Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 П. Навля»
Брянской области
Дидактический материал
Список орфограмм
Подготовил
учитель русского языка и литературы
Лебедева Т.П.
СПИСОК ОРФОГРАММ
5 класс.
I. Гласные в корне слова.
1. Безударные гласные:
проверяемые: удивить — дивный;
непроверяемые: каталог, аромат;
чередующиеся е—и в корнях –бер — бир-, -дер — дир-,
-мер — мир-, -пер — пир-, -тер — тир-, -стел- —
-стил-, -блеет- — -блист-, -жег (ч)- — -жиг-: замереть — замирать; блестеть — блистать;
чередующиеся а—о в корнях –лаг — лож-, -кас—
-кос(н)-; -раст—- -ращ — рос-; -гор- — -гар-; -зар-
-зор-: полагающийся, касавшийся; растущий, выращенный, выросли; загар — загореть; заря — зорька.
2. Гласные после шипящих и ц:
гласные е, ё, о после шипящих: жёлтый — желтеющий; шорох, чащоба; гласные у, а, и после шипящих: чувство, чаща,
шинель;
гласные u, ы после ц; цилиндр, цитата, цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.
II. Согласные в корне слова.
1. Проверяемые согласные: луг — луга; тростник — трости.
2. Непроверяемые согласные: лестница, чувствовать, mpacca.
III. Буквы ь и ъ.
1. Ь для обозначения мягкости согласного: конь, строить; вольно, больше, просьба, но кости; ручка, мощный,
женщина.
[й’э] [й’а] [й’о]
2. Буквы ъ и ь разделительные: въезд, объят, льёт,
[й’у] [У]
полью, но сузить.
IV. Гласные и согласные в приставках.
1. Неизменяемые приставки об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-: отделить, надписать, подделать, вход, сделать.
2. Приставки на з (с): развести — рассказать.
3. Приставки пре- и при-: прикрепить (присоед.), прибрежный (близость), присесть (неполнота действия); прекрасный (= очень), преломить (= пере).
4. Буква ы после приставок на согласный: играть — сыграть, искать — подыскать.
V. Прописная буква в именах собственных.
Имена, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия праздников, исторических событий и др.: Александр Сергеевич Пушкин, Вологда, Россия, День Победы, Академия наук.
VI. Орфограммы имён существительных.
1. Безударные гласные е—и в падежных окончаниях существительных: о месте_ (1-е скл., пр. п.), к дочери (3-е скл., пр. п.), в санатории, об армии, на предприятии (пр. п., сущ, на – ий, -ия, -ие).
2. Гласные о—е после шипящих и ц в окончаниях: свечой, тучей, птенцом, зайцем.
3. Мягкий знак в существительных: дочь (ж. р.), ключ (м. р.), (нет) туч_ (род, п. мн. ч.).
4. Гласные в суффиксах имён существительных:
гласная е в суффиксе -ен- существительных на -мя: времени;
гласные е—и в суффиксах -ек-, -ик-: ключик — ключика, но комочек — комочка;
гласные о—е в суффиксах после шипящих: ручонка —
рученька;
согласные ч—щ в суффиксах -чик-, -щик-: каменщик, резчик.
5. Не с именами существительными:
недруг (враг); ненастье (не употр. без не); не_счастье, а беда.
6. Соединительные гласные о—е: землетрясение, благодарность.
6 класс.
I. Орфограммы глаголов
1. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов:
учишься (учиться, на -итъ, П), видят (искл., П), рисуют (рисовать, на -атъ, I спр.), колет (колоть, на -оть, I).
2. Буква ь:
в инфинитиве: умывать, умываться (что делать? — инф.), но умывается (что делает? — форма 3-го д.); в формах 2-го лица ед. числа: рисуешь, рисуешься (2-е л. ед. ч.);
в форме повелительного наклонения: отрежь, составь,
отметься (повел, накл.).
3. Гласные в суффиксах:
о (е) — ы (и) в суффиксах -ова- (-ева-) — ыва- (-ива-):
советовать—советую, рассказывать—рассказываю; гласные-суффиксы: клеил, (клеить), лаял (лаять), видел (видеть);
гласная-суффикс и в формах повелительного наклонения: выпиши, выпишите, выпишись (повел, накл.)
4. Не с глаголами:
не_был, нездоровится (не употр. без не).
II. Орфограммы имён прилагательных.
1. Безударные гласные в окончаниях: синим озером — каким?
2. Гласные о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах:
Большого, хорошего, парчовый, грушевый.
3. Буква ь:
перед окончанием в притяжательном прилагательном: лисьего;
отсутствие ь после шипящих в формах кратких прилагательных: горяч, могуч (кр. прил.).
4. Буквы н и нн суффиксах:
-онн-, -енн-: экскурсионный, медленный;
-ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, гусйньш,
но оловянный, деревянный, стеклянный (искл.);
-н- плюс основа на к: каменный, весенний, лимонный,
но людмый, юный.
