Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Дидактический материал по теме «Грамматические понятия русского языка», предназначенный для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе (ГИА 2012)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года
Основные задачи:
-
повторение и обобщение материала по грамматике;
-
закрепление и отработка умений и навыков, связанных с умением аргументировать грамматические явления в тексте;
-
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА-2012
Совсем недавно была утверждена демоверсия по русскому языку «ГИА-2012». Мы все увидели, что изменились требования к объёму сочинения: в 2012 году минимальный объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование — не менее 50 слов).
Иначе выглядит задание С2.1:
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Формулировка задания С2.2 осталась прежней.
Задание С2.1, на мой взгляд, заметно усложнили. Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не только прокомментировать слова лингвиста, но и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста, иллюстрирующими лексические и грамматические явления.
Так как у меня в этом учебном году 9 класс, я решила для начала обобщить некоторый материал, чтобы мои ученики при подборе аргументов конкретно знали, на какие лексические и грамматические явления они могут обратить внимание в предложенном на экзамене тексте. Данная работа представляет собой материл, иллюстрирующий грамматические явления. Я надеюсь, что коллегам он пригодится.
Конечно, это далеко не всё. Сбор материала находится в начальной стадии, потому что демоверсию ГИА-2012 только утвердили. Специалисты ФИПИ сообщили, что на выпускном экзамене в 9 классе будет предложено только высказывание Г.Степанова, обучающиеся должны будут прокомментировать слова лингвиста и подобрать аргументы на примере разных текстов.
Теоретический материал по теме «Грамматика»
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Грамматические понятия
Способы создания оценочных значений для различных частей речи.
Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).
Словообразование
Способ образования | Имеет значение в тексте (можно использовать в качестве аргумента) | Примеры |
Образование с помощью аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску | братец, ручка |
Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или выражают негативную оценку | домина, домище |
Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации | шутливая окраска | бумаженция, старушенция |
собирательные существительные со значением пренебрежения | солдатня, пацаньё | |
отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением | суетня, кислятина | |
Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо | имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку | воображала, кривляка, бородач |
Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску | вертлявый, высоченный |
Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов | в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску, иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию, пренебрежение
| тысчонка, миллиончик |
Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов | всяческий, таковский | |
Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся | рядком, давненько | |
Образование наречий по типичным только для них словообразовательным моделям | впервой, опосля | |
Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных | якать, базарить, ловчить | |
Образование сниженных глаголов на -ничать | значение неодобрения, порицания | насмешничать |
Образование сниженных глаголов на -ить, -уть | разговорно-просторечная окраска | температурить, тормознуть |
Образование глаголов от нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов | сильная экспрессивная окраска | добегаться, подзаработать |
Образование междометий и частиц с помощью суффиксов | сильная экспрессивная окраска | баюшки, агушки |
Морфология
(род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)
Категория рода существительного обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различается:
-
слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность;
-
в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);
-
существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;
-
личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;
-
широко используются продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);
-
существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;
-
сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;
-
изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.
Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями:
-
существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;
-
в определенных контекстах формы множественного числа существительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;
-
образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;
-
переосмысленные географические названия, употребленные во множественном числе, становятся стилистически окрашенными;
-
множественное число отвлеченных существительных подчеркивает интенсивность действия, силу проявления признака;
-
отвлеченные существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления качеств, действий;
-
широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (которые ранее использовались только в единственном числе).
Вариантные окончания падежей обладают следующими свойствами:
-
для профессиональной речи характерно использование окончаний -а, -я именительного падежа множественного числа существительных (векселя, кителя, вензеля);
-
разговорную окраску имеют некоторые существительные родительного падежа множественного числа (грамм — граммов, носок – носков);
-
разговорную или просторечную окраску могут иметь варианты предложного падежа единственного числа существительных мужского рода (в цеху, в хору);
-
устаревшие варианты падежных окончаний могут придавать речи необходимую по замыслу автора окраску.
Имя прилагательное
Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:
-
частотность прилагательных в тексте определяется частотностью имен существительных;
-
прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;
-
обладают широкими изобразительно-выразительными возможностями;
-
выполняют эстетическую функцию;
-
выполняют информативную функцию.
Употребление прилагательных в различных функциональных стилях отличается следующими особенностями:
-
преобладание в научном и официально-деловом стилях относительных прилагательных;
-
обилие качественных прилагательных в художественной речи;
-
широкое использование кратких прилагательных со значением модальности в официально-деловом стиле;
-
в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;
-
прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;
-
прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;
-
использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;
-
отказ от использования прилагательных в художественном тексте при описании природы является стилистическим приемом, показывающим ироническое отношение автора к метафорическому слогу.
По значению прилагательные делятся на три разряда:
качественные — указывают на качество предмета, явления (яркий, тусклый);
относительные — несут информацию (летний, утренний);
притяжательные — указывают на принадлежность (кошкин дом, пионерский костер).
Качественные прилагательные отличаются следующими признаками:
-
обладают широкими экспрессивными возможностями, так как они имеют оценочное значение;
-
придают речи выразительность и эмоциональность;
-
в переносном значении придает описанию образность;
-
выразительность прилагательных-эпитетов может быть усилена с помощью троп (олицетворения, метонимии, гиперболы, сравнения).
