Блок программы по русскому языку по теме «Имя существительное», 2 класс
(с экологической направленностью)
Краткое содержание (цель) | Методы | Экологиче-ские понятия | Задания с экологическим содержанием | |
1. Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы кто? что? IIIчетверть | Формировать грамматическое понятие «имя существительное», Познакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия, людей, вещей, событий и т.д.) | Рассказ, показ иллюстра ций, игра | Живая и неживая природа | — Что же такое имя существительное? Выяснить это нам поможет игра. Игра в группы слов Учитель называет группы слов, а уч-ся должны заменить их одним словом.
— на какие группы можно разделить все слова? (живая и неживая природа) Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово — имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, события – все названо, все имеет свое имя и все это имена существительные. |
2. Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к словам | Формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы; Уточнить представления о словах, обозначающих предметы. | Беседа, показ иллюстра ций, практичес-кая работа | Живая природа. Звери и птицы |
Тигр, сова, сорока, рысь, медведь, чайка, енот, ласточка, пингвин, тюлень, страус, летучая мышь, дельфин, кит.
— На какие группы разделили слова? (звери и птицы) — На какой вопрос отвечают все эти слова? (кто?) — Как называется часть речи. Отвечающая на вопросы кто? что? Запись на доске К, звери, зиме, готовятся. — Какое задание можно предложить? (записать предложение) — О ком говорится в предложении? — Что говорится о зверях? — Подчеркните главные члены предложения. — Найдите имена существительные. Какими членами в предложении могут быть имена существительные?
Выборочное списывание — Выпишите в левый столбик слова, отвечающие на вопрос «кто?», а в правый — отвечающие на вопрос «что?» Зимой в лесу. На кустах качаются снегири, похожие на румяные яблочки. На березе порхают суетливые чечетки. В еловых ветках, словно цветные шарики порхают синицы. Дятел долбит дерево крепким клювом. — Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто?» — К какой природе вы отнесете данные слова? |
3-4. Упражнение на распознавание слов, отвечающих на вопрос «кто?» и «что?» | Формировать умение ставить к слову вопрос «кто?» или «что?», различать предметы живой и неживой природы; Развивать внимание; Воспитывать наблюдательность | Беседа, показ иллюстра ций, игра | Живая природа. Деревья | Как назвать одним словом?
— Чем сходны все эти слова? — что вы можете о них сказать?
Выборочный диктант — Выпишите в левый столбик слова, отвечающие на вопрос «кто?», а в правый — отвечающие на вопрос «что?»
На реке. Пришла весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.
|
5-6. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. | Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы. | Беседа, игра | Живая природа | словарная работа
тр.мвай м.роз б.реза в.рона л.гушка кур.ца
— Это необычная яблоня. На ней выросли большие яблоки с буквами. Сорвать эти яблки только тот, кто сумеет подобрать для каждого из них подходящее слово. Написание проверьте по словарю.
Грибная электричка Едут в электричке Волнушки и лисички С подружками – друзьями, Чернушками – груздями. Со станции Присоркино На станцию Ведеркино, Со станции Подчеркино, На станцию Засолкино. (П. Синявский) — Какие слова в этом стихотворении нужно написать с большой буквы? Почему? — Назовите станции. Почему они так называются? — Какие слова можно отнести к живой природе? Почему? Ответ обоснуйте.
|
7. Изложение | 1.Формировать умение передавать содержание прочитанного, дать общее понятие о тексте как группе предложений, связанных между собой по смыслу. 2. воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Рассказ, беседа, показ ил-люстраций | Окружаю-щая природа. Пернатые друзья. |
— О чем говорится в рассказе? — Какое слово повторяется в тексте? (Скворец)
Скворец – птица лесная. Живут они в светлых, разреженных лесах, гнездятся по опушкам. Гнезда устраивают в дуплах. Правда человек помог скворцам, развешивая скворечники. И число скворцов сильно увеличилось – ведь весной летят они к нам с зимовок огромными стаями, в которых бывают десятки, а то и сотни тысяч птиц. Эта птица приносит человеку большую пользу: весною вместе с грачами ходит по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом без устали отыскивает и поедает различных гусениц, жуков-листоедов. Стало известно, что, выкармливая птенцов, скворцы прилетают к гнезду раз 200-300 в день. Они приносят тысячи насекомых, общий вес которых примерно граммов 300 – такова ежедневная норма подрастающих скворчат. Норма взрослого скворца – 130-150г в день (а сам он весит в среднем 80г). Но скворцов любят не только за это, а еще за веселый нрав. Неважно, что у него нет своих песен, — скворцы прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок.
— Кто жил у Веры? — Как скворец улетел? — Где искала Вера скворца? — Как нашелся скворушка?
|
Блок программы по русскому языку по теме «Имя существительное», 4 класс
(с экологической направленностью)
Тема | Краткое содержание | Методы | Экологичес- кие понятия | Задания с экологическим содержанием | |||||
| 1. Имя существите льное.
| 1. Повторить понятие имени существительного 2.Разграничить 3. Дать общее понятие об изменении существительных по падежам; 4.Дать термин | Рассказ, показ иллюстра ций, беседа. | Окружающая природа. Окружающая среда. Живая и неживая природа. | 1. Выпишите из рассказа о старом пне все • Какие из этих предметов можно отнести к живой природе? К неживой природе? 2. Что отличает живое от неживого? • Назовите первого обитателя старого пня. (жук) Как его называют по-другому? (дровосек) • Назовите следующего обитателя, (жук-златка) • Что очень любит этот жук? (солнце, тепло) • Кто скрывается в трещинке под корой? (многоножка-костянка) ‘ • Они относятся к живой или неживой природе? • Распределите эти существительные в три столбика (по родам: I — мужской, II — женский, III — средний). Выберите из рассказа еще несколько объектов природы и дополните ими столбики. 3. Что нового вы узнали о березе! • Используя прочитанный текст, составьте о березе предложения, в которых существительные будут отвечать на разные вопросы (что?, чего?, чему?, чем?, о чем?). | ||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Аналогичная работа проводится со словом воздух. 5. Впишите в таблицу следующие слова, определив род и принадлежность к живой или неживой природе: Мох, трава, солнце, воздух, дерево, птица, вода, почва, дятел.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Распозна-вание падежей имен сущест-вительных. Несклоняе-мые имена существительные. Первое склонение имен существительных
| 1. Наблюдение над изменением окончаний имен существитель-ных 1, 2, 3 склонений | Беседа, игра, работа с текстом, показ иллюстраций | Живая природа, дикие животные. | 1. Отгадайте загадки:
Шубка рыжая на ней, Пышный хвост – ее краса, Этот зверь лесной – (лиса)
Бродит по лесу голодный? (волк)
Кошек боится. (Мышь)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Беседа о жизни диких животных. Наблюдение за изменением окончаний данных существительных по вопросам. 2. Назовите диких животных, занесенных в Красную книгу. Запишите эти существительные и измените их по падежам. • Почему эти животные занесены в Красную книгу? • Какие из них обитают на Урале? • Как надо оберегать этих животных? 3. Выпишите из рассказа Н. Сладкова «Неожиданная пустыня» названия диких животных пустыни, которые оканчиваются на -а, -я (кобра, змея…). Подберите еще 2-3 своих примера названий диких животных с таким же окончанием. 4. Разгадав кроссворд, по вертикали получится название лесного зверя. 1) Хожу в пушистой шубе Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. 2) В дупло березы, Как в сундук, Орехи прячет … 3) Возле дуба старым рылом Деловито землю рыл он. Я пугать его не стал, Не спугнул и мой Полкан – Слишком грозен был …
4) Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной 5) Что за зверь такой, Встал на лапки под сосной И стоит среди травы – Ушки выше головы? 6) Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, А в деревне кур крадет.
