Самоанализ
урока русского языка по теме « Правописание окончаний имён существительных всех трёх склонений» в 3классе В , разработанный и проведённый учителем начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3»
Тележниковой Н.В.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Обучающие цели:
— систематизировать знания детей об окончаниях имен существительных;
— обобщить знания детей о роли склонения для определения окончания в именах существительных;
— умение находить имена существительные в предложении.
Развивающие цели:
— развивать устную и письменную речь учащихся;
— развивать орфографическую зоркость , внимание, мышление, воображение; память;
— обогащать словарный запас детей;
— формировать навыки самоконтроля.
Воспитательные цели:
— воспитание учебной активности и умение работать в коллективе;
-формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность;
— воспитывать потребность оценивать свою деятельность;
— воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
— воспитание культуры здорового образа жизни.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифферентации, использование здоровьесберегающих методик.
Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер.
Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- обобщение изученного. Тип урока определяет его структуру. Соответствие урока требованиям ФГОС. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:
Организационный момент.
Словарная работа. (тест) Мотивация к деятельности.
Работа с предложением.
Физминутка. Определение склонений имён существительных.(использование структур Сингапура)
Игровая ситуация: найти три слова в одном падеже.
Работа над написанием окончаний имён существительных.
Проект- алгоритм: как работать над написанием окончаний имён существительных.
Рефлексия.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала.
Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой.Слово «Смогу» дало детям положительный настрой на весь урок. Дети самостоятельно определили тему и цель урока. Приём закрепления в виде теста вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное.
На уроке реализованы следующие принципы:
1. принцип адаптивности ( каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития, работа в группах, работа в парах.)
2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано по нарастающей: от простого к сложному).
3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это такие темы: « Члены предложения», « Орфография»).
4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).
5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности. музыкальная физминутка, организация обучения в режиме «динамических поз». Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя». Главным здесь являлось не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
Создание алгоритма написания окончаний имён существительных также дало положительную мотивацию к обучению.
Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Были разработаны критерии к самооцениванию таким образом, что в процессе итогового оценивания ребёнок имел право на ошибку. Анализ оценочных листов, мне позволит увидеть затруднения как одного ребёнка, так и класса в целом на определённом этапе и скорректировать дальнейшую работу с детьми на следующих уроках. Урок цели достиг. Подбор заданий помог каждому ребёнку на уроке продвинутся в своём индивидуальном развитии. Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию : «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».