Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе

(повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

Цели урока:

Образовательные:

  повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать его место и назначение в современном русском языке;

— обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

освоить и закрепить трудные случаи правописания наречий;

развивать умение анализировать и синтезировать материал;

— развивать коммуникативные способности учащихся; формировать умение правильно употреблять наречия в речи.

Воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к родному языку;

— воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.

Дидактическое пространство урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур, Эй Ар Гайд, Сималтиниус Раунд Тэйбл, Финк – Райт – Раунд.

УМК «Русский язык 7 класс» / Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – Москва, «Просвещение», 2012.

Ход урока

  1. Организационный момент. Добрый день. Я рада  видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Садитесь.

  2. Целеполагание. Этап повторения ранее изученного

Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

Загадка эта разгадывается очень просто:

позавчера

вчера

сегодня

завтра

послезавтра

5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)

Сегодня мы с вами вспомним о правописании наречий, повторим основные правила, которые помогают нам правильно писать эту часть речи. «Правописание наречий» — это и будет тема нашего урока ( тема записывается на доске и в тетради).

Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.

Перед вами на листочках таблицы, где записаны утверждения. Нужно поработать самостоятельно. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания о правописании слов через дефис.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

+

Наречие – самостоятельная часть речи

Частицы не, ни в некоторых случаях пишутся через дефис

+

Наречия с одинаковыми основами пишутся всегда раздельно

+

В наречиях после шипящих под ударением пишется О

+

В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством

Суффиксы то, либо, нибудь пишутся раздельно у местоимений и через дефис у наречий

Наречия отвечают на вопросы как? где? чей?

+

Приставка по и суффиксы и, ому(ему) в наречиях пишутся через дефис

НЕ с наречиями пишется только слитно

+

Наречия имеют степени сравнения

Просмотрите правила на страницах учебника. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.

Теперь еще раз прочтите все утверждения и в столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+» или «-». Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? В чем и почему? Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 30 секунд. Начинают участники В. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.

  1. Практическая часть урока

1 задание. Материал, который мы сейчас повторили, поможет вам выполнить следующее задание.

Обучающая структура ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН подумай, запишите, обсудите в команде.

Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

Задание «Синонимы-наречия»: нужно подобрать синонимы-наречия для наших словосочетаний и предложений и проверить себя на знание правил по правописанию орфограмм. Работаем в тетради, записываем через запятую только синонимы:

  1. Лошади быстро мчались — …(вскачь)

  2. Распахнуть до конца — …(настежь)

  3. Лист бумаги, сложенный  в четыре раза ( вчетверо)

  4. Кода три человека остаются дома? ( втроем)

  5. Равнина, разделенная оврагом пополам ( надвое)

  6. Выходить из убежища по два человека сразу ( по двое)

  7. Ударить, размахнувшись — …(наотмашь)

  8. Вверх лицом — …(навзничь)

  9. Испокон века — …(издавна)

  10. Уклониться в сторону — …(вбок)

  11. Запомнить надолго — …(навек)

  12. Сделать быстро и плохо — …(наспех)

  13. Прийти в нужное время — …(вовремя)

  14. Бежать, догоняя кого-то — …_вдогонку)

  15. Разбить на мелкие кусочки — …(вдребезги)

— На какие правила не даны наречия (при ответе можно использовать таблицу с утверждениями)

2 задание. Игра «Корректор»

Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ. Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

Тексты на столах. Задание: отредактировать статью — заметку о природе, нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдоподобная картина осени.

С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть.

3 задание. Кодированный диктант.

а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые пишутся через дефис:

1.(по) больше

2.(по) новому

3.(по) прежнему

4.(по) реже

5.(кто) нибудь

6.(не) высоко

7.(с) лева

8.(за) темно

(2,3,5)

б) в каких наречиях нет дефиса

1. волей (неволей)

2.(мало) помалу

3.(в) четвертых

4.(в) право

5.(из) давна

6.(как) нибудь

7.(кое) куда

8.(не) громко

(4,5,8)

4 задание. Сейчас в командах прочитайте текст и постарайтесь понять текстообразующую роль наречий. Найдите в тексте наречия, выделяя их маркером. (текст на столах)

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь… Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

И.С. Тургенев.

— В этом тексте писатель использовал 17 наречий, которые относятся к глаголам, деепричастиям и одно к прилагательному. И это неслучайно. Для чего так много наречий?

(- Писателю было важно передать действия птиц в полёте и с помощью наречий более точно и выразительно охарактеризовать эти действия).

— На какие правила использованные автором наречия

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Обучающая структура ТЭЙК ОФ

— Чему вы научились на данном уроке? (правильному написанию наречий)

— Встаньте те, кто понял, когда наречия пишутся через дефис. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

— Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется Ь. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

— Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется -О, когда -А . (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

Те, у кого остались вопросы, еще раз внимательно прочитайте правила в учебнике с.71-89, если что-то будет непонятно, подойти ко мне до начала уроков.

Домашнее задание: Написать 9 предложений из любых произведений русских поэтов и писателей, где встречаются наречия, которые пишутся через дефис, слитно и раздельно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here