МОУ «НАБЕРЕЖНОМОРКВАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Личностно-ориентированный подход

к обучению и воспитанию ученика начальной школы

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кириллова Надежда Леонидовна

Набережные Моркваши

« Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!» как это точно! Я часто задумывалась над этим вопросом. Как удержать внимание учеников, развить интерес к предмету. Много времени уделяла тренировочным упражнениям для овладения каким-либо навыкам. Дети отвечали бойко, «как роботы», многие справлялись с работой. Многие заучивали материал, не могли его понять, применить на практике. И в итоге нежелание учиться, двойки, слёзы на глазах. И я поняла. Что все мои методы и приёмы – «натаскивания», а не глубокая работа мысли, её развития. За всем этим не было видно личности ученика, его души. Тогда передо мной встал вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развить у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным? Назрела необходимость в создании «Системы развития личности ребёнка в ситуации успеха через радость познания» Мне очень хотелось, чтобы все учащиеся и сильные и слабые смогли учиться творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать. Осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полезные знания.

Эта проблема назрела у меня ещё и потому, что дети из года в год приходят в школу с невысокой степенью обучения, и у них присутствует страх.

Проводя несколько разных диагностик за эти годы я выбрала «Педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей: Л.Е..Журовой, Е.Э.Кочуровой и Степень психосоциоциальной зрелости С.А.Банкова. Авторы педагогической диагностики выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

А) соответствующий возрастной норме уровень общего развития

Б) достаточная степень развития ряда неречевых функций

В) соответствующий возрасту уровень развития устной речи

Г) наличие у ребёнка интуитивных дочисловых представлений

Эти тесты помогают мне определить уровень подготовки детей к школе.

Изучив литературу, опыт работы, пройдя «занковские» курсы, с 1997 года я начала работать по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Цель обучения школьников – достижения оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний и умений. Общее развитие – это целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придаётся одинаково важное значение.А главное для меня стало то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, то есть обучение ориентировано на каждого конкретного ученика, т.е. личностно-ориентированное , развивающее обучение.

Создав творческую группу учителей района, работающих по данной системе, руководителем которой назначили меня, прежде всего, познакомила всех с основными этапами организации учебного процесса, т.е. алгоритмами работы.

Не было учебников для учащихся, тематического планирования. Все учебники были составлены по программе 1-3, а я работала по программе 1-4. Переработала учебники, составила тематическое планирование, модель выпускника начальной школы. На заседании группы предложила эти материалы взять за основу. Вела большую предварительную беседу с родителями, знакомила с данной системой. Родители с опасением отнеслись к данной системе, т.к. дети поступали и поступают сейчас в первый класс с невысокой степенью готовности (приложение). Не умеют слушать, мобилизоваться на работу, удерживать в сознании учебные задания, плохо развита моторика руки.

Два выпуска учеников-занковцев, обучались по данной системе ,в этом году вновь приняла первоклассников. Родителям и детям понравилась эта система развивающего обучения, это видно из анкеты ответов на вопросы авторам и издателям учебников.

1.

Нравится ли тебе учиться?

Нравится

100%

Не нравится —

2.

Легко или трудно тебе учиться?

Легко

100%

Трудно —

3

Какие уроки ты любишь?

Все уроки

Русский язык и

Математика

Чтение

История

62,5%

12,5%

37,5%

12,5%

37,5%

4.

Назови свои любимые учебники

История

География

Чтение

Математика

Русский язык

Природоведение

Все учебники

62,5%

25,5%

37,5%

37,5%

12,5%

12,5%

12,5%

РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ — ЗАНКОВЦЕВ

1

Вы раньше знали о существовании системы Л.В.Занкова

Нет

100%

2.

Нравится ли вашему ребёнку учиться по системе Л.В.Занкова

да

100%

3.

Какие предметы нравятся вашему ребёнку?

Все предметы

100%

4

Трудно ли учиться вашему ребёнку?

легко

100%

5.

Сильно ли загружён Ваш ребёнок учебными занятиями?

нет

100%

6.

Как влияет обучение на здоровье ребёнка?

Не влияет

100%

7.

Довольны ли вы результатами вашего ребёнка?

довольны

100%

8

Какие учебники, по которым учится ваш ребёнок, вам нравятся?

