Урок окружающего мира в 3 в классе С(К)К VII вида
Раздел: Наша безопасность
Тема урока: Огонь, вода и газ
Цели:
-
познакомить детей с опасностями, которые их окружают, и выяснить, почему они возникают; отработать последовательность действий в случае возникновения опасностей и приемы самоспасения;
-
развивать кругозор детей;
-
воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
Корр. цели:
-
развивать умение ориентироваться в окружающем мире, социализация детей в обществе
-
развивать умение правильно строить предложения при ответе на вопросы, умение запоминать основное, главное в тексте, читая его по частям и определяя с помощью вопросов учителя о чем говорится в каждой из них
-
развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом слуховом и зрительном материале путем постановки познавательных задач
Оборудование:
-
Игрушечные телефоны
-
Диск с м/ф «Спасик и его друзья»
-
Плакаты и таблицы по теме
-
Спичечный коробок
-
Вентили горячей и холодной воды
-
Карточки «01», «04», «112», «вентиль», «диспетчер», карточки с причинами пожара, план действий при пожаре,
-
Карточки с заданиями для групповой работы
Ход урока
I . Организационный момент
II. Введение в тему
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность»
-как понимаете слово «безопасность» (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)
-какие опасности могут подстерегать нас дома? (огонь, вода, газ)
-Отгадайте загадку: Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (огонь)
Огонь может быть и другом и врагом человека. Приведите примеры, когда огонь выступает в роли друга (на огне готовим еду, освещаем помещение, обогреваемся)
Когда огонь враг человека? (пожар)
На доске слова В. Маяковского: «Запомнить твердо нужно нам –
пожар не возникает сам!»
Учитель читает эти слова и задает вопрос:
-Как случаются пожары? Назовите причины. (карточки)
-
неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
-
забывчивость людей (забыл выключить)
-
искра (печь, камин, бенгальские огни)
-
перегрузка электросети
-
спички (игры со спичками)
-
керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)
— А если пожар все — таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?
— Про это можем послушать стихотворение:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по …(хором «01»)
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
Кто об этом говорит.
— Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста.
III. Чтение текста в учебнике с.4-5 ( 1абзац – учитель, далее хорошо читающие ученики)
IV. Составление плана действий при пожаре: (карточки)
-
Набери номер телефона 01
-
Четко назови адрес, свою фамилию, что горит
-
Если возможно приступить к ликвидации пожара и эвакуации людей из помещения
Ликвидация – прекращение деятельности чего-либо, уничтожение
Эвакуация – вывод людей из опасного места
V. Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
При пожаре, при пожаре, знает каждый гражданин
При пожаре, при пожаре набирают «01»
-Как вы думаете, почему телефон пожарной службы «01»? Потому что он очень простой номер. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Поэтому номер самый короткий, всего две цифры – можно быстро набрать. Этот номер можно набрать даже в темноте – последняя цифра и первая на диске телефона.
— Проверим, сможете ли вы набрать номер «01» и вызвать пожарных
Игра: 1 ученик звонит по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит, свой номер телефона, фамилию, на каком этаже горит (все нужно говорить быстро, четко, без запинок), 2 ученик – «диспетчер» принимает вызов.
VI. Закрепление изученного. Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья»
Беседа по содержанию: — Почему главного героя называют Спасиком?
-Какие причины привели к возникновению пожара в этой квартире? (перегрузка электроприборов, игра со спичками, курение дома, сушка белья над газом)
— Какие правила были нарушены жильцами? ( не позвонили в пожарную часть, паника, загромождение выхода из дома, пользование лифтом во время пожара)
— Какие правила, верно выполнили друзья Спасика? (выяснили источник пожара, позвонили «01», защитились мокрым платком, укрылись плотным одеялом, взяли для освещения дороги фонарик, проверили, никто не остался в дымном помещении, уходили держась друг за друга, пригнувшись ниже к полу, кто был в соседней квартире махали полотенцем из окна, чтобы их заметили)
— С кого мы должны брать пример?
VII. Физминутка:
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Мы мочалочку берем
Крепко, крепко спинку трем
Моем шею, моем уши,
Мы водичку любим очень
VIII. 1.Вода в доме. Продолжите стихотворение:
—Выпал на пол уголек
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой –
А залей его …(водой).
— Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Какие твои действия? Ответь, используя рисунки учебника. Для ответа используй слова «вентиль», «диспетчер» (карточки со словами, вентили красного и синего цвета).
Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа
-
Чтение текста с.5
— Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому номер «112» — это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
IX. Если чувствуешь запах газа.
-
Беседа. Кроме огня и воды в доме есть еще одна невидимая и бесшумная опасность. Кто знает, что это? Подсказка в отгадке загадки:
Четыре синих солнца у бабушки на кухне
Вылился суп из миски –солнышки потухли.
Он опасен для всех нас, называют его …(газ)
-
Беседа.
— 15 января по ЦТ выступил председатель нашего правительства Зубков с тревожным сообщением о том, что за 2 недели этого года увеличилось количество взрывов бытового газа по вине людей (в Самаре, в Волгодонске, Красноярском крае..), где имелись человеческие жертвы. Что же нужно знать, чтобы предотвратить такие события у себя дома?
-
Чтение текста в учебнике с.6
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь запах газа? (Ответы с использованием рисунков). Нужно:
-
Открыть окно
-
Закрыть кран газа
-
Перекрыть кран газа на трубе
-
Звонить в службу газа по телефону 04
-
Нельзя зажигать огонь и включать свет (может проскочить искра)
-
Нельзя пользоваться телефоном
— Причины утечки газа:
-
Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран)
-
Неисправность газового оборудования
X. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)
По команде учителя выполняем упражнения:
-
«Огонь» — поднимаем руки, изображаем свечку
-
«Вода» — приседаем
-
«Газ» — хлопок
XI. Закрепление изученного.
-
Практическая работа в рабочей тетради. С.3 №1 (самостоятельная)
-
Взаимопроверка. Соседи меняются тетрадями и проверяют работы друг у друга.
-
Брейн – ринг.
-
Возник пожар. Что делать? (звонить 01)
-
Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)
-
По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)
-
Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)
-
В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)
-
Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)
-
Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)
-
-
а) Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдается карточка с заданием.
I гр. Что нужно сделать прежде всего, если в доме начался пожар?
-
Убежать
-
Закрыться в ванной комнате
-
Вызвать пожарных по телефону 01
II гр. В квартире прорвало трубу. Что ты сделаешь?
-
Оставлю как есть до прихода родителей – это дело взрослых
-
Закрою вентиль и позвоню родителям
-
Выйду из квартиры
III гр. В квартире запах газа. Твои действия.
-
Открою окно
-
Уйду из дома
-
Зажгу спичку
б) Проверка и оценивание
XII. Итог урока.
— Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.
-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.
XIII. Домашнее задание
-
Ответить на вопросы «Проверь себя!» на с.7 учебника
-
В «рабочей тетради» с.4 №3 — начертить план эвакуации из класса на случай пожара , №4 – с помощью родителей составить список телефонных номеров на случай опасности.