Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовила :

учитель высшей квалификационной категории

Фёдорова Валентина Анатольевна

п. Пятницкое

2010 г.

Реализация идей системы развивающего обучения на уроках русского языка

Фёдорова В. А.

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа»

Волоконовского района

Белгородской области

Одним из самых значительных явлений последних десятилетий в образовании России стало распространение идей развивающего обучения, т.е. системы образовательных технологий нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

Урок — основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л.В. Занкова. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и формы его организации.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В.Занкова — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями.

I путь. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком — эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза — либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания. Приведём примеры возможных проблемных ситуаций на уроках русского языка.

1) -ть в инфинитиве глагола суффикс или окончание? (предъявить школьникам противоречивые факты, аргументировать их, достичь компромисса, примирить противоречия, познакомить с тем, как трактуют этот вопрос авторы учебников, по которым предстоит заниматься детям);

2) проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете? (Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. Рыбы говорят: рыболовы охотно идут на приманку. — к уроку по теме «Понятие о синтаксисе и пунктуации»). Проблемная ситуация создаётся практическим заданием «на ошибку». В результате её решения создаётся мотивация изучения данной темы, формируется мнение о важности умения правильно расставлять знаки препинания, так как нарушение правил пунктуации ведёт к неточности выражения мысли в письменной речи.

II путь. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, «ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка». В занковских классах активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала (например, вспомнить сравнительную степень прилагательных, её значение, формы для привлечения этих знаний к изучению новой темы «Сравнительная степень наречий»). Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока.

Такие задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В. Занкова, как многогранность и вариантность. Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и др.

III путь. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в более подготовленном классе можно планировать и целую тему, и весь курс русского языка .

Цель урока планирования — наметить ход, способы, этапы учебной деятельности, поставить учебные задачи, которые предстоит решить на следующих уроках. Так, например, при решении проблемы «Как и почему меняется словарный состав языка?» дети путем планирования материала ставят для себя учебные задачи. Учитель предлагает учащимся конкретные вопросы, а они, пытаясь на них ответить, выясняют, что еще не знают, и записывают общие формулировки, которые становятся пунктами плана.

Примерные вопросы учителя Запись учащихся

1. Можно ли утверждать, что слова «врач», «дорога», «абажур», «штык» русского происхождения?

2. Что означает слово «карета» и почему не используется сейчас?

3. Как, когда и в связи с чем появилось слово «луноход»?

4. Почему люди на Севере называют белку векшей, а крольчиху на Дону- трусихой?

5. Кто в своей речи использует слова «пинцет», «скальпель»? 1. Из каких языков пришли слова в русский язык?

2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются?

3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются?

4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному?

5. Какие слова используют представители разных профессий?

Далее учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же они узнают, когда ответят на все эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: происхождение и употребление слов в русском языке — таким образом планируя материал на несколько уроков вперед.

IV путь. Учитель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке.

Чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности каждого учащегося, учитель для решения проблемных вопросов может предлагать затрудняющимся учащимся вариативные инструкции, причём дифференцированные. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум-трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.

Переход от трудных к лёгким условиям решения лингвистической задачи является основным дидактическим условием эффективного влияния данного задания на развитие мыслительной деятельности учащегося. Именно при этом условии обеспечивается соединение обучающей, воспитывающей и контролирующей функции задания.

V путь. Учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Учителю надо не торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы. Открытый самим учеником способ действия запоминается им надолго

VI путь. На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Для системы Л.В. Занкова характерен путь познания — «от учеников». «Идти от учеников» — это значит организовать и направлять коллективный поиск. Цель урока, сформулированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Поэтому важный момент урока — создание мотивации учения, постановка цели познавательной деятельности учеников. Только в этом случае цель, воспринимаемая как проблема, которая, будучи реально объектной, для ребёнка выступает как субьективная. Встречающееся на уроке незнание не расстраивает ученика, а мобилизует волю, мысли на решение возникшей учебной задачи. Учитель стимулирует учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряет не только конечный результат (правильно — неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющей преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства — удовлетворение от сделанной работы.

VII путь. В системе Л.В. Занкова иной характер заданий, предлагаемых ученику. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа «списать, вставить пропущенные буквы», «расставить знаки препинания». Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления — с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

VIII путь. Учителю в занковском классе следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Урок в развивающем обучении отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально (кроссворд, вводящий новое понятие; игра, например, «Корректор», «Третий лишний»; мотивационная проблемная ситуация и др.). Развёртываться урок может в виде учебного диалога как постепенное углубление в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных, так и из непройденных тем. Учителю надо помнить, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство (без доказательств знания усваиваются формально, непрочно, происходит запоминание без понимания).

IX путь. На уроке каждый ребёнок проводит рефлексию — оценку собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний. Отрабатывая, например, тему «Правописание Ь в разных частях речи» ученики пишут словарный диктант, позволяющий провести рефлексию. Детям предлагается записать слова в три столбика:

1) знаю, почему надо писать Ь,

2) знаю, почему Ь писать не надо,

3) не знаю, надо писать Ь или нет.