5. Соединительные гласные о и е в сложных прилагательных:
южнорусский, среднеевропейский.
6. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных:
восточноевропейский (из подч.), англо-русский (из соч.); бледно-голубой (цвет).
7. Не с прилагательными:
нетрудный (лёгкий); небрежный (не употр. без не); не_трудный, а лёгкий.
III. Орфограммы имён числительных.
1. Удвоенная согласная:
одиннадцать, миллион, миллиард.
2. Буква ь:
пять — двадцать, тридцать; пятьдесят — восемьдесят; пятьсот — девятьсот.
3. Безударная гласная и в окончаниях:
одиннадцати (род., дат., пр. п.).
IV. Орфограммы наречий.
1. Буквы о и e после шипящих:
горячо, певуче (ещё — искл.).
2. Буквы о и а на конце наречий с приставками:
из-, до-, с- и в-, на-, за-: издавна, досуха, справа, влево, насухо, заново.
3. Буквы н и нн:
торжественно (торжественный); интересно (интересный).
4. Буква ь после шипящих на конце наречий:
вскачь, прочь, но уж, замуж, невтерпёж (искл.).
5. Дефис между частями слова в наречиях:
по-русски, по- весеннему; во-первых; мало-помалу, точь-в-точь, еле-еле (повтор слов, корней).
6. Не с наречиями на -о (-е):
немногословно (кратко); невзрачно (не употр. без не); не_трудно, а легко.
V. Орфограммы местоимений.
1. Не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях:
некто, нечего, некуда; никто, ничего, никуда.
2. Слитное и раздельное написание не и ни:
некем — не_с_кем, никого — ни у кого.
3. Дефисное и раздельное написание частиц -то, -либо, -нибудь, кое-:
кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто кое_£_кем, кое_цсого.
7 класс.
I. Орфограммы причастий.
1. Гласные и согласные в окончаниях:
у заросшего пруд (у к а к ого ?), заросшим прудом (каким?).
2. Гласные в суффиксах причастия настоящего времени:
рисующий, рисуемый (I спр.), видящий, видимый (П спр.).
3. Е—ё в суффиксах причастий после шипящих:
скошенный, решённый.
4. Гласные буквы перед к и нн:
читанный (читать), сеянный (сеять), изученный (изучить); прочитана (прочитанная — прочитать).
5. Н в кратких причастиях:
сделано, прописана, сломан (кр. прич.)
6. Нн в причастиях:
груженная песком баржа;
перегруженная баржа; гружёная баржа, негружёная баржа.
7. Не с причастиями:
непрочитанная (один.); непрочитанная (к е м?) мною (п. о.); непрочитанная, а просмотренная; не_прочитана (кр. прич.); недоумевающий (не употр. без не).
II. Орфограммы деепричастий.
1. Гласная перед суффиксами деепричастий:
увидев (уви-депгь), услышав (услышать), делая (делать).
2. Не с деепричастиями:
не_зная; недоумевая (не употр. без не).
III. Орфограммы предлогов.
1. Пробел между предлогом и последующим словом:
ко_мне, со_мной, у_них.
2. Гласная Е на конце производных предлогов:
в течение (лета), в продолжение (часа), вследствие (дождя), но в течении (сущ.) реки.
3. Пробел между частями производных предлогов:
в_течение, в_продолжение, по_причине, в_целях, со_стороны, в_связи.
4. Отсутствие пробела в производных предлогах:
вокруг, впереди, навстречу, вследствие, насчёт, ввиду (но имейте в виду — сущ.), несмотря на.
IV. Орфограммы союзов.
1. Традиционное написание составных союзов:
потому_что, так_как, как будто, оттого что, вследствие того что, в силу того что, с тех пор как, до_тех_пор_пока.
2. Отсутствие пробела в союзах
тоже, также (= и); чтобы (= для того чтобы); зато (= но); потому (что), оттого (что).
V. Орфограммы частиц.
1. Пробел между частицей и словом:
не_мог, ни_облачка; не_у кого; смог_бы, читай_же, был_ли.
2. Дефис между частицей и словом:
кто-нибудь, кто-либо, кто-нибудь, кое-что, всё-_таки, скажи-ка.
3. Гласные е, и в частицах не, ни:
не мог (отрицание), как ни старался (усиление утверждения), нет ни облачка (усиление, отрицания).
VI. Орфограммы междометий.
Дефис в междометиях и звукоподражательных словах:
Баю-бай, ой-ой-ой, тик-так, ква-ква, у-у-у.
Список литературы:
-
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык, 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
-
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А.
Современный русский язык. Словарь-справочник. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. -
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
-
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / Сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгогорад: Учитель, 2010.
-
Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 3-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
-
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011.
-
Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2011.
-
С.И.Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000