— Про каких животных эти загадки: диких или домашних? — Выпишите отгадки, выделите окончания, определите род. Просклоняйте сущ-ые 1-го скл. — Составьте по 1 предложению про каждого животного, выделите окончания у слов – отгадок. 5. Переставьте в словах камыш, соль, шкала, сила Буквы так, чтобы получились названия диких животных. — Выпишите существительные 1-го склонения, просклоняйте их, выделите окончания.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Именитель- ный и Вини-тельный падежи имен существи-тельных
| 1. Наблюдение над словами в предложениях, стоящих в разных падежах; 2Осмысление роли склонения в живой речи; 3.Ознакомление учащихся с формой именительного и винительного падежей имен суще- ствительных 1 -го склонения; 4.Работа над навыком быстрой и точной ориентировки в падежных формах и прочном усвоении падежных окончаний. | Беседа, работа с текстом, введение проблем Неживая природа. Вода в природе | Неживая природа. Вода в природе. | 1.прочитайте рассказ В.Грузинской «Вода в пустыне».
• Найдите предложения, в которых существительное вода имеет окончания -а, -у. • Определите падеж этого существительного в раз- ных формах. • Сравните существительное в форме именительного и винительного падежа. • Чем отличаются? Чем сходны? 2. Составьте предложения об охране воды так, что- бы слово вода находилось в разных падежных фор- мах. 3. Опираясь на прочитанный текст: • Расскажите о путешествии воды в природе. • Найдите в выписанном на доске отрывке существительные 1-го склонения. Подчеркните только те из них, которые находятся в И.п. и В.п. 4. Послушайте небольшой рассказ «Вода под .зем- лей». • Как связаны в природе два объекта вода и земля! • Составьте мини рассказ о воде под землей так, что- бы существительные вода и земля находились в форме И.п. и В.п. 5. Кроссворд «Неживая природа». Впиши в клетки кроссворда объекты неживой природы. Какие ты еще знаешь? Какие из них содержат воду?
6. Составь предложения с некоторыми из этих слов по схемам:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Родительный падеж имен существительных 1-го склонения.
|
Работа над навыком быстрой и точной ориентировки в падежных формах и прочном усвое-нии падежных окончаний.
| Беседа, показ иллюстраций, викторина. Живая природа. Грибы | Живая природа. Грибы | 1. Назовите грибы, которые вам известны.
• Какие еще опасные для здоровья грибы вы знаете? • Какие окончания будут у существительных в родительном падеже? (сыроежка, чага, волнушка).
2. Кроссворд .о грибах. Разгадайте и подберите по 1) Под березой старичок, На нем бурый колпачок. 2) С яркой шляпкой гриб лесной Под березой иль сосной. Если хочешь — ешь соленый, Если хочешь — ешь сырой.
3) Очень рыжие сестрички Ходят в рыженьких беретах Осень в лес приносят летом Золотистые … 4) Под самой старою сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею, Первый найден … 5) Если ты идешь по лесу И грибы в мешок кладешь, Мимо этого грибочка, Не склоняясь, ты пройдешь.
— Найдите и подчеркните в них существительные 1-го склонения В форме родительного падежа. 3. Викторина «Царство грибов».
Белый гриб мухомор опята рыжик подосиновик шампиньон бледные поганки лисички — Выпишите сначала съедобные грибы, затем несъедобные. — Определите склонение существительных — Просклоняйте существительные ж.р., выделите окончания.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| На доске картинки грибов: саркосцифа рогатики мутинус трутовик Учитель читает рассказ. Дети должны по описанию определить гриб.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Дательный и предложный падежи имен существительных.
| 1.Наблюдение ниях, стоящих в разных 2.Осмысление 3.Ознакомле- ние 4. Работа над навыком быстрой и точной ориентировки в падежных формах и проч-ном усвоении падежных окончаний.
| Беседа, показ иллюстраций, игра (кроссворд). | Живая и неживая природа. Обитатели морей и океанов. | 1. Отгадайте загадку: Ног нет, а двигается, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает, (рыба) • Кому без воды жить нельзя? • Запиши разные формы слова «рыба» — • В формах каких падежей употребляется это существительное? • В каких водоемах живут рыбы? 2. Прочитав рассказы Г. Пяткова «В гостях у моря», • Назовите хищную рыбу, имя которой начинается и заканчивается на -а. (акула) • Что вы о ней знаете? • Прочитаем статью из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
3. Кроссворд «Рыбы». Заполните клетки кроссворда названиями рыб.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Винитель-ный падеж имен существительных | 1.Познакомить с особенностями Винительного падежа, его предлогами и отличием от И.п 2.развивать познавательный интерес к изучению животных. | Беседа, рассказ, самостоя-тельная работа, показ иллюст-раций | Живая природа. Дикие животные
|
Он, как елка, весь в иголках, Ловит смело ловких змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож И в сады, отважный …(ЕЖ)
Рубрика «Это интересно» Ёж относится к насекомоядным млекопитающим. Длина тела от 10 до 44 см. Хвост — от 1 до 20 см. Взрослый ёж весит примерно килограмм. Зимой впадает в спячку — с сентября-ноября по март-апрель (в зависимости от погоды). Дело в том, что зимой негде достать пропитание, а ежи едят много. За лето ежи накапливают много жира и в спячке потихоньку расходуют его. Но в сильные морозы приходится просыпаться и разогреваться — и запасы жира буквально «тают». Проснувшись весной, ёж активно поедает насекомых, ловит лягушек, мышей и изредка змей. Позволяет себе стащить с огорода какой-нибудь овощ. Ежата рождаются голенькие, неколючие. Но уже через несколько часов покрываются белыми и тёмными иглами. Малыши (их бывает 3-7 в семье) открывают глаза через две недели. К тому времени иголки у них, как у заправского ежа, уже твердые, колючие, и они могут их «топорщить» — для этого у всех ежей на спине под кожей есть очень сильный спинной мускул. Другой мускул позволяет ежу свернуться в тугой шарик — попробуй, разверни! А он еще пыхтит и подскакивает, дескать, не тронь, уколю! Ежик под колючками мягкий, зубки у него мелкие. Посмотри, какие ушки высовываются из-под колючек — почти прозрачные, нежные, как лепестки; у ушастого ежика они побольше. И брюшко незащищенное, мягонькое. Не будь колючек — нипочем не выжить бы ни одному ежику, ни всему ежиному роду. Но, как видно, неплохая это защита — ежи живут на Земле уже 50 млн лет. Многие виды животных за это время появились и исчезли с лица Земли, а ежик все живет себе. Ежи — ночные животные, но иногда они выходят на охоту и днём. Видят они плохо, а обнаруживают врага при помощи обоняния. Нос — их самый лучший советчик. Но если опасность надвигается с подветренной стороны, ёж не чувствует её. — Что особенно удивило вас в этом рассказе? -Что запомнилось?