В основном все учебники

100%

Содержание работы стала строить на трёх китах: 1) цель – общее развитие каждого ребёнка, 2) учёт особенностей обучаемых 3) модель выпускника начальной школы, в которую заложен образовательный стандарт.

Главное в моей работе общение учитель – ученик. Каждый урок, каждую минуту я чувствую себя в роли ученика. Одного поощряю, другому улыбнусь, третьего поглажу по плечу, другого подбодрю. Дети понимают меня, даже во время отдыха получают массу впечатлений от увиденного и услышанного.

Также обеспечиваю благоприятную среду человеческих отношений – атмосферу творческого горения, спокойствия, уважения и товарищества при взаимодействии ученика со мной, дружелюбное отношение детей друг с другом, воспитание положительного отношения к труду и учению. С этой целью проводятся психологические уроки, психогимнастика, уроки творчества. Большое место отводится коллективным формам работы с включением деловых игр, театрализаций. Занятия строятся на взаимном доверии, уважении, создания атмосферы непринуждённости, открытости, удовлетворения от напряжённой умственной работы. Создаются условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, делали вывод. Такая обстановка на уроке вызывает восторг, потребность в познании. Ни один ответ не остаётся без внимания. Ответы предполагают ошибки, я, конечно, их выслушиваю, не делаю оценочных суждений. Это снимает барьер по отношению ко мне у слабоуспевающих учеников. Слабоуспевающий работает вместе со всеми. Создаётся установка, готовность отвечать, не боясь ошибиться.

При развивающем обучении особо обращаю внимание на постановку вопросов проблемного, обобщённого характера, стимулирующих вариативность ответов. Постановка обобщённых вопросов предполагает свободные ответы, выбор нужного ответа. Они формируются так, чтобы пробудить самостоятельную мысль ребёнка.

Вопросы: Почему? Как ты думаешь? Что ты знаешь? Пробуждают самостоятельную мысль ребёнка. Это увлекает ребёнка, обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач. Дети учатся с интересом. Вопросы и задания проблемного и творческого характера заставляют размышлять, пробовать свои силы, ошибаться, находить рациональный способ ответов, делать открытия. В конце октября первоклассникам предлагается прочитать в «Азбуке» столбики слов и ответить на вопрос «Какое слово пропущено» Почему?

Гол дом диван дорога ?

Голы дома диваны дороги ворота

Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществить сразу два действия: озвучить слова и понять их мысль. Встречаются и неправильные ответы, дети говорят пропущенное слово «ворот», при споре выясняется, что это слово не имеет формы единственного числа.

При анализе произведения задаю вопросы общего характера. Вы что-нибудь хотите спросить или поделиться своими мнениями? Какие строки помогли увидеть главного героя? Что вы о нём можете сказать? Как автор относится к нему? А ваше отношение?

На уроке русского языка и развития речи дети учащиеся успешно справляются с творческими работами – сочинениями, стихами, кроссвордами, загадками, сказками.

Выполнять творческие работы детям нравится. Эта работа выявляет эмоционально окрашенное состояние ребёнка, его увлечённость, самостоятельность суждений, умозаключение.

Например, рассказ, составленный на одну букву (приложение творческих работ).

Такие задания позволяют каждому ребёнку достигать успеха в учебной деятельности, брать на себя ответственность за самоконтроль в приобретении знаний и развитие своих возможностей.

Самые маленькие продвижения замечаю и поддерживаю. В конце урока или по ходу урока делаю анализ и каждого ученика поощряю, отмечаю положительные сдвиги. Все вместе дарим ему аплодисменты, улыбки, рукопожатия, слова «Умничка», «Умница», «Молодец», «Хорошо» и другие поощрения. Самое большое удовлетворение испытывает ученик, когда преодолевает трудности. В классе на стенде имеется диагностика изучения личности ученика, диагностические круги Круг разделён на сектора, каждый круг обозначает класс, а сектор-четверть. Каждый сектор ещё разделён на части – это предметы. И так, заполняя эти сектора, ученик видит свои успехи. Красный цвет обозначает, что он учится на отлично, синий- хорошо, а зелёный – удовлетворительно.

