учащиеся записывают переработанное сочинение и приходят к выводу.

Индивидуальная работа с обсуждением. Учащиеся читают текст, делают заметки на полях, затем разносят части текста по колонкам таблицы.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Отгадайте кто это?

Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …
(
Лето)

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?

(июль)

 Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?

(июнь)

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи!

(август)

 В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
(Облака)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

Хочешь
— В воду ты ныряй,
Хочешь
— На песке играй.
Сколько замков
Здесь создашь!
Что это за место? …
(
Пляж)

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лето» и изображают предмет

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Работа в группах:

Задание : объяснить, какая из указанных тем сочинения шире и почему?

1 группа.

  1. У лесного костра в пионерском лагере.

  2. Наш лагерь.

2 группа.

1.Памятный день.

2. Как я провел летние каникулы.

3 группа:

  1. Как я заблудился.

  2. Прогулка в лес.

4 группа:

  1. В лес за ягодами(грибами).

  2. В лесу летом.

5 группа:

  1. На рыбалке.

  2. На реке летом.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения)

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Рефлексия

-Давайте вспомним все правила написания сочинения

-Что нового вы узнали?

Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?»

-Вот и подошло к концу наш урок. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Домашнее задание: Написать сочинение о летних впечатлениях.

  1. Заключение

В обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Результатом данной работы будет

После систематического проведения уроков развития речи

Ученик сможет:

1. Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление).

2. Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

3. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденном.

4. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

5. Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Ученик 11 класса в 2013 году занял 3 место во Всероссийском конкурсе сочинений «Размышление о чести и совести».

Хотелось бы закончить словами Л.Успенского : «Глубоко в толще народа поселилось острое желание говорить, писать, сочинять, изъясняться правильно. Правильно грамматически и правильно стилистически. Научно точно и художественно выразительно. Это отличное, плодотворное желание. И оно больше, чем что-либо другое, может служить порукой, что массовое, народное владение настоящим, правильным, остро отточенным литературным языком – языком Тургенева и Толстого, Шолохова и Твардовского, языком Менделеева и Тимирязева – будет возрастать со дня на день, от года к году »

Список литературы

Правовая литература:

1. «Закон об образовании».

2. «Конституция Российской Федерации».

Методическая литература:

1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10. – С. 8-12.

3. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2011. – № 12. – С. 12-18.

4. Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.

5. Малышева Л.М. Пишем сочинение. Практический курс: Пособие для поступающих в вузы. – М.:ООО «Издательство Новая Волна», 1999.

6. Мещерякова М.И. Сочинение: секреты успеха. Композиция, темы, жанры, образцы.- М.: Айрис-Пресс, 2000.

7. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания: Учебно-методическое пособие. – М.: Наука; Флинта, 1999

8. Никитина Е.И. Эссе-воспоминание// Русский язык в школе,1999.-№3.

9. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е.. Обучение написанию сочинений разных жанров.- М.: Akademia, 2000.

10. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 1990.

11.Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1995.

12. Попкова Л.В. Из опыта обучения написанию сочинений // Русский язык в школе, 2001.- №5.

13.Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных средних школ, абитуриентов и их родителей.- Н.Новгород: ДЕКОМ, 1996.

14.Рыбаков В.П. Обучение сочинению в старших классах.- М.: Учпедгиз, 1960.


23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here