Ёж. В сентябре ёж готовит себе теплое зимовье. Он таскает в нору сухие листочки и мох. Скоро заберется еж в свое жилище до весны. Придет зима. Накроет нору глубокий сугроб.
— Как иначе можно озаглавить текст? — Определите падеж выделенных существительных. — На какие вопросы отвечают существительные в В.п? — С какими предлогами употребляются? — Каким членом предложения бывает?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Творитель-ный падеж имен сущест-вительных 1-го склонения
| 1.Ознакомле-ние учащихся с формой творительного падежа имен существитель-ных 1-го скло-нения; 2.Закрепление знаний об изменении 1-го склонения по падежам.
| Беседа, показ иллюст-раций, работа со спра-вочной литературой, рассказ.
| Планета Земля.
| 1. Ответьте на вопросы:
2. Опишите погодные явления, происходящие на 3. Отгадайте загадки о природных явлениях: А рисовать умеет (мороз) Отступили холода, Взламывает лед вода. И, как море, широка Разливается река, (половодье) Гуляет в поле, а не конь, Летает на воле, а не птица, (вьюга) Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил, (дождь) Тур ходит по горам, Турица по долам. Тур свиснет, Турица мигнет, (гроза) Заря-заряница, Красная девица По полю ходила, Слезы обронила. Месяц видел, Солнце скрало, (роса) — Просклоняйте существительные 1-го склонения. 4. Составьте несколько связных предложений о вреде, который люди приносят своей планете. Определите падежи существительных. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Предлож-ный падеж имен существительных. Повторение сведений о падежах. | Обобщить знания уч-ся об особенностях падежей; Формировать навыки определения падежей по вопросу, предлогу и роли в предложении
| Беседа, практическая работа | Живая природа. Степь | О русской природе, о милой природе, О тающем снеге, о ясной погоде, О яблонях в наших садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце сквозистых берез, О гроздьях рябины, о шорохах бора, О ландышах ранней весной.
И в ельнике грустно, Покрылись озера И в поле так пусто, Морозным узором, От ярких цветов И лужи покрылись Не осталось следа… Скорлупками льда.
— Определите падеж выделенных существительных. — Как отличить один падеж от другого?
Сухая степь просторно раскинулась под палящим солнцем. Горячие порывы ветра шелестят ковылем. Высоко в небе звенит песня жаворонков. — Как определить падеж имен существительных?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Составле-ние текста по серии картинок | 1.Составить повествовательный текст по иллюстрациям, плану и опорным словам. 2. Воспитывать любовь к труду и бережное отношение к природе. | Творчес-кая работа |
|
— Что изобразил автор на рисунке? — Как ухаживал Слава за своим полем? Придумайте название. (Молодые всходы или Уход за растениями) — Что случилось? Как спас мальчик свое крохотное поле? — Зачем нужен отцовский зонт? Озаглавьте 2 часть. (Папин зонт. Или Пшеницу удалось спасти) -Чем может гордиться Славка? Озаглавьте 3 часть. (Знаменитая пшеница. Гордость Славки. Сбор урожая.) — О чем будем писать рассказ? (Как мальчик вывел новый сорт пшеницы) -Кто будет главным действующим лицом? — Какова основная мысль текста? (Чтобы достигнуть успеха, нужно много и упорно трудиться) — Какая из пословиц наиболее точно передает основную мысль текста? Озаглавьте текст.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Второе склонение имен существительных.
| 1.Сопоставление образцов твердого 2. Склонение слов (жук, пень) в 3. закрепление знаний в работе с пред-ложениями (разбор предложений по членам и частям речи).
| Введение игровой ситуации, беседа по наблюдениям детей, показ иллюстраций. | Насеко-мые. |
енда не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, а сядет — землю роет, (жук) • Как называется старый трухлявый дом для насекомых? (пень) • Как связаны в природе два этих понятия? (пень и жук) • Просклоняйте эти существительные. • Сравните окончания этих существительных в каждом падеже. Чем они отличаются? 2. Ответьте на вопросы: • Для чего нужны насекомые? • Отгадайте, кто это: В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок, летит — кричит, сядет — молчит. (комар) • Какую пользу приносит комар?
• Выпишите существительные 2 склонения в Ил. из данной загадки, (рак, рыба, зверь, …) • Просклоняйте эти существительные, выделите окончания, проверьте эти окончания с помощью удар— ных слов жук, пень • Составьте предложение с одним из этих слов. . Составьте два предложения о жизни муравьев. Начертите схемы этих предложений. Разберите их по членам и частям речи. Выпишите словосочетания из первого предложения. 4. Разгадайте кроссворд про насекомых. В вертикаль впишите подходящее название насекомого.
1 )Шевелились у цветка Все 4 лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.
2)Приглядись в лесу у пня Суета и беготня. Не умеют здесь лениться Строит город вся семья.
3)Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком И поделится медком. 4)Ни зверь, ни птица, Носик как спица. Летит — пищит, Сядет — молчит.
5)В уголке живет, Пряжу прядет. Тоньше его пряжи Не найдешь в продаже.
6)На лугу живет скрипач, Носит фрак, а ходит
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Второе склонение имен существительных. (продолжение)
| 1. Наблюдение за склонением имен существительных м.р. в ед. ч. с безударными окончаниями (дуб); 2. Сопоставле-ние этих наблюдений с уже известной таблицей склонения (ударные окончания). 3. Упражнения в правописании безличных падежных окончаний
| Введение игровой ситуации, работа со справоч -ной лите-ратурой, творчес-кое задание на основе наблюде ний, показ иллю- страций | Живая природа. Деревья. | 1. Отгадайте загадку:
лист в различных падежах. Сделайте вывод о написании ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения.