Что же я сделала,чтобы система оценивания способствовала эффективному научению, чтобы текущие оценки были направлены на показатели успешности ребёнка, характеризующие продвижение его по сравнению самим с собой, а итоговые отметки – преимущественно на показатели данного ребёнка, характеризующие успешность в ряду других учеников.

В ходе изучения темы последовательно вела детей к успешному достижению ожидаемых тематических результатов. Для этого составлена Программа реализации временного режима мониторинга, в которую входит вся работа поэтапно, технологические карты.

Контроль за ходом учебного процесса распространяется на всех его участников: меня, как учителя,школьников, родителей. Контроль носит разный характер по глубине изучения: здесь и наблюдения за самочувствием в данной системе обучения школьников и родителей, их анкетирование, беседы, наблюдения за успехами детей на уроке; здесь и глубокое изучение учеников в ходе текущего и итогового контроля.

Одним из условий хорошей динамики относительно успешности обучения является постоянное знание достигнутого учеником уровня. Например, перед введением нового содержания, нового способа деятельности выясняется готовность учеников к их восприятию. Это показывает мне, на каком уровне трудности может работать каждый школьник. Затем проверяется усвоение материала после первичного ознакомления с ним, после его включения в каждые новые связи до тех пор, когда уже можно говорить об усвоении данного знания или умения во всей полноте. Таким образом, в системе общего развития при изучении достижений школьников в усвоении и развитии ценность приобретают качественные показатели по сравнению с показателями формальными отметками.

Результаты анализа сводятся в таблице разной модификации.Например, 1 класс, 1-ое полугодие.

1.Владение устной речью.

Устанавливается связь на основании моих наблюдений за устной речью учащихся на уроках и вне уроков Постепенно накапливаются сведения о внешней характеристике речи, о её развёрнутости и связности. Не актуальные показатели снимаются, не учтённые добавляются

Задание 1.1. Оценка внешней характеристики устной речи учащихся

4 уровень – в норме 5 показателей

1.говорит охотно

2.форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации

3.речь в основном грамматически правильная

4.артикулляция чистая

5.громкость нормативная

3 уровень— в норме 3 показателя

2 уровень— в норме 2-3 показателя

1 уровень- в норме 1 показатель

Задание 1.2. Оценка связности устной речи учащихся (показатели: типичные единицы высказывания, развёрнутость характеристики объекта)

4 уровень – говорит связными предложениями, может дать развёрнутую характеристику объекту или явлению

3 уровень – речь состоит из предложений и отдельных слов, заменяющих предложение,характеристика объекта или явления даётся в виде малосвязных мыслей

2 уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова, испытывают большие трудности при характеристике объекта или явления

1 уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц, содержание высказывания улавливается с трудом

Пример обобщённой таблицы владения устной речью учащихся 1 класса, 1-ое полугодие

Фамилия учеников

Внешняя характеристика речи

Уровень связной

речи

показатели

уровень

1

2

3

4

5

Хасанов

+

+

+

+

+

4

4

Юсупова

+

+

2

3

Совершенствую свои коммуникативные способности на основе психологической установки: нет плохих детей, они просто все разные.

Основой личностно-ориентированного подхода является изучение возрастных и индивидуальных способностей познавательной деятельности ученика. Зная и учитывая особенности восприятия, памяти, мышления и речи, воображения я осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку, отслеживая динамику развития. (Ведётся «Дневник психолого-педагогических наблюдений» Е.К.Кустобаевой).

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму». Дети воспринимают информацию по-разному: одни хорошо воспринимают на слух (аудиалы), другим обязательно нужно увидеть (визуалы), третьи лучше обучаются «делая» (кинескетики). В своей работе я на это обращаю большое внимание.

Наряду с занятиями в классе практикую в своей работе экскурсии (музеи, в природу, на предприятия – на уроках ознакомления с окружающим, изобразительного искусства, трудового обучения, литературного чтения), а также занятия в библиотеке.

«Трудности», которые я предлагаю детям, рассчитаны на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Мои наблюдения показали, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие неудовольствия к работе ребёнка – всё это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативное отношение к учёбе. Очень часто дети не хотят со звонком выходить на перемену, они стремятся закончить свою работу.

В учебниках по системе Л.В.Занкова таких заданий много.

