Краснодарский край
Красноармейский район
п. Октябрьский
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 5
Правила дорожного движения в Светофорске.
Сценарий занятия по ПДД
в рамках программы внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
в 1 «Б» классе
МБОУ СОШ № 5
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории
классный руководитель 1 «Б» класса
руководитель кружка «Моя малая Родина»
Романова Наталья Пантелеевна
Сценарий классного занятия «Правила дорожного движения в Светофорске»
Педагогические задачи: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения , правила поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки.
Метапредметные УУД:
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий ;
знаково — символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; логические – строить рассуждения.
Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно — образными ( рисунками , таблицами), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем , одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией — осуществлять взаимный контроль ; взаимодействие — строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение — демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; нравственная — этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Средства обучения: компьютер, презентация о дорожных знаках, таблицы,
модель светофора, рисунки учащихся.
Оборудование: модель светофора; модель игрушечного руля; картинки с изображением регулировщика, жезла; схема перекрёстка с пешеходными переходами; аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем» (музыка В. Шаинского).
Учитель: Добрый день, ребята, наше занятие сегодня пройдёт в кабинете ПДД нашей школы и на специальной площадке во дворе школы. На занятии присутствует инспектор Славянской роты ДПС Камнев Виктор Александрович. Он проверит ваши знания о правилах дорожного движения и поможет вам ещё лучше узнать их.
1 ученик.
С площадей и перекрёстков на меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный долговязый светофор.
Он вежливый и строгий, он известен на вес мир.
Он на улице широкой самый главный командир.
У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю, да и как его не знать!
Я отлично понимаю всё, что хочет он сказать!
2 ученик
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Правила для ребят.
-
У дороги в домике
Без сада и крылечка
Проживают гномики,
Три славных человечка.
Не играют в домино,
В салки или прятки,
А весь день глядят в окно.
Все ли там в порядке?
Гном зеленый говорит:
“Все спокойно, путь открыт!”
Гномик жёлтый говорит
«Стой на месте, не спеши,
Ты немного подожди!»
Если выйдет красный,
Значит путь опасный!
Днем и ночью темною
Окна в нем не гаснут.
Спрятался зеленый гном
И появился красный.
Очень это важная,
Нужная работа.
Непутевым гражданам
Мигнуть у перехода.
-
ученик
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
-
ученик
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход
-
ученик
Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ЗАГАДКИ
Сейчас мы вас с ними познакомим. А ребята нам помогут, отгадав загадки:
Спозаранку за окошком стук, и звон, кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
(Трамвай)
2) Дом по улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
(Автобус)
3) Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко, возит грузы и людей. Будь внимательней при ней.
(Машина )
4) Две пары ног на мостовой и пара рук над головой.
(Троллейбус)
5) Несётся и стреляет, ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
(Мотоцикл )
6) У него 2 колеса и седло на раме. 2 педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)
Учитель.
— Сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим я вам загадаю несколько загадок и задам вопросы. Тот, кто правильно ответит, будет участвовать в игре: “Осторожно, улица!,”.
Маленькие домики
По улице бегут
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили).
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят. (Улица).
Встало с края улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогают улицу людям перейти. (Светофор).
Вот по рельсам мчит машина
Держится за провода.
И не надо ей бензина
Чтобы мчаться туда- сюда. (Трамвай).
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет,
Это мой … (Велосипед).
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога).
Вопросы.
— При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).
— Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).
— Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).
— Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).
— Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).
— Со скольки лет разрешается ездить на велосипеде? (14 лет).
Практическая часть 1.
После того, как дети отгадают загадки, учитель объясняет правила игры. Детям показывается, как нужно переходить улицу по нерегулируемым переходам и регулируемым светофором или регулировщиком переходам.
Учитель:
— Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?
(Дети читают стихи о знаках дорожного движения)
1 учащийся.
По плоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет-
Пешеходный переход!
2 учащийся.
Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!
3 учащийся.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки).
4 учащийся.
Говорит мне мой сосед:
— Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай педалями крути!
— Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!
5 учащийся.
Этот знак довольно прост —
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся — там сошел,
Безопасно, хорошо!
6 учащийся.
Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!
7 учащийся.
Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).
8 учащийся.
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!
9 учащийся.
Детвора, дома, газоны,
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак — “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель будь, смотри,
Аккуратней раза в три.