Придумайте рассказ «Деревья в лесу». • Найдите и подчеркните существительные 2 склонения, выделите окончания, укажите падеж. • Как проверить безударные окончания слов? 4. Викторина «Деревья». Послушайте отрывки и запишите, о каких деревьях идет речь. 1) Это лиственное дерево растет на юге лесной зоны России. Его часто называют богатырем из-за мощного ствола и шикарной кроны, (дуб) 2) У этого лиственного дерева очень упругая, тяжелая древесина, крупные, перистые листья. Его название созвучно со словом «ясный», (ясень) 3) Это лиственное дерево украшает собой улицы нашего города. У него высокий прямой ствол, раскидистая крона, (тополь) 4) Это лиственное дерево с широкими резными листьями, которые очень знамениты, потому что про них писали песни, они являются символом одной из стран мира, (клен) • Определите склонение этих существительных. • Измените по падежам слова ясень, тополь, клен, выделите окончания. • Сравните окончания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Второе склонение имен суще- ствитель-ных мужского рода на -й. | 1. Составление таблицы склонения (в ед.ч.) имен существительных мужского рода с основой на -й в результате наблюдений; 2. Составление таблицы склонения слов «воробей» и «голубь» и сравнение окончаний слов в каждом падеже; 3. Упражнения в закреплении написания падежных окончаний существительных 2 склонения мужского рода с основой на -й. | Беседа, показ ил-люстра- ции, наблюдение.
| Живая природа. Птицы. | 1. Расскажите о зимующих птицах нашего края. • Как им живется зимой? • О чем поют воробушки в последний день зимы? «Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!» • Просклоняйте существительное воробей, выделите окончание. • Что особого заметили, выделяя окончание? 2. Какие птицы селятся вблизи жилья человека? (голуби). • Чем вы помогаете птицам зимой? • Просклоняйте слово голубь. • Сравните окончания слов воробей и голубь в различных падежах. Сделайте вывод. 3. Ответьте на вопросы: • Какие птицы улетают от нас на юг? • Назовите птиц, название которых оканчивается на -й. Составьте предложения про одну из таких птиц по схеме: • Определите падеж существительных в этом предложении.
4. Отгадайте кроссворд про птиц. 1) Маленький постоянный спутник человека. 2) Скромно окрашенный лесной певец. 3) Небольшая птица, которая охотится за ночными насекомыми среди пасущегося стада. 4) Птица тропических стран с ярким оперением, одомашненная человеком и обученная человеческой речи.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначаю-щих шипящие звуки и Ц. |
3.Упражнения в закреплении данного правила.
|
| Неживая природа | 1. Разгадайте кроссворд. 1) По небу ходит маляр без кистей, Краской коричневой красит людей. 2) Бьет из-под земли водица, Просит путника напиться. 3) Украшал ночную синь Серебристый апельсин, А прошла неделька только, От него осталась долька. 4)Летит орлица через тридевять земель Крылья распластала, солнышко застлала.
Вывод: под ударением пиши О без ударения — Е. 2. Поставьте существительное 1 склонения в Т.п., можно ли применить это правило к существительным 1 склонения? Докажите на примерах.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Второе склонение имен существительных ср.р.
| 1. Склонение 2. Сопоставле-ние падежных окончаний существитель- 3. Упражнения в правописании падежных окончаний | Игровая ситуация, беседа, показ гербария культурных растений (зерно-вые). | Живая природа, Культур-ные рас-тения. |
Рос сперва в поле на воле. Летом цвел и колосился. А когда обмолотился, Он в зерно вдруг превратился (колос) • Спишите загадку, подчеркните существительные ср.р. • Просклоняйте подчёркнутые слова, выделите окончания. • Как появляется хлеб у нас на столе? • Вспомним пословицы и поговорки о хлебе? Хлеб да вода — то наша мужицкая еда. Худ обед, когда хлеба нет. Чья земля — того и хлеб. — Назовите еще пословицы о хлебе. — Определите падеж слова хлеб в каждой пословице, выделите окончания. • К каким растениям относятся рожь, пшеница? (к культурным). 2. Ответьте на вопросы: • Какие культурные растения вы еще знаете? • А какое культурное растение называется «вторым хлебом»? (картофель). • Просклоняйте существительные рожь, картофель. • Сравните окончания существительных ср.р. и м.р. в каждом падеже (зерно, картофель, хлеб, поле). • Есть ли разница в существительных ср.р. и м.р.? • В каких падежах разные окончания? 3. Выберите из списка существительных названия Редис, морковь, подорожник, липа, помидор, салат, лопух. • Измените их по падежам. Определите тип склонения: мягкое или твердое. Выделите окончания. 4. Разгадайте ребусы. • Составьте предложения со словами-отгадками. Определите падеж. Выделите окончания.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Второе склонение имен суще-ствитель-ных ср.р. (продолже-ние) | 1.Сопоставле-ние падежных окончаний существительных (яблоко, плод, тепло) в ед.ч. и мн.ч.;
| Введение проблем ной ситуации, рассказ, беседа, показ иллюстраций | Фрукты. | 1. Как связаны в природе понятия: яблоко, плод, тепло? • Составьте рассказ о яблоньке в вашем саду, используя данные существительные.
1 )Каждый листик — как ладошка, Схож он с бусами немножко. Был зеленым, а поспел он, Стал янтарным, красным, белым. 2)Весной повисло, Все лето кисло; А сладким стало – На землю упало. 3)Сто рубинов в толстой бочке Я принес для младшей дочки. Пусть попробует разок Кисло-сладкий красный сок. 4)Сочный, сладкий южный плод В жарком климате растет.
Выпишите отгадки, определите склонение. Измените по падежам, выделите окончания. Сравните окончания существительных м.р. и ср.р. • Как проверить написание безударных падежных окончаний существительных 2 склонения ср.р.? • Какие витамины содержатся во фруктах? 4. Прочитайте отрывок из сказки «Вишенка».
получить хороший урожай фруктов. Как ухаживают за деревьями ваши родители?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Второе склонение имен существительных ср.р. (обобщение).
| 1. Обобщение 2.Правописа-ние безударных гласных в корне слова; | Работа в группах, работа с текстом, беседа, показ иллюстраций. | Лекарст-венные растения Урала. | 1. Беседа о лекарственных растениях нашего края. 2. Работа в группах по карточкам-помощницам, в
1группа — одуванчик 2группа — подорожник 3группа — лопух 4группа — зверобой, употребляя данные существительные в различных падежах, проверьте написание окончаний. 3. Выпишите из вашего рассказа существительные с 4. Кроссворд «Лекарственные растения Урала». растения.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Третье склонение имен существительных.
| 1.Наблюдение за падежными окончаниями имен существительных 3 склонения в специально подобранных предложениях; 2.Работа с предложением.
| Работа с текстом, беседа по наблюдениям детей.
| Живая и неживая природа
| 1. Назовите существительные с Ь на конце, которые
2. Прочитайте стихи об осени, написанные на карточках.
