Урок окружающего мира в 3 в классе С(К)К VII вида

Раздел: Наша безопасность

Тема урока: Огонь, вода и газ

Цели:

  1. познакомить детей с опасностями, которые их окружают, и выяснить, почему они возникают; отработать последовательность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения;

  2. развивать кругозор детей;

  3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;

Корр. цели:

  1. развивать умение ориентироваться в окружающем мире, социализация детей в обществе

  2. развивать умение правильно строить предложения при ответе на вопросы, умение запоминать основное, главное в тексте, читая его по частям и определяя с помощью вопросов учителя о чем говорится в каждой из них

  3. развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом слуховом и зрительном материале путем постановки познавательных задач

Оборудование:

  1. Игрушечные телефоны

  2. Диск с м/ф «Спасик и его друзья»

  3. Плакаты и таблицы по теме

  4. Спичечный коробок

  5. Вентили горячей и холодной воды

  6. Карточки «01», «04», «112», «вентиль», «диспетчер», карточки с причинами пожара, план действий при пожаре,

  7. Карточки с заданиями для групповой работы

Ход урока

I . Организационный момент

II. Введение в тему

-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность»

-как понимаете слово «безопасность» (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)

-какие опасности могут подстерегать нас дома? (огонь, вода, газ)

-Отгадайте загадку: Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает (огонь)

Огонь может быть и другом и врагом человека. Приведите примеры, когда огонь выступает в роли друга (на огне готовим еду, освещаем помещение, обогреваемся)

Когда огонь враг человека? (пожар)

На доске слова В. Маяковского: «Запомнить твердо нужно нам –

пожар не возникает сам!»

Учитель читает эти слова и задает вопрос:

-Как случаются пожары? Назовите причины. (карточки)

  1. неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)

  1. забывчивость людей (забыл выключить)

  2. искра (печь, камин, бенгальские огни)

  3. перегрузка электросети

  4. спички (игры со спичками)

  5. керосин, бензин, газ.

-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)

— А если пожар все — таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?

— Про это можем послушать стихотворение:

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по …(хором «01»)

И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

Кто об этом говорит.

— Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста.

III. Чтение текста в учебнике с.4-5 ( 1абзац – учитель, далее хорошо читающие ученики)

IV. Составление плана действий при пожаре: (карточки)

  1. Набери номер телефона 01

  2. Четко назови адрес, свою фамилию, что горит

  3. Если возможно приступить к ликвидации пожара и эвакуации людей из помещения

Ликвидация – прекращение деятельности чего-либо, уничтожение

Эвакуация – вывод людей из опасного места

V. Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

При пожаре, при пожаре, знает каждый гражданин

При пожаре, при пожаре набирают «01»

-Как вы думаете, почему телефон пожарной службы «01»? Потому что он очень простой номер. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Поэтому номер самый короткий, всего две цифры – можно быстро набрать. Этот номер можно набрать даже в темноте – последняя цифра и первая на диске телефона.

— Проверим, сможете ли вы набрать номер «01» и вызвать пожарных

Игра: 1 ученик звонит по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит, свой номер телефона, фамилию, на каком этаже горит (все нужно говорить быстро, четко, без запинок), 2 ученик – «диспетчер» принимает вызов.

VI. Закрепление изученного. Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья»

Беседа по содержанию: — Почему главного героя называют Спасиком?

-Какие причины привели к возникновению пожара в этой квартире? (перегрузка электроприборов, игра со спичками, курение дома, сушка белья над газом)

— Какие правила были нарушены жильцами? ( не позвонили в пожарную часть, паника, загромождение выхода из дома, пользование лифтом во время пожара)

— Какие правила, верно выполнили друзья Спасика? (выяснили источник пожара, позвонили «01», защитились мокрым платком, укрылись плотным одеялом, взяли для освещения дороги фонарик, проверили, никто не остался в дымном помещении, уходили держась друг за друга, пригнувшись ниже к полу, кто был в соседней квартире махали полотенцем из окна, чтобы их заметили)

— С кого мы должны брать пример?

VII. Физминутка:

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Мы мочалочку берем
Крепко, крепко спинку трем

Моем шею, моем уши,

Мы водичку любим очень

VIII. 1.Вода в доме. Продолжите стихотворение:

Выпал на пол уголек

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жги, не стой –

А залей его …(водой).

Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Какие твои действия? Ответь, используя рисунки учебника. Для ответа используй слова «вентиль», «диспетчер» (карточки со словами, вентили красного и синего цвета).

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа

  1. Чтение текста с.5

— Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому номер «112» — это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.

IX. Если чувствуешь запах газа.

  1. Беседа. Кроме огня и воды в доме есть еще одна невидимая и бесшумная опасность. Кто знает, что это? Подсказка в отгадке загадки:

Четыре синих солнца у бабушки на кухне

Вылился суп из миски –солнышки потухли.

Он опасен для всех нас, называют его …(газ)

  1. Беседа.

— 15 января по ЦТ выступил председатель нашего правительства Зубков с тревожным сообщением о том, что за 2 недели этого года увеличилось количество взрывов бытового газа по вине людей (в Самаре, в Волгодонске, Красноярском крае..), где имелись человеческие жертвы. Что же нужно знать, чтобы предотвратить такие события у себя дома?

  1. Чтение текста в учебнике с.6

— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь запах газа? (Ответы с использованием рисунков). Нужно:

  • Открыть окно

  • Закрыть кран газа

  • Перекрыть кран газа на трубе

  • Звонить в службу газа по телефону 04

  • Нельзя зажигать огонь и включать свет (может проскочить искра)

  • Нельзя пользоваться телефоном

— Причины утечки газа:

  • Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран)

  • Неисправность газового оборудования

X. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)

По команде учителя выполняем упражнения:

  • «Огонь» — поднимаем руки, изображаем свечку

  • «Вода» — приседаем

  • «Газ» — хлопок

XI. Закрепление изученного.

  1. Практическая работа в рабочей тетради. С.3 №1 (самостоятельная)

  2. Взаимопроверка. Соседи меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга.

  3. Брейн – ринг.

    • Возник пожар. Что делать? (звонить 01)

    • Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)

    • По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)

    • Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)

    • В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)

    • Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)

    • Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)

  1. а) Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдается карточка с заданием.

I гр. Что нужно сделать прежде всего, если в доме начался пожар?

  1. Убежать

  2. Закрыться в ванной комнате

  3. Вызвать пожарных по телефону 01

II гр. В квартире прорвало трубу. Что ты сделаешь?

  1. Оставлю как есть до прихода родителей – это дело взрослых

  2. Закрою вентиль и позвоню родителям

  3. Выйду из квартиры

III гр. В квартире запах газа. Твои действия.

  1. Открою окно

  2. Уйду из дома

  3. Зажгу спичку

б) Проверка и оценивание

XII. Итог урока.

— Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.

-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.

XIII. Домашнее задание

  • Ответить на вопросы «Проверь себя!» на с.7 учебника

  • В «рабочей тетради» с.4 №3 — начертить план эвакуации из класса на случай пожара , №4 – с помощью родителей составить список телефонных номеров на случай опасности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here