Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
Тема: Кто такие рыбы?
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, продолжить освоение деятельности моделирования, учить описанию природных объектов.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, речь, логику.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей; научиться приводить примеры речных и морских.
Оборудование: У учителя – музыкальное сопровождение, фотографии с изображением рыб, бумажные кружочки для моделирования чешуи. У учащихся – рабочая тетрадь, цветные фишки, лист с заготовкой для рисования чешуек.
Ход урока:
-
Мобилизующая часть урока.
—Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Тихонько сели.
-
Повторение пройденного.
-На доске поляна с цветами. Предлагаю вам отгадать несколько загадок и закончить стихотворения. (После того, как загадка отгадана, насекомое крепится на полянку).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка-
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела… (Божья коровка)
-Каких животных вы назвали? Можно ли объединить их в одну группу? Какую? Все ли относятся к насекомым? Почему насекомых так назвали? Почему паук — не насекомое?
3. Проверка домашнего задания:
-Откройте тетради. Покажите соседу по парте, какие у вас получились жуки. И я пройду посмотрю. (За правильно выполненную работу поощрить ребенка бабочкой)
4.Сообщение темы урока.
Звучит музыкальное сопровождение. В класс входят Муравей и Черепаха.
Муравей: Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?
Черепаха: Я спешу к реке. У меня там встреча.
Муравей: А с кем ты встречаешься?
Черепаха: Отгадаешь загадку – узнаешь.
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
Муравей: Я не знаю – кто это.
Черепаха: Тогда проси помощи у ребят.
Муравей: Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.
Учитель: О ком же шла речь в загадке?
Муравей: Ребята, мы уходим по своим делам, а вам нужно найти ответ на вопрос, кто же такие рыбы?
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, кто такие рыбы и познакомитесь с их отличительными признаками. А помогут нам в этом Муравей и Черепаха из учебника.
5. Физкультминутка.
Звучит музыка.
-Тихо встали около парт.
— Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие к водоему, где обитают рыбы.
— У нас на пути болото. Давайте будем прыгать по кочкам, чтобы не
намочиться.
— Давайте будем наклоняться, чтобы не пораниться о ветви деревьев.
— На пути у нас высокая трава, пройдем по ней, высоко поднимая
колени.
— Раздвинем ветви, они мешают нам пройти.
— Ребята, вот мы и пришли! Тихонечко садимся.
6. Работа по теме урока.
— Муравей говорит, что он живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.
— Давайте поможем Муравьишке, расскажем ему, что мы о них знаем. (ответы детей). Рыбы – дети воды. Где вода, там и они. Каких рыб только нет! Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные и огромные. Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это?
— Давайте рассмотрим строение рыбы. Эта рыба называется «красноперка». Кто догадался, почему ей дали такое название? (ответы детей)
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает рыбе опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Жабры находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Есть у рыбы плавательный пузырь, ни у кого кроме рыб его больше нет!- который помогает рыбам нырять и всплывать. И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности.
Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить? Отличительный признак рыб. Мудрая Черепаха приготовила нам загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
— Что это за одежда? Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
7. Практическая работа.
1 задание: Давайте, ребята, все вместе попробуем из бумажных кружочков смоделировать «одежду» рыб. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. ( Дети у доски с помощью вырезанных из бумаги кружочков моделируют «одежду» рыб, определяя закономерность расположения чешуек.)
2 задание: Ребята, откройте рабочие тетради на 23 странице. Дорисуйте чешуйки цветным карандашом. Выполнили задание. Молодцы! Закрыли тетради, убрали их на край парты.
8. Физкультминутка.
Рыболов, рыболов,
Покажи свой улов!
Я поймал леща большого
И налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака…
А в ведерке два малька.
9. Работа по теме урока (продолжение).
— Сейчас мы с вами посмотрим отрывок фильма, в котором показана жизнь рыб.
( Просмотр фильма BBC «Таинственные воды»)
(2-3 минуты)
— Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Откройте учебник на 22 странице, положите на нее руку. Прочитайте названия речных рыб.
— На соседней странице изображены морские рыбы. Прочитаем их названия.
— А сможет ли Муравей увидеть акулу в реке? (Нет, акула живет в море.)
— Рыбы, живущие в реке, называются…речными.
— Рыбы, живущие в море, называются…морскими.
— Я вам загадаю загадки, а вы найдите отгадки на страницах учебника (с. 22-23)
Учащиеся находят данную рыбу и отмечают ее фишкой. Необходимо уточнить: рыба морская или речная.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. ( Ерш)
У кого рот на брюхе? (Акула)
У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
Дополнительные сведения:
1. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.
2. ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники – защита ерша.
3. камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.
— А сейчас найдите на картинке рыб, о которых еще не говорили. Прочитайте их названия.
-Соберите фишки. Отложите в сторону. Закройте учебники.
10. Физкультминутка.
— Игра «Слушай и определяй!». Учитель называет разных животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, стоим на месте: кузнечик, акула, слон, окунь, муха, щука, сом, стрекоза.
— Встали, подровнялись, сели, продолжим работу.
11. Практическая работа.
—Откроем рабочие тетради на 10 странице. Выполним задание №1.
-А дома выполните задание №2 на 10 странице.
12. Итог урока.
— Что вы можете рассказать Муравьишке о рыбах? Чем они отличаются от других животных? На какие две большие группы можно разделить рыб? Приведите примеры рыб, которые встречаются в реках Приморского края.
— Обратите внимание на выставку книг. На перемене вы можете подойти и познакомиться с книгами, в которых описана жизнь разных рыб.
— Урок окончен! Спасибо!