Назовите из прочитанного объекты живой и неживой природы. • Разберите выписанные предложения об осени по членам и частям речи.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Третье склонение имен существительных.
| 1. Составление 2.Сопоставление 3. Упражнения в правописа-нии падежных окончаний | Работа с текстом, творческие задания, беседа. | Живая природа. Природ-ные зоны. Степь | 1. Прочитайте отрывок из рассказа С. Т. Аксакова «Степь». • Выпишите существительное «степь», находящееся в разных падежах, выделите окончания. • Сравните склонения существительных в И.п., В.п., Р.п., Д.п. и П.п. • В каких падежах окончания будут одинаковые? • Какие растения и животные есть в степи? • Чем отличается степь от других природных зон? • Какие природные зоны вы знаете? • В какой природной зоне мы живем? • Выделите особенности нашей зоны. 4. Опишите особенности природы нашего края, используя существительные лань, ель, мышь, лес, тополь, ясень, дождь, газель в И.п. и В.п., Р.п., Д.п. и П.п., выделите окончания, обозначьте склонение. • Сравните падежные окончания существительных 2 и 3 склонения. • Подчеркните объекты живой природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Третье склонение имен существительных. | 1.Наблюдение за падежными формами имен существительных 3 склонения во мн.ч.; 2.Составление соответствую-щей таблицы склонения; 3.Упражнения в правописа-нии падежных окончаний существитель-ных 3 скло-нения во мн.ч. | Введение проблем ной ситуации, составле- ние рассказа, беседа, показ иллюстраций. | Живая и неживая природа. Взаимосвязи в природе. | 1. Прочитайте рассказ «Невидимые нити». • О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (о природных связях) • Нарисуйте схему о взаимосвязях животных и растений леса. • Значит нити — это связи. • К какому склонению относятся существительные «нить», «связь»? • Просклоняйте эти существительные во мн.ч. • Сравните окончания, сделайте вывод. 2. Определите природные связи между мышью и елью. • Просклоняйте существительные «мышь», «ель» во мн.ч. • Запишите с данными существительными небольшой рассказ о связи мыши и ели, употребите эти существительные во мн.ч. • Выделите окончания, определите падеж. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Третье склонение имен существительных (обобщение).
| 1.Правописание Ь после шипящих на конце существительных 3 скло-нения; 2.2. Сравнение этих сущест-вительных с 3. Обобщение знаний о падежных формах и окончаниях имен сущест-вительных 1, 2 и 3 скло-нений. | Беседа, практическая работа. | Живая и неживая природа. Экологическая катастро-фа. Охрана природы. | 1. Составьте несколько предложений о природе, ис- • Сравните написание существительных м.р. и ж.р. с шипящими на конце. Выведите правило о написании существительных 3 склонения с шипящими на конце слова. 2. Что такое экологическая катастрофа? Напишите 3. Работа с анкетой «Земля — наш общий дом». • Подчеркните существительные 2, 3 склонения в В.п., Д.п. и П.п. • Выделите окончания у существительных 1 склонения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.Ударные и безударные окончания имен существи-тельных в ед.ч. | 1.Сравнить ударные и безударные окончания имен существитель-ных одного и того же склонения; 2.познакомить с приемом проверки безударных окончаний | Беседа, практическая работа | Живая природа.Живот-ные зимой |
(памятка)
Высоко в воздух… звенят жаворонк… . Наша собака спит у двери на коврик… . — Выполните разбор по членам предложения.
На л…сной п…лянк… . Л…сную п…лянку укрыл пуш…стый сн…жок. Но п…лянка ж…вет. Вот старый п…нек. В уютной кв…ртир… под к…рой спрятались от стуж… бука…к… . В норк… между к…рнями л…жит ящ…рица. Жук улегся в кр…хотной спаленк… . В канн…вк… на краю п…лянк… под снег… спят лягу…к… . Рядом в куч… хвороста заснул их вра… — ёжи… .
— Кто живет на полянке? — В каких частях слова пропущены буквы? Объясните почему. — Особое внимание обратите на правописание окончаний. — Как проверить безударные окончания?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.Правописа-ние окон-чаний сущест-вительных в Р.п. | Познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существитель-ных | Беседа, рассказ, практическая работа, показ иллюстраций, схемы «Круговорот воды в природе» | Неживая природа. Явления природы |
Горячее солнце увлекает лёгкий, прозрачный пар с поверхност… реки, озера, с маленькой лужиц… . Высоко в небе, где всегда холодно, пар превращается в капельки влаг… . Из капелек составляются облака. Из облаков собираются тучи. Из туч идет дождь.
— О чем говорится в тексте? — Озаглавьте его. — Выпишите словосочетания с пропущенными окончаниями, вставьте их, используя памятку. «Это интересно» — Как облакам удается держаться на небе? Прежде всего следует сказать, что не все облака плывут по небу. Некоторые из них находятся у самой поверхности земли! Ведь то, что мы называем туманом, как раз и представляет собой такое облако. В воздухе всегда содержится какое-то количество водяного пара. Когда теплый влажный воздух остывает, то пар преобразуется в огромное количество мелких капелек воды, скопление которых образует облако. Воздушные течения, поднимающиеся вверх от земли, поддерживают облака на небе. Однако если воздух продолжает охлаждаться, то в облаке скапливается все больше воды. Постепенно мелкие капли увеличиваются в своих размерах, пока, наконец, не становятся настолько тяжелыми, что падают на землю в виде осадков. Не существует двух точно похожих друг на друга облаков, тем более что они постоянно меняют свою форму. Облака имеют разную форму, т.к. их образование происходит на разной высоте и при разной температуре.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.Правопи-сание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения в Д.п. | 1.Познакомить с окончаниями 1 и 3 склонения в Д.п; 2. формировать умение проверять безударные окончания существитель-ных в Д.п.
| Беседа, введение в проблем ную ситуацию самостоя-тельная работа | Живая и неживая природа. Родник. Охрана источни-ков |
Мы подошли к аллее старого парка. По краям дорожки росли кусты сирени, черемухи. Весело щебетала маленькая птичка. Она радовалась солнцу, свободе. Хорошо посидеть в беседке.
— Сравните окончания 1скл. и 3 скл. в Д.п — Определите падеж и склонение существительных.
Родник весело бежал , … по …. Ребята стали сажать около жилых домов … . — Что такое родник? (Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ) — Как мы можем сохранить чистоту источников? — Составьте несколько предложений по охране водоемов. — Определите падеж существительных. Составьте схемы предложений.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.Правописание окончаний имен существительных в Р.п и Д.п | Формировать умение проверять безударные окончания имен существитель-ных. | Беседа, самостоя-тельная работа | Река. Охрана водоемов. |
— Как отличить Д.п от Р.п? — Что нужно знать об окончаниях имен существительных в Р.п и Д.п, чтобы не сделать ошибки?