Например: установить закономерность и дорисовать рисунок. Затем указать цветок с наименьшим количеством лепестков. Раскрасить красным карандашом четвёртый и седьмой справа цветы, жёлтым – восьмой и пятый слева, синим – шестой слева, пятый справа. Или задание по ознакомлению с окружающим миром: что бы мог рассказать о значении воды повар, художник, шофёр, лягушка, подсолнечник. Раскрасьте рисунки.

При моделировании своих уроков в системе развивающего обучения Л.В.Занкова считаю уместным использование таких технологий, как игровая (технология имитационного моделирования), коммуникативная и исследовательская (проблемно-поисковая) , здоровьесберегающая и информационно-коммуникативная(компьютерная).Все технологии построены на развитии способностей учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть её активным участником.

Характерной чертой игровой технологии является моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.На таких уроках, как литературное чтение, ознакомление с окружающим, математика ведущим методом является игра: деловые игры, ролевые, сюжетные, игры-путешествия, дидактические игры. Например: «Урок- путешествие» по теме «Тундра», география 3 класс, « История вещей» по теме «Мебель», история 4 класс и другие. На уроках литературного чтения, обучения грамоте часто использую драматизации и ролевые игры. Использую материалы методического пособия, подготовленное кафедрой начального обучения ИПКРО, кандидатом психологических наук Л.Ф.Блиновой. В книге представлены оригинальные программы и варианты занятий, разработанные педагогами-психологами РТ. Данное пособие составлено с учётом возрастных и психологических особенностей школьника. Например, занятие «Я и мои родители» формирует любовь и уважение к родителям, соотношение самооценки ребёнка с оценкой родителей и друзей.

В первой части проводится беседа о родителях, затем дети играют в игру «Волшебный стул». На этом стуле дети вспоминают ласковые слова, которые им говорят родители. Во второй части рисуют на тему «Семья», чтобы определить внутрисемейные отношения.

При обучении по развивающей технологии опираюсь на элементы коммуникативной технологии — построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников информации). Ведущим методом является общение, диалог, обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия. Элементы данной технологии использую на каждом уроке. Продумывая не только темы, содержание уроков, но и модели взаимодействия при усвоении: «учитель – ученик» (при изучении нового материала. «ученик-ученик» (парная работа при закреплении), «ученик-микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной сложности, проблемного или творческого характера), «ученик-учебный материал» (индивидуальная работа со справочной литературой, словарями и т.д.) Изучение таких тем, «Как откуда пошла Русь», «Жизнь и занятия славян», «Моя родословная» и другие уроки истории позволяют воспринимать информацию более глубже, чем в учебнике, используя справочники, материалы музея, хрестоматии. На таких уроках проводятся дискуссии, выступления, встречи с прошлым.

Элементы исследовательской (проблемно-поисковой технологии) использующихся на уроках трудового обучения, ознакомления с окружающим миром, литературного чтения и других уроках требует реализации педагогической модели — «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов способствуют совместному поиску решения проблемных ситуаций. А таких проблемных ситуаций на уроках развивающего обучения много. Вопросы: Почему? Как? Зачем? Докажи ! звучат на каждом уроке. Тема «Наречие» русский язык 4 класс. На доске написаны наречия

Смешно, спокойно, легко, светло. Что их объединяет? (отвечают на вопрос как? оканчиваются на –о) Чем отличаются они от других частей речи? (не изменяются) Какую часть речи поясняют?(глагол или прилагательное) Что свидетельствует об их неизменяемости?(нет окончания

Кто знает, как называется эта часть речи? (наречие)

Какова роль наречий в языке?(делает речь краше, понятнее)

Что такое наречие? (дети самостоятельно делают вывод, а затем читают в учебнике)

С первого класса учу детей проектировать свою работу. Использую по данной проблеме структуру деятельности учителя и ученика.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источник получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможности формы работы

Выбирает путь решения

Содействует прогнозированию результата

Активен

Создаёт условия для активности

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Уже в начальной школе стараюсь демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, — учиться всю жизнь, способствовать к саморазвитию.