Относительные прилагательные выполняют в речи следующие функции:
-
в прямом значении во всех стилях речи выполняют информативную функцию;
-
в зависимости от контекста относительные прилагательные, имеющие образное значение, могут придавать речи выразительность;
-
переход относительных прилагательных в качественные способствует пополнению стилистических ресурсов языка.
Притяжательные прилагательные имеют следующие особенности:
-
в силу своих грамматических особенностей (отсутствие степеней сравнения, форм субъективной оценки; от них не образуются наречия) обладают ограниченными стилистическими возможностями;
-
придают речи фольклорный оттенок;
-
широко используются притяжательные прилагательные, изменившие косвенные падежи по типу полных прилагательных, образованных от имен собственных;
-
притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ин, выступая в роли качественных, придают речи экспрессивную окраску.
Глагол
Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
-
используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;
-
речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;
-
использование глагола в речи является ярким образным средством;
-
использование целого ряда глаголов детализирует описание;
-
некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:
-
для характеристики персонажа выбираются наиболее выразительные глаголы;
-
при передаче диалога нередко вместо глаголов «говорения» используются слова, изображающие действия, которые сопровождают речь;
-
глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за счет широких выразительных возможностей;
-
некоторые глаголы часто используются в переносном значении:
-
глаголы, характеризующие поведение животных (выть, скулить, лаять);
-
глаголы движения (плыть, ползти, идти);
-
некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью);
-
преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.
Использование в речи различных видовых форм глагола характеризуется следующими особенностями:
-
глаголы несовершенного вида, обозначающие обобщенно-фактическое действие, указывают на действие, характерное обычно для совершенного вида;
-
нейтрализация видового противопоставления способствует образному восприятию глагола;
-
нейтрализация видового противопоставления расширяет выразительные возможности несовершенного вида;
-
стилистически окрашенными являются глаголы совершенного вида, обозначающие одноактный способ действия с суффиксом –ану-, имеющие просторечную окраску;
-
разговорный характер свойственен глаголам несовершенного вида, образованным с помощью приставки по- и суффиксов –ва-, -ива- (повизгивать, позевывать);
-
экспрессивной окраской обладают глаголы, обозначающие усилительный способ действия (разоткровенничаться);
-
в повелительном наклонении возможна нейтрализация видового противопоставления глаголов (сядь — садись);
-
для выражения совета с помощью сослагательного наклонения используется несовершенный вид.
Временные формы глагола обладают широкими экспрессивными возможностями. Использование временных форм в различных стилях характеризуется следующими особенностями:
в научном стиле:
-
используются малоупотребительные значения настоящего времени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;
-
не используется настоящее историческое время;
-
формы прошедшего времени практически не встречаются;
-
для научного стиля характерно использование форм прошедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;
в публицистическом стиле: широко используется настоящее историческое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;
в художественной речи:
-
активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляется в значении будущего для указания намеченного действия;
-
используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);
-
формы будущего времени в художественной речи, как правило, употребляются в переносном значении, то есть в значении настоящего исторического и абстрактного настоящего.
Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.
-
изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи;
-
повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи;
-
в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;
-
в научно-популярных текстах повелительное наклонение способствует восприятию текста и усилению внимания;
-
повелительные формы глагола используются в заголовках статей;
-
сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;
-
частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;
-
разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;
-
экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;
-
повелительное наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.
Синтаксис
Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется следующими особенностями:
определенно-личные предложения:
-
придают речи лаконизм, динамичность;
-
газетным заголовкам – выразительность:
неопределённо-личные предложения:
-
используются в основном в разговорной речи;
-
применяются для акцентирования внимание на действии;
-
в публицистическом стиле придают речи динамизм;
-
в научном стиле используются при описании опытов;
-
в официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными;
обобщенно-личные предложения:
-
обладают наибольшей экспрессией;
-
в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок;
-
в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;
безличные предложения:
-
отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;
-
для научного стиля характерно частое использование безличных предложений, выражающих различные оттенки долженствования, необходимости;
инфинитивные предложения:
-
придают речи эмоциональность и афористичность;
-
используются преимущественно в разговорном стиле;
-
в художественном стиле придают речи непринужденно-разговорную окраску;
-
используются в диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью;
номинативные предложения:
-
обладают большими изобразительными возможностями;
-
используются в различных описаниях;
-
в зависимости от интонации могут выполнять экспрессивную функцию;
-
придают речи динамизм;
неполные предложения:
-
являются характерной особенностью диалога;
-
употребляются в книжных стилях, особенно — в научном;
эллиптические предложения:
-
являются средством придания речи эмоциональности;
-
используются в основном в разговорной речи.
В состав любого предложения входят различные типы словосочетаний. В пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие способы связи внутри словосочетаний:
-
согласование — вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;
-
управление — вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже;
-
примыкание — вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.
В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.
При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:
-
определения, выраженные местоимениями, стоят перед определениями, выраженными другими частями речи;
-
определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям;
-
определения, выраженные качественными прилагательными, стоят перед определениями, выраженными относительными прилагательными;
-
если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.
Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:
-
если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем — менее обязательное (слабое управление);
-
если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным — предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.
Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:
-
примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;
-
другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;
-
примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица предшествует главному слову.
Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя правилами:
-
строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;
-
в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.
Используемая литература
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, — М.: «Логос», 2002
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, — М.: ООО «Приор-издат», 2006