Способствуют формированию рефлексии следующие упражнения:

1) Задания, выявляющие способность ученика к «орфографическому» чтению и помогающие становлению «природной» грамотности.

2) Упражнения на списывание с дополнительными заданиями (обнаруживает сформированность основных умений по орфографии)

3) Упражнения по созданию и анализу алгоритмов как упражнения, призванные научить планировать свою деятельность по осознанию способа действия, осуществлять «пошаговый» контроль за своими действиями:

— проанализировать готовый алгоритм,

— составить собственный алгоритм (таблицу, схему),

— определить, к каким правилам относится алгоритм (таблица, схема),

— закончить (восстановить) алгоритм (таблицу, схему).

X путь. В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого школьника практикуются домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, выявляют уровень притязаний школьников (выпишет предложение или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учащихся им можно предлагать выполнение работ творческого характера (написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.).

Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

Основная идея системы развивающих упражнений заключается в реализации элементов функционально-семантического направления в обучении морфологии.

В связи с этим выделяются следующие типы упражнений.

1. Логико-языковые: упражнения на выделение существенных признаков понятий, категорий, на опознание данного языкового явления в тексте, на сравнение и разграничение сходных языковых явлений, на грамматический анализ, на рассуждение, обобщение и классификацию. Например:

— Упражнения на сравнение и дифференциацию сходных языковых явлений. Выделите из данных слов однокоренные слова и запишите группами. В каждой группе найдите имена существительные и скажите, что они обозначают. Покраснеть, беговая, добряк, краснота, бегать, добрый, красный, беглец, задобрить.

— Упражнение на выделение существенных признаков понятий, категорий, явлений. Из предложенного набора признаков выберите значимые для имени существительного. Склоняется, спрягается, изменяется по родам, имеет род, в предложении — подлежащее, в предложении — определение.

— Упражнение на языковой анализ. Поставьте следующие имена существительные в нужной форме. В магазине продаются кожаные (поясы, пояса). На столе лежат (счета, счеты), на которых мы учимся считать.

— Упражнение на обобщение, абстрагирование, классификацию. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: ученый, часовой, столовая.

— Тест на понимание лингвистического текста.

2. Творческие: упражнения по развитию языковой догадки, упражнения на словотворчество и грамматический анализ, задания на основе фонетического, лексического, грамматического словообразовательного анализа окказиональных слов, упражнения по развитию логического мышления, построение рассуждения на лингвистическую тему, упражнение на исправление языковых ошибок, на символическое изображение языковых явлений, сочинение на грамматическую тему.

Например: — Упражнение по развитию языковой догадки. Маленькая Дианочка сказала маме: «Дай мне копатку». Какой предмет девочка просила у мамы? Объясните, как образовано слово «копатка».

— Упражнение на словотворчество и анализ. «Расшифруйте» слова: Язац, дедвемь, циласи, кровоа.

— Упражнение по фонетическому, лексическому, грамматическому, словообразовательному анализу окказиональных слов. Составь предложения на языке жителей страны Крокозябры а) венесяпый, тюпает, женеленок; б) неляет, по, теляку, крокозябр, булясый. Определите, к каким частям речи относятся данные слова? Как вы рассуждали? Придумайте свое предложение на языке жителей этой страны так, чтобы слова в нем шли в следующем порядке: Что сделал, какой, что?

— Упражнение по развитию логического мышления. Заполните пропущенные в тексте слова. Восстановите стихотворение, используя слова для справок (зола, скорлупка, земля, желудь).

Дерево прячет корни __ __.

Искры таяться _ теплой _.

___зрелом спрятан дубок.

_ белой _ спрятан желток.(О. Дриз)

— Упражнение на исправление языковых ошибок (лексических, морфологических и т. д.). Прочитайте предложения, исправьте речевые ошибки. Два мальчика парой пошли на рыбалку. На речке они ловили рыбу в воде. Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

— Упражнение на символическое изображение языковых явлений, понятий и определение их цветового эквивалента. Представьте, что вы художники. Вас попросили нарисовать иллюстрацию к сказке о частях речи. Как бы вы изобразили одного из персонажей сказки — Имя Существительное?

— Сочинение на грамматическую тему «Имя существительное как часть речи».

В классах, где действительно реализуются принципы дидактической системы Л.В. Занкова, лингвистическая подготовка детей отличается осознанностью и глубиной. Ответы младших школьников свидетельствуют о понимании ими лингвистического содержания изучаемых понятий, об осознании и установлении сущностных межпонятийных связей, об умении применить изученные лингвистические знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. Очевидными оказываются преимущества обучения русскому языку по системе Л.В. Занкова (в сравнении с классами, реализующими традиционные программы) в результатах интеллектуального развития младших школьников (памяти, воображения, мышления), в особенности в темпах продвижения в психическом развитии детей.

Использованная литература:

1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды.- М., 1990

2.Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова — М. : Просвещение , 1991

3. Полякова А. В. Русский язык.- М.: Просвещение, 2005

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here