При подведении итогов тестирования учащихся выяснилось, что духовному воспитанию следует в наше время посвятить как можно больше внимания , детям недостаточна та информация, которую они получают на уроке. Они хотят знать и уметь больше, чем предназначено программой. Это и натолкнуло меня на написание авторских программ:

1.»Спортивно-оздоровительный час» во 2-3 классах

2.»ОБЖ и Педагогика здоровья»

3. Факультативного курса «Слово» по русскому языку, основанного на личностно-ориентированный подход к личности ребёнка

4.Программы по внеклассной работе «Человек и здоровье»

5. Программы по предупреждению детского травматизма «Минутка»

6. Программы кружка по трудовому обучению «Оч! Умелые ручки»

(Программы прилагаются)

Самой трудной и значимой деятельностью классного руководителя является воспитательная работа. Воспитание личности происходит непрерывно: на уроке, и вне урока, и дома. Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю самым важным в своей работе – сохранение здоровья и формирование нравственных основ здоровья.

Работу веду целенаправленно по программе «Человек и здоровье» Эта программа приемлема как в учебной деятельности, так и внеурочной и воспитательной работе. Главными задачами оздоровительной работы в начальных классах согласно моей концепции являются:

1.Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

2.Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.

3.Отдых, среда природного окружения: игры, спорт, труд, познавательная

деятельность, посещение парков, лесов и т.д.

4.Забота об окружающей среде и здоровье, соблюдение режима дня. Водные и воздушные процедуры.

5Соблюдение гигиенических норм и культура быта.

Оздоровительная программа осуществляется по данной схеме

ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Психологические уроки В ходе учебного процесса

Психогимнастика комплексы специальной гимнастикиУроки здоровья физкультурные паузы

Ступеньки к творчеству гимнастика до занятий

Правила дорожного движения подвижные игры

Часы здоровья

Кружки

секции

экскурсии

походы

праздники

Обучение здоровью целесообразно вести комплексно и именно поэтому мною в рамках реализации программы используются дополнительно адаптированные программы

1.Психологические уроки

2.Психогимнастика

3.Ступеньки к творчеству

4.Школа докторов Природы

5.Воспитание доброты

6.Минутка

7.Школа нравственности

В целях увеличения двигательной деятельности младших школьников я стала использовать подвижный способ обучения, который –подразумевает предотвращение развития искривления позвоночника, проведение профилактики близорукости во время учебного процесса, повышение общей сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. В моём классе за первое полугодие в первом классе не было ни одного пропуска по болезни. Дети знают комплексы оздоровительных минуток, проводят их на уроке под руководством учителя. Нет скованности на занятиях. С удовольствием занимаются на уроках физкультуры,

а в послеурочное время на занятиях кружков, секций, часов здоровья. Уроки спортивно-оздоровительного часа и ОБЖ проходили по моим авторским программам.

. Мониторинг уровня заболеваемости учеников

2003 — 2004

2004 — 2005

2005 — 2006

3 класс

4 класс

1 класс

8 чел.

8 чел.

5 чел.

Нарушение осанки

  1. 20%

Нарушение зрения

3 37,5%

2 25%

1 20%

Заболевание пищеварительной системы

1 12,5%

Заболевание мочеполовой системы

1 12,5%

Кариес

3 37,5%

1 12,5%

  1. 40%

Количество детей, имеющих 1 группу здоровья

4 50%

6 75%

3 60%

2 группу здоровья

4 50%

2 25%

  1. 40%

Количество детей имеющих физкультурную группу

основную

8 100%

8 100%

5 100%

подготовительную

*С целью повышения двигательной активности разработан комплекс игр для проведения динамических пауз

*Проводятся наблюдения и ряд диагностик для успешной и плодотворной организации обучения (приложение)

*Ежегодно совместно с медицинским персоналом проводится медицинское обследование состояния здоровья школьников

*Фельдшером ФАП осуществляется профилактико-прививочные мероприятия, витаминизация

*Осуществляется контроль за развитием и состоянием здоровья школьника

*В целях выявления динамики физической подготовленности и создания мониторинга здоровья ведётся Паспорт здоровья

*Проводятся традиционные спортивные мероприятия и дни здоровья уроки нравственности, конкурсы рисунков, беседы с медицинскими работниками, работниками ГИБДД

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, много заново открываем и переоцениваем. Только мы можем рассказать детям о жизни народа, человеческом опыте, о духовном мире человека, его мыслях, чувствах, переживаниях. Знакомлю детей с русским народным фольклором. Работаю в тесном сотрудничестве с музеем «История села». На занятиях кружка и при посещении музея познакомила учащихся с предметами быта, с историческими вещами. Кроме этого дети приносили для музея вещи своих бабушек и прабабушек. Начиная с первого класса, изучаю истоки жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства. Проводим обрядовые праздники, знакомимся с народными традициями села. К праздникам разучиваем потешки, прибаутки, пословицы, песни, танцы. Фольклорную группу «Росинка» посещают учащиеся 1-4 классов. Готовим праздники не только в школе, но и для жителей села. Стали традиционными праздники — Покров, Троица и другие. При помощи родителей приобрели простейшие народные инструменты: трещотки, ложки, погремушки, балалайку.