Около деревн… прот…кает тихая речка. На берегах речк.. растут березки, ива, ольха. Деревья подступили бли..ко к вод.. и смотрят в нее, как в зеркало. Д..леко от деревн.. берег совсем ни..кий. Там зал..вные луга. — Спишите, вставляя пропущенные буквы. — Чем различаются Д.п и Р.п? (По вопросам, предлогам, окончаниям) — Назовите окончания имен существительных 1-го и 3-го скл в Р.п, в Д.п. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.Родитель-ный и Винитель-ный падежи существительных 1-го и 2-го склонения. | Формировать навыки различия Р.п и В.п по предлогам, окончанию; путем замены другим словом. | Беседа, творчес-кая работа. | Птицы |
Всплыло на небе красное солнышко и стало будить землю. Первый луч попал на жаворонка. Он встрепенулся и запел веселую песенку.
— Подчеркните орфограммы. Выделите ту часть слова, в которой они находятся. -У имен существительных определить падеж и склонение. — Как отличить имена существительные в И.п от В.п?
— Сегодня на уроке мы научимся различать Р.п и В.п
Вася поймал журавля. У журавля болело крыло. Мальчик накормил журавля. Он сделал для журавля гнездо. — Как отличить Р.п от В.п? (по предлогу и путем замены существительным 1-го скл., например: птица) — Замените, где нужно, слово журавль другим, чтобы не повторять в тексте одно и то же слово. — Составьте продолжение рассказа (2-3 предложения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. Правопи-сание безударных окончаний имен сущ-ых в Т.п (2ч.) | 1. Расширить знания уч-ся о Т.п; 2. формировать навыки правописания безударных окончаний имен сущ-ых в Т.п | Беседа, самостоя-тельная работа | Природные зоны. Тундра |
Под яблоней лежали спелые плоды. Ёж спешит за яблоком. — Укажите, в каком падеже вы употребили имена существительные. Какого они склонения?
В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студеный. (И. Бунин)
Полярные совы ж..вут в тундр…. В ночной тиш…н… прол…тают они над сн..гами. Кормом птиц …вляются мыш…. Многие зайцы побывали в к…гтях полярной совушк…. Терпеливо д…журит с…ва на своем п…сту. Ч…сами ожидает она св…ей добыч… Охотнику ре…ко удается подойти к птиц… Зимнее оперение её кажется белее снега. — О ком этот текст? Озаглавьте. — Что нового узнали? — Где живут полярные совы? — Что такое тундра? — Она расположена между ледяной зоной на севере и лесной на юге и тянется вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи км в длину и сотни км в ширину. В тундре уже в сентябре начинается зима и длится 8-9 месяцев, бушуют вьюги, t низкая – -40°. Наступает полярная ночь. В середине зимы солнце уже не показывается. Можно наблюдать Северное сияние. Растения тундры низкорослые, прижаты к земле – это спасает их от ветра и губительного высыхания. Так как в тундре много болот, то много насекомых, а значит и много птиц, чаще белого цвета, который не только маскирует, но и согревает. Много зверей растительноядных и хищных. Главным обитателем тундры является северный олень. -Определите вид текста. — Вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма. Определите падеж выделенных слов и выделите окончания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. . Правопи-сание безударных окончаний имен сущ-ых в П.п (2ч.) | формировать умение правописания безударных падежных окончаний имен сущ-ых в П.п | Беседа, творчес-кая работа, игра (ребусы, загадки) | Явления природы |
— Вспомните экскурсию в парк, а также прогулки по лесу. — Что наблюдали вы во время прогулок? — Составьте предложения. — Сравните существительные 1, 2, 3 склонения в П.п и сделайте вывод. (Окончания: 1скл. – -е; 2 скл. – -е, 3скл. – -и)
БА (Бабочка)
Он пришел, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна промывал, На крыльце потанцевал, (Метель) Побродил по крыше вволю И ушел по лужам в поле. (Дождь)
Декабрь В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу принес. (С. Маршак) — Определите падеж существительных
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.Правописание безударных окончаний имен сущ-ых в Р.п, Д.п и П.п (2ч.) | Закрепить знания детей о существенных признаках определения падежа имен существитель-ных и правописа-нии падежных окончаний существитель-ных 1, 2 и 3-го склонения | Беседа, рассказ, работа с текстом, показ ил- Люстра-ций | Дикие животные Охрана животных |
Хорошо на Волге в любое время года. Весной берега Волги окутаны белой пеной цветущих садов. Летом по Волге плавают суда. В зеркале воды видны леса, небо. Легкий ветерок несет с заливных лугов запах сена. — Выделите окончания имен существительных, которые перед записью проверили. Сверху надпишите склонение и падеж. — Какие буквы в окончаниях требуют проверки? (Безударные окончания –е, -и в устной речи не различаются, поэтому они требуют проверки)
— Что нового узнали? «Это интересно» Бобры – самые крупные грызуны, обитающие в северных лесах Европы и Северной Америки. Эти удивительные животные приспособились к полуводному образу жизни. На задних лапах у них есть плавательные перепонки, хвост бобра плоский, как лопата, и покрыт крупными чешуйками, глаза снабжены мигательной прозрачной перепонкой, позволяющей животному отлично видеть под водой. Маленькие уши и ноздри при погружении плотно закрываются. Чтобы бобру было не холодно плавать зимой в ледяной воде, природа наделила его роскошной шубой – густые длинные блестящие волосы не пропускают воду и не дают намокнуть теплой подпушке, согревающей бобра в холода. Из-за этой шубы бобров чуть было не истребили, но сейчас, когда приняты суровые меры по охране , их численность увеличивается. -Письменно ответьте на вопросы: * Где ребята увидели бобровую плотину? * Из чего бобры ее соорудили? * Где (в чем) живут бобры? * Где расположен вход в домик? — Определите падеж существительных. Выделите окончания. -Сравните окончания существительных в Р.п, Д.п и П.п. Сделайте вывод.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. Упражнение в написа-нии безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имен существительных. | Формировать умение распознавать орфограммы и правильно писать безударные гласные в разных частях слова. | Беседа, Практичес-кая работа | Птицы. Операция «Кормуш-ка» |
Снежинки Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. Ясно, что на трамвае, легковой машине, на автобусе трудно ездить по снежной дороге. — Подчеркните орфограммы в словах, которые перед записью проверили. Памятка:
Спиною зеленовата, Животом желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Рубрика «Это интересно» Значение синиц в борьбе с вредными насекомыми очень велико: они отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца почти круглый год. Ранней весной у них выводится по 10-14 птенцов. Конечно, прокормить такую большую семью нелегко. Родителям приходится раз по 400 в день прилетать к гнезду с кормом. Выкармливают птенцов насекомыми. Это продолжается 2 недели. Подросших птенцов родители еще докармливают, когда они вылетают из гнезда. Сколько они насекомых уничтожат! Ведь и родители не голодают: взрослая синица за сутки съедает насекомых примерно в 2,5 раза больше собственного веса , т.е. 150 гр. Неудивительно, что пара синиц с выводком, — а в 2-х выводках бывает 20-30 птиц, — может охранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев. И охранять надежно.
