Методические рекомендации по подготовке учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации.
Аннотация.
Рекомендации предназначены для учителей, ранее или давно не работающим в выпускных классах, учеников и их родителей, в период подготовки к ЕГЭ.
Много лет, работая в выпускных классах, я ежегодно сталкиваюсь с одной и той же проблемой — опять поменяли задания ЕГЭ и весь наработанный материал можно выкинуть и все начинать заново. Горы бумаги, краска для принтера, время для составления заданий и порой их решение уже в следующем году становятся не актуальными, а жаль. Поэтому я стала создавать для себя базу из наиболее интересных заданий, тех которые будут нужны для выработки умений и навыков при изучении отдельных тем, а затем они же могут быть использованы во время повторения.
По моему глубокому убеждению, учитель математики не должен постоянно работать только в 5-6 или 7-9 классах, так как это не позволяет ему отслеживать все изменения, происходящие в школьной программе, а особенно в заданиях, предлагаемых на ГИА или ЕГЭ, что тормозит его профессиональный рост, не позволяет ему самореализоваться. Если работать одновременно в среднем и старшем звене, то более оперативно начинаешь ориентироваться во всех нововведениях и можно корректировать программу в соответствии с ними.
Ученикам и их родителям я бы посоветовала с первого дня учебы в 10 классе сделать осознанный выбор о профиле учебного учреждения, к которому будет готовиться школьник и оценить свой уровень с помощью небольшого теста, составленного из заданий ЕГЭ предыдущих лет. Такие тесты можно найти на любом из официальных сайтов или создать самим. Надеюсь, что мои рекомендации помогут при подготовке к итоговой аттестации.
Тест:
-
Павел Иванович купил американский автомобиль, спидометр которого показывает скорость в милях в час. Американская миля равна 1609 м. Какова скорость автомобиля в километрах в час, если спидометр показывает 65 миль в час? Ответ округлите до целого числа.
-
Бегун пробежал 50 м за 5 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна на дистанции. Ответ дайте в километрах в час.
-
В ходе химической реакции количество исходного вещества (реагента), которое еще не вступило в реакцию, со временем постепенно уменьшается. На рисунке эта зависимость представлена графиком. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее с момента начала реакции, на оси ординат – масса оставшегося реагента, который еще не вступил в реакцию (в граммах). Определите по графику, сколько граммов реагента вступило в реакцию за три минуты?
-
При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1 600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант?
-
К окружности, вписанной в треугольник ABC, проведены три касательные. Периметры отсеченных треугольников равны 6, 8, 10. Найдите периметр данного треугольника.
-
В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.
-
Найдите корень уравнения: . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите больший из них.
-
Центральный угол на больше острого вписанного угла, опирающегося на ту же дугу окружности. Найдите вписанный угол. Ответ дайте в градусах.
-
Найдите значение выражения .
-
В боковой стенке высокого цилиндрического бака у самого дна закреплeн кран. После его открытия вода начинает вытекать из бака, при этом высота столба воды в нeм, выраженная в метрах, меняется по закону где – время в секундах, прошедшее с момента открытия крана, – начальная высота столба воды, – отношение площадей поперечных сечений крана и бака, а – ускорение свободного падения (считайте м/с). Через сколько секунд после открытия крана в баке останется четверть первоначального объeма воды?
-
Даша и Маша пропалывают грядку за 12 минут, а одна Маша — за 20 минут. За сколько минут пропалывает грядку одна Даша?
-
В параллелограмме биссектрисы углов при стороне делят сторону точками и так, что Найдите если
-
Решите неравенство
-
Решите неравенство
(Это один из вариантов теста, составленный из заданий прошлых лет, который позволяет определить уровень знаний ученика. Если класс делится на группы, то с помощью этого теста можно разделить классы на группы.)
10 класс.
С первых дней обучения в 10 классе надо проанализировать, какие темы из математики прошлых лет учащимися были изучены поверхностно или вообще не пройдены. Составить список таких тем и посмотреть, к каким разделам 10-11 классов их удобно привязать. Ввести элементы повторения в конкретные уроки, разобрать теорию и рассмотреть задачи из ЕГЭ.
В дальнейшем при решении задач из учебника необходимо в каждый урок вставлять 1-2 типа задач из открытого банка или аналогичных сайтов. (Все современные сборники имеют однотипные задачи, они отстают от банков или дублируют их).