Во время встреч с ветеранами войны и труда дети с удовольствием дарят сувениры, сделанные своими руками: вышивки, дорожки, салфетки, вязаные изделия и т.д.

Краеведческая работа отличается от традиционной эмоциональностью, праздничностью, что пробуждает интерес к окружающему миру, к родному краю.

Во время внеклассной работы большое внимание обращаю на национально-региональный компонент. Главное в этой работе сочетание двух компонентов: национального и регионального, а ещё уважение и одновременно взыскательность по отношению к обоим языкам. Я поставила перед собой задачу сделать престижным знание и русского и татарского языков, так как национально-региональный компонент в образовании и воспитании учащихся является одним из приоритетных. Во-первых, в течение ряда лет в моих классах дети успешно обучатся татарскому языку(успеваемость 100%), качество знаний 80-100%.

Во-вторых, я вела кружок «Исторический» в 3 классе и «Чудесный город» в 4 классе.

В-третьих, национально-региональный компонент присутствует во многих внеклассных мероприятиях. Экскурсия по Казани, участие в неделях татарского и русского языков, фольклорные праздники, фестиваль народного творчества, интеллектуальные игры.

Огромная работа была проведена по подготовке к 1000-летию г. Казани, 60-летию со дня Победы, 100-летию со дня рождения Муссы Джалиля.

Были разработана серия мероприятий;

-Игра «6х6» Знатоки Татарстана

-Урок – игра «Кто в Казани не бывал – красоты не видал»

-Интеллектуальная игра «Казани – 1000 лет»

-Весёлая риск-версия «О, Казань, ты как светильник!»

-Колесо истории «Казань литературная»

-Поле чудес «Мой родной Татарстан»

-Звёздный час «Я люблю тебя, Татарстан»

Часть из них были представлены на конкурс учителей начальных классов к 1000-летию Казани.

Вместе с учащимися посетили все театры г.Казани: кукольный, Театр Юного Зрителя, Татарский академический театр им Г.Камала и другие.

Побывали в историческом музее, музее Горького, музее Изобразительного искусства. Организовала экскурсию «Казань литературная» и «Казань историческая».

Каждый понедельник провожу Часы досуга. На этих часах проводятся литературные гостиные, игры, конкурсы, встречи с интересными людьми, экскурсии, прогулки, праздники. Вся работа распределена на творческие периоды:

Первосентябрьский калейдоскоп

Праздник «Класс любимый, здравствуй»

«Поговорим, подумаем, поспорим

Зимние фантазии и другие.

В классе всегда создан благоприятный психологический климат, царит атмосфера товарищества, взаимопомощи, уважения.

Главное этап в воспитательной работе – это работа с учащимися 1 класса. Нужно помочь ребятам безболезненно адаптироваться в школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению школьного коллектива. Это самое трудное – умение найти «общий язык» с детьми и их родителями, проникнуться их заботами, понять их и помочь понять и принять меня. Опорой для всех нас стала эстетическая красота природы. Это удивительная и очень близкая страна для маленького человека. Я стараюсь сформировать отношение к природе, как к дому человечества и собственному дому, в котором они проживают, и будут проживать. И главное здесь – эмоционально-нравственное отношение к ней. Нужно было выйти с детьми на свободное общение с природой. В этом мне помогли экскурсии, прогулки, игры на свежем воздухе, наблюдения. А также знакомила с природой через произведения, театральные представления, конкурсы, викторины.