— Но не все синички выживают зимой: много птиц гибнет от голода. — Чем вы, ребята, можете помочь птицам зимой?
Списать, вставляя пропущенные буквы.
На старой б_резе с-дела любопытная с_ничка. Она с интересом наблюдала за д_тьми под деревом.
(Проверяем коллективно) — Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (О правописании безударных гласных). — Как же проверить безударную гласную?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. Склонение имен сущест-вительных во множест -венном числе
| 1. Наблюдение над изменении-ем по падежам имен сущест-вительных; 2. Ознакомле ние с правилом: «Существи -тельные ж.р. в Р.п. во мн.ч. имеют нулевое окончание»; Упражнения в определении падежей имен существительных 1 -го склонения, употребленных в форме множественного числа.
| Беседа, показ полезных ископаемых (коллекция), введение проблем ной ситуации.
| Полезные ископае- мые | 1. Ответьте на вопросы: • О каких ископаемых вы узнали из рассказа Н. Членова «Что такое полезные ископаемые»? • Перечислите горные породы. Минералы.
В каких падежах у существительных нулевое окончание
• Составьте несколько предложений с этими существительными, употребив их во множественном числе. • Определите падеж данных существительных. ^
4. Разгадайте ребусы.
Просклоняйте их. Выделите окончания.
|
Блок программы по русскому языку по теме «Имя существительное», 3 класс
(с экологической направленностью)
Краткое содержание (цель) | Методы | Экологичес- кие понятия | Задания с экологическим содержанием | |
Имя существи-тельное
III четверть | 1. Ознакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных; 2. Формировать понятие «имя существительное»
| Беседа, творческая работа | Насекомые |
Летом я летаю, Мёд собираю. Но когда меня подразнишь, — На какой вопрос Карандаш нарисовал рисунок. Составьте предложения на тему «В деревне», чтобы получился маленький рассказ. Используйте существительные — имена собственные, которые могут быть и нарицательными. Образец: Около деревни Петушки протекает речка Синичка. — Те, у кого получатся лучшие рассказы, получат призы от Карандаша.
|
Имена существи-тельные, отвечающие на вопрос кто?, и существи-тельные, отвечающие на вопрос что? | 1.Сравнить имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что? на примере растений и животных; 2. Развивать внимание к окружающему миру
| Беседа, Практиче-ская работа, самостоя-тельная работа, игра | Одушевлен-ные и неодушевленные имена существительные. Живая и неживая природа |
Малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, урожай, помидор, медведь, картофель.
— Чем похожи эти слова? (словарные слова)
Кошка – 7 Кролик — ? Яблоко — ? Виноград — ? Груша — ? Собака — ? Лошадь — ?
Ранняя весна. Стало тепло. Сне… тает. Б…гут ручейки. Д…р…вья голые, но почки уже набухают. Прил…тел вестник в…сны – грач. Грачи вьют св…и гнезда. В л…су шум и гам. |
Большая буква в именах собствен-ных. | Обобщить знания детей о животных, деревьях, цветах. Учить классифицировать по существенным признакам. | Беседа. Практическая работа | Нарицатель-ные и собственные имена сущест вительные |
— Какие из этих букв вы напишите с заглавной буквы?
Название дерева
Кличка животного название цветка
Имя город
Город Москва, река Волга, деревня Дубки, корова Зорька, собака Стрелка, сорока Галка, петух Смелый, котенок Васька. |
Род имен существи-тельных
| Познакомить учащихся с приемами определения рода имен существительных.
| Беседа, игра, творчес-кая работа | Живая и неживая природа. |
— Запишите отгадку. Определите род имен существительных. 1. Серый, зубастый, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) 2. У маленькой скотинки Сто серебряных монет на спинке. (Рыба) 3. Живет в лесу, Ухает как разбойник, До мышей охотник. (Филин) 4. В дупло березы, Как в сундук, Орехи прячет … (бурундук)
Синица, куст, листик, поле, ветер, лес, скворец, птенчик, река, пшеница, сено, морковь, озеро, чайка, заяц, ёжик, росомаха, лето.
— Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? — Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?
Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником. Оля с Зиной покрасили кормушку. — Расскажите, как вы помогаете птичкам пережить зиму?
|
Род имен существи-тельных в ед.ч и мн. ч.
| Познакомить учащихся с определением рода имен существительных во мн.ч. | Практическая работа | Живая природа. Птицы |
Гнездо под корнями, летят над деревьями, дрозды в гнезде, на полянке у реки, кормил червяками, лисья нора, грачи на полях. — Подчеркните безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Обозначьте род существительных во мн.ч.
На б..рёзах пр..сыпаются галки. Р..ка скрылась в тёмной с..неве вечера. Зазвенели в..сёлые г..л..са птиц.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род имен существительных, которые в предложении являются подлежащими.
|
Определение рода имен существительных в косвенных падежах
| Познакомить учащихся с определением рода имен существительных в косвенных падежах
| Беседа, работа с текстом, Практичес-кая работа
| Неживая природа. Явления природы.
|
Весь день дул мокрый вет..р. Но вот хлынул дождь. Он сильно стуч..л по ст..клам. К утру дождь п..р..стал. Небо было в серых туч..х. Мы п..см.. трели в окно. От снега не осталось и сл..да. Н..ступила в..сна.
— Прочитайте текст, озаглавьте его. — Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте род имен существительных.
Утро на реке. Утро было прохладное. Над водой поднимался молочный туман. Тяжёлая роса клонила к земле траву. Из леса доносился томительный и милый голос кукушки.
— Обозначьте род имен существительных |
Родовые окончания имен существительных
| Познакомить учащихся с определением рода имен существительных м.р., ж.р. и ср. р. в ед.ч.
| Рассказ, показ иллюстра-ций, творчес-кая работа: Составление рассказа
| Живая природа. Культурные растения |
? О Б К Л О — Вставьте недостающую букву в этот рисунок, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. — Что такое яблоко? Назовите его родовое понятие. (Это плод дерева яблони) — Назовите его существенный признак. (Круглая форма) — Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко, сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (попасть в яблочко); кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко. — Многообразие значений этого слова объясняется тем, что яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблоки растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар. — Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО -Запомните написание этого слова. — Когда так говорят? Яблоку негде упасть. Яблоко раздора. Как румяное яблоко. Конь в яблоках.
