Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 П. Навля»

Брянской области

Дидактический материал

Список орфограмм

Подготовил

учитель русского языка и литературы

Лебедева Т.П.

СПИСОК ОРФОГРАММ

5 класс.

I. Гласные в корне слова.

1. Безударные гласные:

проверяемые: удивить дивный;

непроверяемые: каталог, аромат;

чередующиеся еи в корнях –бер — бир-, -дер — дир-,

-мер — мир-, -пер — пир-, -тер — тир-, -стел-

-стил-, -блеет- -блист-, -жег (ч)- — -жиг-: замереть замирать; блестеть блистать;

чередующиеся а—о в корнях –лаг — лож-, -кас

-кос(н)-; -раст—- -ращ — рос-; -гор- — -гар-; -зар-

-зор-: полагающийся, касавшийся; растущий, выращенный, выросли; загар загореть; заря зорька.

2. Гласные после шипящих и ц:

гласные е, ё, о после шипящих: жёлтый желтею­щий; шорох, чащоба; гласные у, а, и после шипящих: чувство, чаща,

шинель;

гласные u, ы после ц; цилиндр, цитата, цыган, цыплё­нок, на цыпочках, цыц.

II. Согласные в корне слова.

1. Проверяемые согласные: луг луга; тростник трости.

2. Непроверяемые согласные: лестница, чувствовать, mpacca.

III. Буквы ь и ъ.

1. Ь для обозначения мягкости согласного: конь, строить; вольно, больше, просьба, но кости; ручка, мощный,

женщина.

[й’э] [й’а] [й’о]

2. Буквы ъ и ь разделительные: въезд, объят, льёт,

[й’у] [У]

полью, но сузить.

IV. Гласные и согласные в приставках.

1. Неизменяемые приставки об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-: отделить, надписать, подделать, вход, сделать.

2. Приставки на з (с): развести рассказать.

3. Приставки пре- и при-: прикрепить (присоед.), прибрежный (близость), присесть (неполнота дейст­вия); прекрасный (= очень), преломить (= пере).

4. Буква ы после приставок на согласный: играть сыг­рать, искать подыскать.

V. Прописная буква в именах собственных.

Имена, фамилии людей, клички животных, географи­ческие названия, названия праздников, исторических событий и др.: Александр Сергеевич Пушкин, Вологда, Россия, День Победы, Академия наук.

VI. Орфограммы имён существительных.

1. Безударные гласные еи в падежных окончаниях су­ществительных: о месте_ (1-е скл., пр. п.), к дочери (3-е скл., пр. п.), в санатории, об армии, на пред­приятии (пр. п., сущ, на – ий, -ия, -ие).

2. Гласные о—е после шипящих и ц в окончаниях: свечой, тучей, птенцом, зайцем.

3. Мягкий знак в существительных: дочь (ж. р.), ключ (м. р.), (нет) туч_ (род, п. мн. ч.).

4. Гласные в суффиксах имён существительных:

гласная е в суффиксе -ен- существительных на -мя: вре­мени;

гласные еи в суффиксах -ек-, -ик-: ключик ключика, но комочек комочка;

гласные о—е в суффиксах после шипящих: ручонка

рученька;

согласные чщ в суффиксах -чик-, -щик-: каменщик, резчик.

5. Не с именами существительными:

недруг (враг); нена­стье (не употр. без не); не_счастье, а беда.

6. Соединительные гласные о—е: землетрясение, благо­дарность.

6 класс.

I. Орфограммы глаголов

1. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов:

учишься (учиться, на -итъ, П), видят (искл., П), рисуют (рисовать, на -атъ, I спр.), колет (колоть, на -оть, I).

2. Буква ь:

в инфинитиве: умывать, умываться (что делать? — инф.), но умывается (что делает? — форма 3-го д.); в формах 2-го лица ед. числа: рисуешь, рисуешься (2-е л. ед. ч.);

в форме повелительного наклонения: отрежь, составь,

отметься (повел, накл.).

3. Гласные в суффиксах:

о (е) ы (и) в суффиксах -ова- (-ева-) — ыва- (-ива-):

советоватьсоветую, рассказыватьрассказываю; гласные-суффиксы: клеил, (клеить), лаял (лаять), ви­дел (видеть);

гласная-суффикс и в формах повелительного наклоне­ния: выпиши, выпишите, выпишись (повел, накл.)

4. Не с глаголами:

не_был, нездоровится (не употр. без не).

II. Орфограммы имён прилагательных.

1. Безударные гласные в окончаниях: синим озером каким?

2. Гласные о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах:

Большого, хорошего, парчовый, грушевый.

3. Буква ь:

перед окончанием в притяжательном прилагательном: лисьего;

отсутствие ь после шипящих в формах кратких прила­гательных: горяч, могуч (кр. прил.).

4. Буквы н и нн суффиксах:

-онн-, -енн-: экскурсионный, медленный;

-ан-, -ян-, -ин-: песчаный, серебряный, гусйньш,

но оловянный, деревянный, стеклянный (искл.);

-н- плюс основа на к: каменный, весенний, лимонный,

но людмый, юный.