Особое место в воспитательной работе отводится формирование читательской самостоятельности. В этом мне помогает сельская и школьная библиотека. Сколько интересных викторин, конкурсов по сказкам, литературным произведениям было проведено совместно с библиотекарями. Всё это позволяло постепенно повышать уровень воспитанности класса, развить в школьниках навыки общения, нравственный облик коллектива.(приложение)

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль в семье в создании такой согласованной системы трудно переоценить, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Семья играет важную роль в эмоциональном, моральном развитии детей в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений. Вся атмосфера семейной жизни. Уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребёнка.

Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса – важная и ответственная задача. При решении этой задачи я использую самые разнообразные методы и формы работы. Основные из них следующие:

1.Изучение семей учащихся

2.Регулярные педагогические беседы, групповые и индивидуальные консультации родителей

3.Родительские собрания по обмену опытом семейного воспитания, педагогические диспуты

4.Открытые родительские дни в классе, во время которых родители посещают уроки и внеклассные мероприятия.

5.Совместное участие в подготовке и проведении внеклассных праздников

6.Посещение театров, музеев

С родителями установлены добрые взаимоотношения, выработана система деловых контактов. Работа с ними начинается ещё до поступления ребёнка в школу. Дети вместе с родителями с ноября посещают школу «Подготовишка» с целью принятия необходимых мер для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к школе. Во время бесед с родителями выясняю состояние здоровья их ребёнка, стараюсь понять духовный мир ребёнка и его семьи, чтобы потом в процессе своей работы суметь развить хорошее, доброе в этой семье.

На каждом родительском собрании провожу анкетирование.(приложение)Тестирование. Родители получают рекомендации по воспитанию детей.

В классе создаю дружный работоспособный коллектив родителей. В создании и сплочении такого коллектива играет родительский комитет.

Вошло в традицию рассаживание на собраниях родителей на те места. Где сидят их дети. Родитель узнаёт рабочее место своего ребёнка, видит аккуратно ли оно содержится, знакомятся с родителями соседа по парте.

На родительских собраниях решается целый ряд задач: подведение итогов четверти, года, оформление кабинета, подготовка к праздникам, ремонт кабинета, приобретение инвентаря для класса. Так же организую круглые столы с приглашением администрации, медика. Совместно с детьми проводятся конкурсы «Папа, мама, я – читающая семья», Счастливый случай, 100х1. На тематических классных часах рассматриваются вопросы воспитания: Режим дня в жизни ученика,

Наказания и поощрения, Стили семейного воспитания, Учебные способности ребёнка и т.д. Среди родителей находятся умельцы, которые помогают организовать кружки: рукоделие, танцевальный и другие.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагают личные контакты родителей со мной. Ведётся индивидуальная работа с семьёй.

Показателем доверительных отношений ко мне являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители приходят в школу, чтобы просто поговорить о своих заботах. Помогая друг другу, и во всём поддерживая, мы выполняем задачу, поставленную обществом перед нами, — воспитать разносторонне развитого человека, духовно богатого, творца – созидателя будущего.

В своей работе я применяю информационно-коммуникативную технологию. Использую специальные программные обеспечения по развитию логического мышления у детей : Большая детская энциклопедия, Алик, Стертлитал, Учимся мыслить, считать и решать, Поиски сокровищ.

Со второго класса ведутся уроки информатики. Посещаем кабинет информатики с целью знакомства с компьютерами. Часть детей на своём уровне владеют компьютерной грамотой. В своей работе постоянно пользуюсь услугами сети Интернета образовательного портала Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Проработав 8 лет по системе развивающего обучения, я поняла, что каждый урок, каждое занятие в системе занимают своё место, выполняют задачи, направленные на развивающее обучение. Сравнивая итоги работы в традиционных классах и занковских, хорошо видно, что дети-занковцы добиваются высоких результатов. (приложение) Основные отдалённые действия результаты действия системы – высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями: дополнительные данные – высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в высшие учебные заведения. Дети от меня переходят в среднее звено, но я не остаюсь равнодушной к их судьбе. Веду мониторинг успешности при обучении в основном и среднем звене и их социальную адаптацию Знания, полученные на моих уроках, дети подтверждают в среднем и старшем звене.