Так при рассмотрении темы геометрическая прогрессия полезно решить задачи типа:
Васе надо решить 490 задач. Ежедневно он решает на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днем. Известно, что за первый день Вася решил 5 задач. Определите, сколько задач решил Вася в последний день, если со всеми задачами он справился за 14 дней.
Бизнесмен Бубликов получил в 2000 году прибыль в размере 5000 рублей. Каждый следующий год его прибыль увеличивалась на 300% по сравнению с предыдущим годом. Сколько рублей заработал Бубликов за 2003 год?
С подробным разбором и указанием тех признаков, по которым эти задачи можно узнать, так же целесообразно на этих уроках решить и задачи на арифметическую прогрессию, рассмотрев их отличия.
При изучении тем степенная, показательная и логарифмическая функции, необходимо очень подробно остановиться на свойствах степеней и посветить достаточно много времени на отработку свойств и доведения до автоматизма решения заданий части В. С более подготовленными учащимися разобрать и часть С, а при недостатке часов использовать факультативные часы, работу кружков или другие возможности, в частности перенести тему тригонометрическая функция в 11 класс.
Тригонометрические тождества и уравнения для слабого ученика настолько трудны, что порой к моменту осмысления им этого раздела наступает пора сдачи экзамена, тратятся огромные силы и уходит много времени. Считаю, что при рассмотрении данных тем можно ограничится разбором типовых заданий для слабых учеников, а вот для ребят увлеченных математикой или стремящихся поступить в технический вуз, проводить подробный разбор заданий части С предыдущих лет, открывая перед ними огромный арсенал математических средств и методов решения тригонометрических уравнений неравенств и систем. Для достижения этой цели удобно использовать элективные часы, предварительно разделив класс на группы. На таких занятиях нужно указать на те виды заданий, которые можно решать несколькими способами (например, аналитически или графически) давая возможность каждому из учеников выбрать для себя более подходящий.
11 класс.
Проанализировав итоги 10 класса, учитель и каждый ученик должен твердо принять решение о выборе профиля института или другого учебного заведения и в соответствии с ним выбрать свой учебный маршрут. Для учащихся, отдающих предпочтение гуманитарным дисциплинам, нет смысла тратить время и силы на доскональную работу с частью С, на стремление набрать много баллов ради их количества.
Ребятам, склонным к технике, и тем, кому нужна математика для поступления напротив необходимо потратить достаточно много времени для подготовки к сдаче экзамена. С этой целью следует на элективных курсах рассмотреть те разделы математики, которые не внесены в программу, помочь учащимся при разборе наиболее сложных разделов, сделав соответствующие подборки заданий.
На уроках при изучении производной показать ее прикладное значение, физический и геометрический смысл. Подробно рассмотреть отличия между графиком функции и ее производной, научить учащихся четко понимать смысл заданий, встречающихся на ЕГЭ.
Привести примеры однотипных заданий, сформулированных по-разному.
Например:
На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−2; 12). Найдите сумму точек экстремума функции f(x),.
На рисунке изображен график производной функции , определенной на интервале . В какой точке отрезка функция принимает наибольшее значение?
В теме «первообразная» следует особое внимание обратить на возможность больших вычислений, а следовательно при работе с этой темой стоит вспомнить приемы устного счета и решить задания на арифметические действия с целыми числами и дробями из части В.
На протяжении всего курса стереометрии, часто создается ситуация когда разбираемая задача состоит из нескольких, встречающихся в различных разделах ЕГЭ. На это стоит не только обратить внимание, но и продемонстрировать ее части. Так при нахождении объемов, часто нужно найти площадь фигуры, применить теорему Пифагора или знания о соотношении между углами и сторонами в прямоугольном треугольнике, вспомнить основные формулы и теоремы геометрии, и только после этого переходить к нахождению объема. Мною часто в качестве устной работы используются планиметрические задания из ЕГЭ, после их решения справиться даже с очень сложной задачей стереометрии намного проще.
На уроках посвященных плановому повторению целесообразно применять такую форму работы как работа в группах, причем эти группы могут быть составлены как из учеников одного уровня, так и из разных по силам ребят, все зависит от цели, которую преследует учитель на данном занятии. Задания для этого урока составляются заранее с учетом пройденных тем и объем их должен быть рассчитан таким образом, чтобы осталось время для обсуждения.
Итоговые тесты надо стараться составлять из расчета времени на их выполнение, варианты должны повторяться не чаще 2-3 раза на класс.
Заключение.
Надеюсь, что предложенные мною рекомендации помогут молодым учителям в работе, а ученикам при подготовке к успешной сдаче экзаменов.