Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Гласные и, а, у после шипящих»

5 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2014 год

Цели урока:

— создать условия для изучения и отработки навыка написания гласных и, у, а после шипящих, формирования навыка постановки темы и целей урока, умения оценивать работу одноклассников.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

— Здравствуйте, ребята. Мы с вами снова отправляемся в загадочную страну Фонетику. С собой мы возьмем хорошее настроение, поддержку друзей и знания. Сегодня мы отправимся в город Шипящего потока.

2. Актуализация знаний.

— Чтобы войти в город, необходимо правильно выполнить задание, подобное домашнему. посчитайте количество букв и звуков в словах.

Поле – 4 буквы, 4 звука.

Ёж – 2 буквы, 3 звука.

Ягода – 5 букв, 6 звуков.

Семья – 5 букв, 5 звуков.

Подъем – 6 букв, 6 звуков.

Оценивание: 1 слово – 1 балл.

3. Изучение нового материала.

— Ворота города Шумящего потока охраняет огромная змея. Какие звуки она издает? ([ш]).

— Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, шипящий, твердый).

— Какие шипящие звуки вы знаете еще? ([ж], [щ] мягкий, [ч] мягкий, [ц]).

— Являются ли они парными по твердости – мягкости? (Нет. Они не имеют пары).

— Теперь мы можем войти в город. Нас встречают здесь звуки [и] [а] [у] [ы]. Чем они отличаются от звуков ( [ж], [ш], [щ] мягкий, [ч] мягкий, [ц])? (Это гласные звуки).

— Есть правило, которое связывает буквы, которые обозначают эти звуки, но времени некоторые слова исчезли и жители города очень печалятся. Давайте восстановим их и определим тему нашего урока. Выполним упражнение 62 страница106 устно. Вы работаете в парах.

Восстановите правило.

После шипящих … пишутся буквы … и не пишутся буквы … Примерами могут служить слова …. Слова … являются исключениями.

(После шипящих ж, ш, ч, щ, пишутся буквы у а, и, и не пишутся буквы ы, ю, я. Примерами могут служить слова жизнь, чудо, чаща. Слова жюри, парашют, брошюра являются исключениями).

Проверка выполнения: чтение правила.

— Какова же тема нашего урока? (Гласные и, у, а, после шипящих).

— Запишем ее в тетрадь.

4. Закрепление материала.

Выполнение упражнения 60 страница 106.

Первые пять слов выполняются на доске с комментированием, остальные в тетради самостоятельно.

Сейч..с, ч..довище, ж..рность, пощ..да, ворч..ть, ш..рь. щ..ка, ж…тель, ч..йник, ч..сть, ж..знь, ч..деса, больш..е, реш..ли, ч..до.

(Сейчас, чудовище, жирность, пощада, ворчать, ширь, щука, житель, чайник, часть, жизнь, чудеса, большие, решили, чудо).

Оценивание, взаимооценка.

5. Итог урока.

— Молодцы. Ребята. Вы сделали доброе дело: помогли жителям города Шумящего потока. А чему научились вы? (Правильно писать буквы и, у, а после шипящих).

6. Домашнее задание.

Упражнение 63 по заданию.

Литература.

  1. Русский язык : 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.Д. Шмелёва. – М. : Вентана-Граф, 2014.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here