Среди моих выпускников есть награждённые за последние пять лет серебряными медалями: Сумзина Анна, Плеханов Максим, Галимзянов Вадим. Они принимают участие в научно-практических конференциях Сумзина Анна, Гимадиева Асия,

активные участники олимпиад, только в этом учебном году из 40 участников 20 участников были из 9 класса (а это мой первый занковский выпуск). Из них 10 человек стали призёрами, заняв 1-3 места. Сумзина Наталья дважды заняла первое место и с достоинством защитила честь района в зональной и республиканской олимпиаде.

Определённых положительных результатов я достигаю за счёт постоянной работы над методической темой. Эти темы меняются в зависимости от углубления в проблемы развивающего обучения. С 1997 по 2001 г.. меня интересовала тема «Система развития личности в ситуации успеха через радость познания». В процессе изучения этой темы я ближе познакомилась с технологией развивающего обучения Л.В.Занкова и сделала для себя выводы, что буду продолжать работать по этой системе.

С 2001 по 2005 г. работала над темой «Учёт и развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти» В нашем селе нет детского садика, дети поступают в школу с низким и средним уровнем готовности к школе. (приложение), поэтому меня и заинтересовала эта тебя. Проработав 4 года результаты имеются.

Из 8 выпускников 3 человека закончили отлично, 3 человека на хорошо, лишь только 2 ученика удовлетворительно. Награждены Похвальными листами Вавилова Александра, Вавилова Злата и Прохоров Александр. Хальметов Эмиль, Мулюков Айваз и Тюрина Алёна были награждены Почётной грамотой школы.

В этом году мои ученики обучаются в первом классе. Малоподвижный образ и влияние его на ребёнка заинтересовал меня,и я начала работать над методической темой «Подвижный способ обучение и его влияние на развитие ребёнка»

В занковских класах уроки должны вести те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для который она оказалась «своей». Ответить на этот вопрос я могу просто – уроки должны вести профессионалы. Этому профессиональному мастерству я учусь путём самообразования, посещая семинары, открытые уроки коллег школы, района и республики. А ещё обязательно посещаю курсы повышения квалификации при ИПКРО.

2001 г. ноябрь «Развивающее обучение в начальных классах» 72 часа

2004 г. сентябрь «Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации педагогов начального образования» 36 часов.

Знания полученные на курсах применяю в своей деятельно и с удовольствием делюсь опытом работы с коллегами. Свой опыт работы передаю через Мастер-классы, открытые уроки и мероприятия. (приложение)

Работая руководителем школьного методического объединения более 10 лет охотно делюсь своим опытом работы с коллегами. Проводим Методические недели, заседания, где обсуждаются актуальные проблемы.

С 2002 года являюсь членом экспертной районной комиссии учителей начальных классов. Выезжаем с аттестацией не только в свой район, но и в соседний Камскоустинский .Мой опыт обобщали на Республиканских семинарах, на Совете РОО, на заседаниях творческого клуба «Поиск», на заседаниях Районного, кустового и школьного методических объединений. (приложение)

Впереди новые творческие поиски, раздумья. Минуты радости. Я чувствую уверенность в своих силах, потому что всем сердцем приняла дидактическую систему Л.В.Занкова. Мне предстоит оставить в душе каждого выпускника начальной школы отпечаток огромного следа гуманной развивающей системы.

Литература

  1. Яковлева, С. Г. Заповеди занковского урока / С. Г. Яковлева // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 13-17.

  2. Веретенникова, И. В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке : система Л. В. Занкова / И. В. Веретенникова // Начальная школа. – 2006. – № 11. – С. 58-62.

  3. Наумова, О. В. Учиться с радостью : из опыта работы по системе Л. В. Занкова / О. В. Наумова // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 88-90.

  4. Нечаева, Н. В. Знакомься, школа, — твой ученик! / Н. В. Нечаева // Начальная школа : газ. издат. дома «Первое сентября». – 2007. – № 16. – С. 29-34.

  5. Нечаева, Н. В. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова : учеб. пособие / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. – Самара : Федоров, 2006. – 176 с.

  6. Дьяченко, В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология / В. К.Дьяченко. — Красноярск, 1998. — 435 с.

  7. Нечаева, Н. В. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова : учеб. пособие / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. – Самара : Федоров, 2006. – 176 с.

  8. Нечаева, Н. В. Система развивающего обучения Л. В. Занкова – что это такое? / Н. В. Нечаева, А. Г. Ванцян. – Самара : Учебная литература, 2008. – 14 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here