Класс: 4
Учитель: Борисова Наталья Леонидовна
Предмет: русский язык
Тема: «Словоизменение имён существительных».
Учебные задачи:
1. Вспомнить, повторить, систематизировать знания учащихся об имени существительном;
2. Подвести учащихся через столкновение с проблемой к её разрешению;
3. Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы;
4. Формировать навык взаимопроверки и самоконтроля.
Анонс урока (технология деятельностного метода).
Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе | |
I Мотивация к учебной деятельности. | 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования.
|
II Актуализа-ция знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию . 7) Организовать выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); Критериальное оценивание ( работа с лесенкой успеха: «знаю», «умею»). |
III Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные:знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
IV Реализация построенного проект а. | 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
|
V Первичное закрепление во внешней речи. | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: — фронтально; — в парах . | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
VI Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону. | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Критериальное оценивание. |
VII Рефлексия учебной деятельности. | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция. Критериальное оценивание (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование).
|
Сценарий урока.
I Самоопределение к деятельности.
— О чём К. Г. Паустовский написал эти строки?
«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный инструмент…» (о русском языке)
-Предлагаю продолжить его изучение. С чего мы начинаем каждый наш урок?
(с чистописания)
II Актуализация знаний.
-
Чистописание.
— Сегодня мы пропишем узор с заглавной и строчной буквой Пп. А почему именно эту букву, вы мне сами ответите позже.
-
Словарная работа.
— Спишите, исправляя ошибки:
Проф(ф) ес(с)ия, а(о)лмаз, ди(е)серт, ега(о)за, жен(ь)щина, исте(и)на.
— Произведите взаимопроверку.
— Давайте проанализируем, написание каких слов вызывает наибольшее затруднение.
-
Какой следующий этап нашей работы? (развитие речи)
— Составьте предложение по данной схеме: «П?»- а.
— Запишем лучшее предложение, но схема изменится: А: «П?»
-
Повторение пройденного.
-Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что их объединяет? (они имена существительные)
— Давайте поиграем в игру «Пресс- конференция» ( одни учащиеся задают вопрос по теме, а другие на него отвечают).
— Итак. Что мы повторили в начале урока?
— Давайте поработаем с «Лесенкой успеха» и отметим, на какой ступеньке познания мы находимся.
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
-
Пробуждение интереса к новой теме. Задание на пробное действие.
— Во время игры мы вспомнили непостоянный признак имени существительного- число. Как думаете, это единственный непостоянный признак или нет? (затрудняемся дать ответ)
— Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке
(узнать, какие ещё непостоянные признаки есть у имени существительного).
III Построение проекта выхода из затруднения.
— Разобраться с этим вопросом я вам предлагаю самостоятельно. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила групповой работы (учащиеся перечисляют правила работы в группе).
— Каждая группа получила карточку с заданием.
— Для удобства будете работать в таблице:
| СЛОВО | ВОПРОС | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV Реализация построенного проекта.
— Какое слово вы нашли? (выслушивается мнение групп и заполняется таблица).
— Как вы думаете, такое изменение имён существительных по вопросам, когда изменяется только окончание это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ или СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?
— Для чего существительному необходимо в тексте менять окончания?
— Так как же мы можем сформулировать тему нашего урока?
(Словоизменение имён существительных)
— Изменение имён существительных по вопросам в русском языке носит научное название, а какое вы узнаете, если сложите слово из первых букв наших словарных слов.
— Какое же слово получилось? (ПАДЕЖИ)
— Как нам убедиться, что мы сделали правильное открытие?
(прочитать)
V Первичное закрепление во внешней речи.
— Так как же называется ещё один непостоянный признак имени существительного?
— А как называется изменение имён существительных по вопросам?
— А что ещё интересного узнали?
— Послушайте сказку и дополните таблицу. Работать будем в парах.
« Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его Именительный. Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, ион стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.»
— Вот вы и самостоятельно ответили на вопрос, который мы поставили в начале урока.
ФИЗПАУЗА
— Предлагаю применить новые знания на практике. Измените по падежам слова
ЖЕНЩИНА и ЖЕНЩИНЫ (один ученик у доски- остальные в тетрадке)
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Какой следующий этап нашего урока? (самостоятельная работа)
— Теперь самостоятельно измените по падежам слова
ДЕСЕРТ и ДЕСЕРТЫ
— Проверьте себя по эталону.
умею
— Оцените свою работу по шкале УМЕЮ
VII Рефлексия учебной деятельности.
-
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
-
Достигли ли мы её? Докажите.
-
Почему же на этапе ЧИСТОПИСАНИЯ мы с букву П?
-
Завершите рефлексию СИНКВЕЙНОМ.
-
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:
-
Если доволен своей работой- зелёная карточка
-
Если остались затруднения- жёлтая карточка
-
Если не доволен своей работой- красная карточка.
— Спасибо за урок.