— Рассмотрите рисунок. — О чем вы будете составлять текст по этой картинке? — Как вы определите основную мысль? ((Хорошо работают ребята в школьной теплице)
Учитель записывает на доске слова с трудными орфограммами. Примерный текст: В школьной теплице. Хорошо у нас в школьной теплице! Алеют на грядках красивые тюльпаны. Даша и Павлик поливают их, а Сережа рыхлит землю. Скоро мы подарим цветы на праздник мамам и бабушкам. Созрели на грядках крупные помидоры. Они удивили нас своей величиной. Коля и Артем осторожно срывают плоды и кладут их в ящики. Богатый урожай!
|
Изменение имен существительных по числам | Развивать умение изменять существительные по числам, определять род | Беседа, проблем-ная ситуа-ция, практичес-кая работа | Живая неживая природа. Явления природы |
На доске: сорока, поля, облако, сороки, поле, облака. — Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? — Разделите данные имена существительные на 2 группы. — Какие имена существительные вы отнесли бы к первой группе? Почему? (Каждое из этих существительных обозначает 1 предмет, находится в ед.ч.) — Какие имена существительные вы отнесли бы ко второй группе? Почему? (Они обозначают несколько предметов и стоят во мн. ч.) — Выделите окончания в именах существительных. — Что меняется в именах существительных при изменении их по числам?
Прошли даждливые асенние денки. В воздухе закружылись первые лёхкие снежынки. Но вот снек поволил хлопями. Пушыстым кавром ложытся он на лисные дарошки и трапинки.
|
Упражнение в изменении имен существительных по числам и в определении рода | Совершенствовать умение определять род имени существительного и изменять имена существительные по числам
| Рассказ, показ иллюстра-ций, самостоя-тельная работа | Живая природа. Растения | Словарная работа рябина ряб — пестрый, рябой рябинка, рябинник, рябинный, рябиновое Это интересно. Рябина обыкновенная. Русский пейзаж трудно представить не только без березы, но и без рябины. Всего насчитывается около 100 видов рябин. Стройные красавицы – рябинки к осени надевают красные бусы из ягод и не снимают их всю зиму, пока не растащат птички себе на прокорм. Собранные в гроздья ягоды в начале осени горьковаты. А уж как ударит мороз, ягодки становятся сладкими, и на них со всех сторон слетаются птички. И звери покрупнее не прочь. Даже медведь, перед спячкой нагуливая жир, лакомится ее ягодами. Люди тоже употребляют рябину в пищу. Из нее готовят желе и пастилу, сиропы. Древесина рябины широко используется в изготовлении музыкальных инструментов. Из коры рябины получают красно-бурую краску, из веток – черную, а из листьев – коричневую. Да и сама рябина служит людям, украшая сады, парки и скверы. Кроме того, ягоды, листья, почки и кора рябины – это лекарственное сырьё
Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник. — Спишите, определите род имен существительных.
|
Изменение существительных по падежам (общее понятие о склонении)
| 1.Познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; 2.формировать умение склонять имена существительные.
| Беседа, игра, введение в проблем-ную ситуацию, практичес-кая работа | Живая природа. Лес. Невидимые нити. Охрана леса |
В, лес, глубина, птицы, песня, слышится прощальная.
— Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. — Докажите, что вы написали предложение. — Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания. — Почему вам пришлось изменить некоторые слова?
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковер из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пестрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с елки на елку белка.
— Озаглавьте текст. Спишите. — Подчеркните в каждом предложении главные члены. — Обозначьте падеж существительного, которое в предложении является подлежащим.
— вспомните когда мы ходили на экскурсию в лес? — Что там наблюдали? — Что интересного было в лесу? — А как надо вести себя в лесу? — Какие правила поведения в лесу вы знаете? -Как связаны растения леса и животные? -Что может произойти, если лес погибнет? -Охрана растений и животных – проблема государственная. -А вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? Как?
Игра «Сорви гриб». -Как правильно срывать грибы? — Распознать гриб, выполнить задания, записанные на обратной стороне.)
|
Упражнение в склонении имен существительных. | 1. Формировать умение склонять имена существительные в ед.ч.; 2. познакомить с приемами определения падежа.
| Работа с текстом, Игра, самостоя-тельная работа
| Живая природа. |
— Отгадайте слово и определите склонение. Череп – п + муха = ? (черёмуха) Чистый – ый + о + тело – о = ? (чистотел) ? + тело — о нение. ика» на лисные дарошки и трапинки.нце. на конце ;лежащим. другим словом; Каблук – лук + ан = ? (кабан) Котёл + ка – ёлка = ? (кот)
Побелели (…) поля. (…) Льдом покрылась(…) река. Она уснула как (…) в сказке. Красиво (…) в лесу. (…) На елках и (…) соснах лежат снеговые (…) шубы. (…) кустики укрылись (…) снежком. (…) Под елью (…) на снегу видны (…) узоры (…) следов.
Тихо (в)л..су. Синицы и корол..ки (по)пискивают (в)чаще с..сновых и еловых в..твей. Изре..ка (по)барабанивает дятел по сухому суку. Прон..сётся иногда (над)в..рш..нами д..рев..ев (с)гиком и шумом стайка кл..стов. З..л..тог..ловая овсянка (про)звонит на л..сной опушке незатейливую песенку.
— Прочитайте текст. Озаглавьте его. — Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. — Определите падежи имен существительных в последнем предложении. -Подчеркнутые слова разберите по составу.
|
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: Ь – показатель мягкости согласных, Ь – разделительный знак, показатель женского рода существительных. | Рассказ, самостоятельная работа
| Живая и неживая природа
|
На доске: ёж, ночь, мышь, рожь, морж, ёрш. — Слова какой части речи написаны на доске? — На какие 2 группы можно разделить имена существительные? (Существительные м.р. и ж.р.) -Назовите имена существительные женского рода — Назовите имена существительные мужского рода Ж.р. М. р. ночь ёж мышь морж рожь ёрш — Какие буквы, обозначающие звуки, написанные на конце существительных ж.р и м.р? (Шипящие ж, ш, ч, щ) — Что заметили?
Темная ночь, колючий ёрш, ночная тишь, летучая мышь, высокая рожь, душистый ландыш, полярная ночь. — Прочитайте словосочетания и постарайтесь их запомнить. Затем учитель стирает вторые слова словосочетаний) — Запишите словосочетания по памяти, ориентируясь на первые слова. Укажите род существительных. |
Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 1.Формировать умение распознавать существительные ж.р. и м.р. с шипящими на конце и правильно их писать. 2. Развивать умение составлять текст по опорным словам.
| Беседа, практичес-кая работа
| Живая и неживая природа |
Убегает мышь по сухим листьям. Тихо шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Веселый луч блестит на деревьях. — На что указывает мягкий знак в существительных после шипящих? — В каких словах вы не писали ь после шипящих?
Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. . — Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы. — Подчеркните главные члены предложения. — Разберите прилагательное разберите по составу. — Выпишите словосочетания.
|
Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
| 1.Закрепить знание о написании имен существительных с шипящими на конце;
| Самостоя-тельная работа
|
|
На рыбной ловле. Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой. Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.
— Напишите 5 имен существительных с шипящим звуком на конце. Выполните фонетический разбор слова рожь.
|