5. Соединительные гласные о и е в сложных прилагатель­ных:

южнорусский, среднеевропейский.

6. Слитное и дефисное написание сложных прилагатель­ных:

восточноевропейский (из подч.), англо-русский (из соч.); бледно-голубой (цвет).

7. Не с прилагательными:

нетрудный (лёгкий); небреж­ный (не употр. без не); не_трудный, а лёгкий.

III. Орфограммы имён числительных.

1. Удвоенная согласная:

одиннадцать, миллион, милли­ард.

2. Буква ь:

пять двадцать, тридцать; пятьдесят восемьдесят; пятьсот девятьсот.

3. Безударная гласная и в окончаниях:

одиннадцати (род., дат., пр. п.).

IV. Орфограммы наречий.

1. Буквы о и e после шипящих:

горячо, певуче (ещё — искл.).

2. Буквы о и а на конце наречий с приставками:

из-, до-, с- и в-, на-, за-: издавна, досуха, справа, влево, насухо, заново.

3. Буквы н и нн:

торжественно (торжественный); инте­ресно (интересный).

4. Буква ь после шипящих на конце наречий:

вскачь, прочь, но уж, замуж, невтерпёж (искл.).

5. Дефис между частями слова в наречиях:

по-русски, по- весеннему; во-первых; мало-помалу, точь-в-точь, еле-еле (повтор слов, корней).

6. Не с наречиями на -о (-е):

немногословно (кратко); невзрачно (не употр. без не); не_трудно, а легко.

V. Орфограммы местоимений.

1. Не и ни в неопределённых и отрицательных местоиме­ниях:

некто, нечего, некуда; никто, ничего, никуда.

2. Слитное и раздельное написание не и ни:

некем — не_с_кем, никого ни у кого.

3. Дефисное и раздельное написание частиц -то, -либо, -нибудь, кое-:

кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто кое_£_кем, кое_цсого.

7 класс.

I. Орфограммы причастий.

1. Гласные и согласные в окончаниях:

у заросшего пруд (у к а к ого ?), заросшим прудом (каким?).

2. Гласные в суффиксах причастия настоящего времени:

рисующий, рисуемый (I спр.), видящий, видимый (П спр.).

3. Её в суффиксах причастий после шипящих:

скошен­ный, решённый.

4. Гласные буквы перед к и нн:

читанный (читать), се­янный (сеять), изученный (изучить); прочитана (про­читанная прочитать).

5. Н в кратких причастиях:

сделано, прописана, сломан (кр. прич.)

6. Нн в причастиях:

груженная песком баржа;

перегруженная баржа; гружёная баржа, негружёная баржа.

7. Не с причастиями:

непрочитанная (один.); непрочи­танная (к е м?) мною (п. о.); непрочитанная, а про­смотренная; не_прочитана (кр. прич.); недоумеваю­щий (не употр. без не).

II. Орфограммы деепричастий.

1. Гласная перед суффиксами деепричастий:

увидев (уви-депгь), услышав (услышать), делая (делать).

2. Не с деепричастиями:

не_зная; недоумевая (не употр. без не).

III. Орфограммы предлогов.

1. Пробел между предлогом и последующим словом:

ко_мне, со_мной, у_них.

2. Гласная Е на конце производных предлогов:

в течение (лета), в продолжение (часа), вследствие (дождя), но в течении (сущ.) реки.

3. Пробел между частями производных предлогов:

в_течение, в_продолжение, по_причине, в_целях, со_стороны, в_связи.

4. Отсутствие пробела в производных предлогах:

вокруг, впереди, навстречу, вследствие, насчёт, ввиду (но имейте в виду — сущ.), несмотря на.

IV. Орфограммы союзов.

1. Традиционное написание составных союзов:

потому_что, так_как, как будто, оттого что, вслед­ствие того что, в силу того что, с тех пор как, до_тех_пор_пока.

2. Отсутствие пробела в союзах

тоже, также (= и); чтобы (= для того чтобы); зато (= но); потому (что), оттого (что).

V. Орфограммы частиц.

1. Пробел между частицей и словом:

не_мог, ни_облачка; не_у кого; смог_бы, читай_же, был_ли.

2. Дефис между частицей и словом:

кто-нибудь, кто-либо, кто-нибудь, кое-что, всё-_таки, скажи-ка.

3. Гласные е, и в частицах не, ни:

не мог (отрицание), как ни старался (усиление утверждения), нет ни облачка (усиление, отрицания).

VI. Орфограммы междометий.

Дефис в междометиях и звукоподражательных словах:

Баю-бай, ой-ой-ой, тик-так, ква-ква, у-у-у.

Список литературы:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык, 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А.
    Современный русский язык. Словарь-справочник. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / Сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгогорад: Учитель, 2010.

  5. Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 3-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2009.

  6. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011.

  7. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2011.

  8. С.И.Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here