Практическая часть 2.
Работа на модели светофора в кабинете ПДД
Учитель:
— Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем — светофором.
Светофор:
— Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
(Читает стихотворение А. Северного).
Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтобы спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.
А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
— Ребята, а что вы еще знаете о светофоре?
(Дети читают стихотворение В.Кожевника.)
1 учащийся.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
2 учащийся.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкий
Самый главный командир.
3 учащийся.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
4 учащийся.
Я его конечно знаю.
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!
Учитель:
— А теперь дадим слово регулировщику.
Регулировщик.
— Я – регулировщик. Всегда прихожу на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стою на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка?
Учащиеся.
— Жезл.
Регулировщик.
Инспектор ДПС :
— Почему же именно жезл? Когда-то жезл представлял из себя длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас же маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.
Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения. Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора.
Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной — это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх, подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом — это значит можно переходить улицу.
Физминутка Игра «Улица»
Зал превращается в оживленную улицу с перекрестками и дорожными знаками. Дети становятся участниками движения: “водителями автомобилей” — на велосипедах — и “пешеходами”. Помощниками в игре являются светофор, регулировщик и юный инспектор движения. Водители едут по “мостовой”, останавливаясь на светофоре, обращая внимание на движения регулировщика и пропуская пешеходов на нерегулируемом переходе. А пешеходы двигаются по “тротуарам”, переходят улицу по пешеходным переходам. Игра идет в течении 10 минут. Во время игры неожиданно появляется Незнайка, который создает ситуацию дорожного транспортного происшествия. Он выбегает на проезжую часть с мячом, отбивая его об пол.
Незнайка.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Регулировщик свистит в свисток и останавливает Незнайку.
Регулировщик.
— Да, это же Незнайка. Незнайка, нельзя играть на мостовой, это очень опасно.
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры в эти,
Бегать можно без оглядки,
Во дворе и на площадке.
Незнайка.
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал:
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути,
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Практическая часть 3.
Азбука дорожных знаков
1. Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит…
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
А) Пешеходный переход;
В) Подземный пешеходный переход;
С) Пешеходная дорожка.
2. Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
А) Дорожные работы;
В) Въезд запрещен;
С) Движение без остановки запрещено.
3. Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки…
Только здесь не тротуар —
Дело все в дорожном знаке.
А) Главная дорога;
В) Пешеходная дорожка;
С) Пешеходный переход.
4. Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой?
А) Пункт первой медицинской помощи;
В) Место остановки автобуса;
С) Место остановки трамвая.
5. На нем нарисованы вы, но это не портрет.
Он висит всегда на столбе и нас охраняет, но это не светофор.
Он говорит всем взрослым, что мы рядом, но это не учитель.
Он треугольный и с красной полоской по краям.
А) Железнодорожный переезд со шлагбаумом;
В) Перевозка детей;
С) Дети.
Беседа с Неумехой
Говорит всем Неумеха:
Мне опасность не грозит.
Как шофёр меня заметит –
В тот же миг затормозит.
Что же может тут случиться?
Ведь на улице пока
Грузовик меня боится ,
А не я грузовика!
Он смеётся:- не пойму,
Отчего и почему
Должен путь ученик
Уступать грузовику.
Если может грузовик
Уступить ученику.
Каждый, кто машиной правит,
Скажет вам наверняка,
Что, конечно, не задавит
Ученик грузовика.
Но добавим мы серьёзно,
Что растяпа ученик
Может рано или поздно
Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому всегда,
Чтобы не стряслась беда,
Должен путь ученик
Уступать грузовику.
На дороге каждый миг
Должен быть он на чеку.
Используемая литература:
1. Азы безопасности. Книга для детей и родителей. Цвилюк Г. Е., М., Просвещение, 1994 г.
2. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: методическое пособие для учителя. Якупов А. М., М., АСТ-ЛТД, 1997 г.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 3-е изд. Поляков В. В. М., Дрофа, ДиК, 1998 г.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Попова Г. П., Волгоград, Учитель, 2006 г.
5. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. Поторочина Е. А., М., ВАКО, 2008 г.
6. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Калашникова О. В., Волгоград, Учитель, 2000 г.
7. Три сигнала светофора. Саулина Т. Ф., М., Просвещение, 1989 г.