Сложные предложения (7 класс)

  1. Определи простое или сложное. Чтобы определить, нужно посмотреть на количество грамматических основ.

  2. Все простые предложения разделяются запятой.

  3. Если сложное, определи какое сложное: БЕССОЮЗНОЕ (нет союзов), СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (сочинительные союзы), СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ (подчинительные союзы или союзные слова).

  4. В бессоюзных и сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны, в них нельзя задать вопрос от одного предложения к другому.

  5. В сложносочиненном предложении простые предложения связываются при помощи сочинительных союзов:

Соединительные: И, ДА (И), НЕ ТОЛЬКО – НО И, КАК – ТАК И, ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили.

Я замолчала, все тоже замолчали.

Как учащиеся готовятся к экзаменам, так они их и сдают.

В комнате было тихо, во всем доме также не было звуков.

Противительные: А, НО, ДА(НО), ОДНАКО, ЗАТО.

Его первый скок был пять верст, а другой пропал из виду.

Погода стояла прекрасная, однако мы не поехали на дачу.

Я не поехал с родителями в гости, зато мы с сестрой убрали в доме.

Погода была ясная, но к вечеру пошел дождь.

Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО.

Не то дождь намочит, не то снегом засыпает.

Я то в библиотеке не найду, то интернет не работает.

  1. В сложноподчиненных предложениях одно предложение является главным, второе — придаточным (зависимым), то есть от одного предложения можно задать вопрос к другому.

  2. В сложноподчиненных предложениях то предложение главное, от которого задается вопрос.

  3. Сложноподчиненные предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.

  4. Подчинительные союзы или союзные слова находятся в придаточном предложении (зависимом).

  5. Подчинительные союзы (не имеют лексического значения, нельзя поставить вопрос, не являются членами предложения).

Причинные: ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО и др.

Он не смог прийти на праздник, так как сильно простудился. (Не путать:

Отряд остановился, так как впереди была отвесная скала. (Причина) Он все сделал так, как мы ему сказали. (Ук.наречие + союз изъяснения)

Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать.

Целевые: ЧТОБЫ (ЧТОБ), ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ

Найди себе такую великую цель, чтобы для её достижения тебе понадобилось напрягать все свои силы.

Временные: КОГДА, ЕДВА, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ПОКА

Когда я вырасту, я стану космонавтом.

В комнате станет темно, лишь только погаснет свеча.

Условные: ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, РАЗ, ЛИ, КАК СКОРО

Если я не выучу урок, мне поставят двойку.

Я пойду на рыбалку, как скоро замерзнет река. (Не путать: временные от условных)

Сравнительные: КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

Мама готовит на кухне, словно бабочка порхает.

Она такая красивая, как будто Афродита вышла из океана.

Изъяснительные: КАК, ЧТОБЫ, ЧТО

Я попросил брата, чтобы он помог маме.

Я увидел, как птица вспорхнула вверх.

  1. Союзные слова (имеют лексическое значение: указывают на предмет, признак или количество; признак предмета; являются членами предложения, можно задать вопрос).

Относительные, то есть относят одно простое предложение к другому.

А) Относительные местоимения:

Кто, что, кого, чего, кому, чему, кем, чем, о ком, о чем, какой, каков, чей, сколько, который

Б) Относительные наречия:

Куда, откуда, где

Мы богаты только тем, что даем, и бедны только тем, в чем отказываем.

[ ], (что…), и [ ], (в чем…).

Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край.

[ , (где… ), ].

Воля есть сильный слепец, который несет на себе слабого зрячего.

[ ], (который…).

Будь полезен там, где живешь.

[ ], (где… ).

Важно не то, что могли сделать, а то, что реально сделали.

[ ], (что… ), а [ ], (что…. ).

Кто раз полюбил науку, тот любит её всю жизнь и никогда с нею не расстанется добровольно.

(кто… ), [ ].

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here