Класс: 4

Учитель: Борисова Наталья Леонидовна

Предмет: русский язык

Тема: «Словоизменение имён существительных».

Учебные задачи:

1. Вспомнить, повторить, систематизировать знания учащихся об имени существительном;

2. Подвести учащихся через столкновение с проблемой к её разрешению;

3. Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы;

4. Формировать навык взаимопроверки и самоконтроля.

Анонс урока (технология деятельностного метода).

Этап урока

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

II Актуализа-ция знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию .

7) Организовать выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

Критериальное оценивание

( работа с лесенкой успеха: «знаю», «умею»).

III Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV Реализация построенного проект а.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

V Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

— фронтально;

— в парах .

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VI

Самостоя-тельная работа с

самопровер-кой по эталону.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Критериальное оценивание.

VII

Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Критериальное оценивание (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование).

Сценарий урока.

I Самоопределение к деятельности.

— О чём К. Г. Паустовский написал эти строки?

«Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный инструмент…» (о русском языке)

-Предлагаю продолжить его изучение. С чего мы начинаем каждый наш урок?

(с чистописания)

II Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

— Сегодня мы пропишем узор с заглавной и строчной буквой Пп. А почему именно эту букву, вы мне сами ответите позже.

  1. Словарная работа.

— Спишите, исправляя ошибки:

Проф(ф) ес(с)ия, а(о)лмаз, ди(е)серт, ега(о)за, жен(ь)щина, исте(и)на.

— Произведите взаимопроверку.

— Давайте проанализируем, написание каких слов вызывает наибольшее затруднение.

  1. Какой следующий этап нашей работы? (развитие речи)

Составьте предложение по данной схеме: «П?»- а.

Запишем лучшее предложение, но схема изменится: А: «П?»

  1. Повторение пройденного.

-Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что их объединяет? (они имена существительные)

— Давайте поиграем в игру «Пресс- конференция» ( одни учащиеся задают вопрос по теме, а другие на него отвечают).

— Итак. Что мы повторили в начале урока?

— Давайте поработаем с «Лесенкой успеха» и отметим, на какой ступеньке познания мы находимся.

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

  1. Пробуждение интереса к новой теме. Задание на пробное действие.

— Во время игры мы вспомнили непостоянный признак имени существительного- число. Как думаете, это единственный непостоянный признак или нет? (затрудняемся дать ответ)

— Какую же цель мы поставим сегодня перед собой на уроке

(узнать, какие ещё непостоянные признаки есть у имени существительного).

III Построение проекта выхода из затруднения.

— Разобраться с этим вопросом я вам предлагаю самостоятельно. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила групповой работы (учащиеся перечисляют правила работы в группе).

— Каждая группа получила карточку с заданием.

  1. Прочитайте стихотворение.

У норы добыча ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая- и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

  1. Найдите слово, в котором будет изменяться только окончание.

  2. Выпишите все эти слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.

  3. Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово?

— Для удобства будете работать в таблице:

СЛОВО

ВОПРОС

IV Реализация построенного проекта.

— Какое слово вы нашли? (выслушивается мнение групп и заполняется таблица).

— Как вы думаете, такое изменение имён существительных по вопросам, когда изменяется только окончание это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ или СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?

— Для чего существительному необходимо в тексте менять окончания?

— Так как же мы можем сформулировать тему нашего урока?

(Словоизменение имён существительных)

— Изменение имён существительных по вопросам в русском языке носит научное название, а какое вы узнаете, если сложите слово из первых букв наших словарных слов.

— Какое же слово получилось? (ПАДЕЖИ)

— Как нам убедиться, что мы сделали правильное открытие?

(прочитать)

V Первичное закрепление во внешней речи.

— Так как же называется ещё один непостоянный признак имени существительного?

— А как называется изменение имён существительных по вопросам?

— А что ещё интересного узнали?

— Послушайте сказку и дополните таблицу. Работать будем в парах.

« Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его Именительный. Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, ион стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.»

— Вот вы и самостоятельно ответили на вопрос, который мы поставили в начале урока.

ФИЗПАУЗА

— Предлагаю применить новые знания на практике. Измените по падежам слова

ЖЕНЩИНА и ЖЕНЩИНЫ (один ученик у доски- остальные в тетрадке)

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Какой следующий этап нашего урока? (самостоятельная работа)

— Теперь самостоятельно измените по падежам слова

ДЕСЕРТ и ДЕСЕРТЫ

— Проверьте себя по эталону.

умею

— Оцените свою работу по шкале УМЕЮ

VII Рефлексия учебной деятельности.

  • Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

  • Достигли ли мы её? Докажите.

  • Почему же на этапе ЧИСТОПИСАНИЯ мы с букву П?

  • Завершите рефлексию СИНКВЕЙНОМ.

  • Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек:

  • Если доволен своей работой- зелёная карточка

  • Если остались затруднения- жёлтая карточка

  • Если не доволен своей работой- красная карточка.

— Спасибо за урок.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here