«Союз волшебных звуков, чувств и дум».
Урок по лирике О. Мандельштама (11 класс).
…Кто укажет, откуда донеслась до нас эта
новая божественная гармония, которую
называют стихами Осипа Мандельштама?
А. Ахматова
Оборудование урока.
1. Ксерокопии стихотворения «На бледно-голубой эмали…».
2. Репродукции весенних пейзажей.
3. Диск с записью цикла «Времена года» Вивальди.
4. Портрет О. Мандельштама.
5. Фарфоровые тарелки с различными пейзажами.
Оформление доски.
На центральной части доски записаны тема урока, эпиграф, схема «Логика анализа лирического произведения», значение слов «эмаль», «твердь». Справа – портрет поэта, слева – репродукции картин.
Ход урока.
1. Вступление.
Звучит музыка («Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди).
Учитель объявляет тему урока и зачитывает эпиграф.
Учитель.
Поэзия Мандельштама очень близка музыке. В его стихах обнаруживается особое пристрастие к миру звуков, что объясняется исключительной музыкальностью, «врожденным ритмом», чутким поэтическим слухом. Его увлекает жизнь музыки и «музыка жизни». Начитанный, обладающий широкими познаниями в сфере искусства, он не раз обращался в своих стихах к теме творчества. Один из эстетических принципов поэта: утверждение первостепенности искусства в жизни и его превосходства над действительностью.
Сегодня мы попробуем проникнуть в загадочный и таинственный мир стихов Осипа Мандельштама.
Учитель раздает ученикам листки со стихотворением:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
1909 год
2. Восприятие.
1) Учитель читает стихотворение вслух, затем учащиеся читают его еще раз.
2) Беседа.
— В каких цветах вам представляется картина, изображенная поэтом?
(Цвета яркие, чистые, четкие. Преобладают белый и голубой).
— Какова степень освещенности?
(Сначала свет яркий, но постепенно темнеет).
— Можно ли почувствовать какие-то запахи, услышать звуки?
(Наверное, пахнет весной: запахи влажности и свежести. Звуки: легкое дуновение теплого весеннего ветерка, звон капели).
— Какие эмоции возникают после прочтения этого стихотворения?
(Легкая грусть, задумчивость).
— Какая из репродукций наиболее близка стихотворению?
(Картина М. Ларионова «Акация весной»).
3. Анализ стихотворения.
На доске нарисована схема «Логика анализа лирического произведения»:
1 уровень анализа – уровень
проблематики
2 уровень анализа –
образно-композиционный
3 уровень — языковой
Работа в группах.
Задание для первой группы:
Проанализировать стихотворение с точки зрения проблематики (тема, идея, пафос).
Задание для второй группы:
Выполнить образно-композиционный анализ стихотворения (сюжет, композиция, художественные образы, лирический герой).
Задание для третьей группы:
Выполнить анализ языковых особенностей стихотворения.
После того как работа закончена, заслушиваются выступления групп. Из выступлений составляется целостный анализ стихотворения.
Вопросы для составления целостного анализа стихотворения:
1) Найдите в стихотворении слова, на которые опираются ваши ассоциации (ключевые слова)?
2) Сформулируйте тему стихотворения.
3) Как выражена позиция лирического субъекта в тексте?
4) Найдите две главные композиционные линии, которые определяют смыслы стихотворения.
5) Посмотрите на пространственно-временные отношения в тексте, как они связаны с композиционными линиями?
6) Как это поддерживается на языковом уровне?
Образец коллективной ученической работы.
Тема стихотворения – размышления о смысле жизни человека «творящего».
Идея – человек не вечен, но вечны природа и искусство, которые побеждают смерть.
Пафос стихотворения жизнеутверждающий.
Стихотворение построено на двух композиционных линиях: первая линия – внешняя (от весеннего пейзажа – «бледно-голубая эмаль неба», березы, «узор отточенный и мелкий» — через сравнение («узор отточенный и мелкий» — «как на фарфоровой тарелке») к образу тарелки). Вторая композиционная линия – от сотворенного Богом («бледно-голубая эмаль» — небо) до тверди фарфоровой тарелки, созданной человеком. Неслучайно поэт сравнивает небо с эмалью (эмаль – это искусственный камень, сотворенный человеком), а тарелку он называет «стеклянной твердью» (твердь – это то, что вечно, что остается навсегда рядом с человеком). Этим он как бы уравнивает человека с Богом, провозглашает превосходство искусства над действительностью.
Автор предстает в стихотворении сторонним наблюдателем (об этом говорит отсутствие личных местоимений). Он показывает нам образ «художника милого». Этот абстрактный образ появляется в последней строфе (в связи с этим – высокая лексика: «твердь», «сознание», «забвение»).
В стихотворении совмещены два пространственно-временных плана: реальный (весенняя природа) и ирреальный (мир души поэта, мир мечты и грез). Грань между действительным и мнимым как будто стирается, видно стремление автора уйти от мира в инобытие.
Смыслообразующими в стихотворении являются сравнение (узор – тарелка) и метафоры («бледно-голубая эмаль», «стеклянная твердь»). Поэт чуток к фактуре вещи, ее материалу, плотности: «застыла тоненькая сетка», художник свой рисунок «выводит на стеклянной тверди».
Стихи очень мелодичны, это создается повторами гласных( «Как на фарфоровой тарелке…») и звонких согласных («На бледно-голубой эмали, какая мыслима в апреле…»).
Учитель.
Стихи Мандельштама – необычный, ни с чем не сравнимый мир. Сам поэт назначение своей поэзии определил с подчеркнутой ясностью:
Народу нужен стих таинственно-родной,
Чтоб от него он вечно просыпался.
Поэт жил надеждой: «От меня будет свету светлей». Надежда осуществляется…Стихи Осипа Эмильевича ждут внимательного и бережного прочтения, вдумчивого исследования. Поэзия Мандельштама озарена светом благородства, духовной высоты и веры в человека.
4. Интерпретация.
Домашнее задание дается по группам:
Первая группа – написать мини-сочинение «О чем я задумался, читая стихотворение Мандельштама».
Вторая группа – нарисовать эскизы фарфоровых тарелок.
Третья группа – сочинить синквейн на одну из тем: «Апрель», «Весна», «Вдохновение», «Творчество».