Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области

Безударные гласные

Авторское дидактическое пособие

учителя начальных классов

Кисловой Людмилы Борисовны

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В обучении и в общем развитии младших школьников важная роль принадлежит предмету «Русский язык». Одним из главных разделов курса русского языка в начальной школе является орфография. Работа по развитию орфографического навыка проводится с применением разнообразных методов и средств обучения, одним из которых является дидактическая игра.

Данное дидактическое пособие разработано в целях лучшего усвоения учащимися темы «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением». Эта орфограмма наиболее часто встречается в словах русского языка, и учащиеся начальных классов допускают много ошибок в правописании слов с безударными гласными в корне. На примере данного пособия аналогичную работу можно проводить при изучении других орфограмм.

Дидактическое пособие «Безударные гласные» состоит из 2 частей: «Лото» и «Домино». Его можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе, начиная со 2 класса.

«Лото» представлено в двух вариантах. Играть могут до 30 человек.

Вариант 1

У учащихся — по 6 картонных фишек (можно использовать пуговицы) и карточка. На каждой карточке написаны 6 слов с безударными гласными в корне. На месте безударных гласных — варианты: а или е

о и

я

Учащиеся должны выбрать верный вариант буквы. У учителя — фишки с написанными буквами о, а, е, и, я (всего 15 фишек, по 3 раза каждая буква), «золотые» фишки-жетоны.

Учитель показывает букву. Если у учащихся есть на карточке слово с данной пропущенной буквой, он закрывает данное слово фишкой (за один раз — только одно слово). Как только он закрыл все слова в своей карточке, учащийся говорит: «Все!» Далее учитель проверяет, верно ли данный ученик закрыл свои слова. Для удобства проверки учителю рекомендуется выкладывать фишки с буквами в ряд в порядке их произнесения. Выигравший ученик получает «золотой» жетон, который он в дальнейшем может использовать как фишку. Набравший 3 «золотых» жетона получает отметку «5». После окончания игры можно обменяться карточкой с соседом по парте и сыграть еще раз. Ученик, сказавший слово «Все!», но неверно закрывший слова, выбывает из данного этапа игры. Это приучает детей быть более внимательными и не спешить в определении нужной буквы.

Вариант 2

Этот вариант отличается от первого тем, что теперь у учителя карточки со словами, в которых есть безударные гласные в корне, а у учеников — карточки с буквами о, а, е, и, я. Учитель называет слово, а учащиеся на слух определяют безударную гласную в корне и закрывают фишкой соответствующую букву в своей карточке.

«Домино»

В эту игру могут играть 2-4 человека. В игру входят 28 карточек, на которых написаны слова с безударными гласными в корне и буквы о, а, е, и, я. Необходимо соотнести нужную букву с данным словом. В начале игры все карточки в перевернутом виде лежат «на кону». Игроки берут по 1 карточке и выкладывают линию домино. Если у игрока нет нужной карточки, он пропускает ход. В течение игры дети внимательно следят, чтобы другие игроки не допустили ошибку. Ученик допустивший ошибку, должен забрать все карточки, которые уже были выставлены, себе. Выигрывает тот, у кого кончились все карточки или оказалось в конце игры карточек меньше, чем у остальных.

Использования данного пособия способствует развитию орфографической зоркости, усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся; повышает интерес к учебному предмету; развивает умение сотрудничать, признавать свои ошибки и исправлять их; активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Лото «Безударные гласные».Вариант 1.

1

о

тр…па

а

о

гл…за

а

е

зв и…зда

я

и

п..сьмо

е

и

ч е…сок

я

о

запл…тил

а

2

о

сл…ны

а

о

г…ворить

а

е

гр и…знуля

я

и

л..ства

е

е

кр …стины

и

о

п…хать

а

3.

о

н…чной

а

о

стровок

а

е

п … нёк

и

и

кл..новый

е

и

шм …ли

е

о

уг…стил

а

4.

о

пл…ды

а

о

схв…тил

а

е

р …чной

и

и

ч..сло

е

и

изм …нить

е

о

уг…щение

а

5

о

н…га

а

о

гл…за

а

е

Зв и…зда

я

и

з..лёный

е

и

м е…сной

я

о

ш…лун

а

6.

о

бр…тишка

а

о

к…за

а

е

прив и…зать

я

и

приб…жал

е

и

выт е…нул

я

о

гр…чи

а

7

о

м…лчит

а

о

м лютка

а

е

загр и знение

я

и

т шина

е

и

п лил

е

о

н чевать

а

8.

о

р…дной

а

о

к лючка

а

е

св и… той

я

и

в шнёвый

е

и

св е…сток

я

о

опр вдать

а

9.

о

д…жди

а

о

ст ит

а

е

пр и мой

я

и

ч нил

е

и

кр е…кун

я

о

пл тить

а

10.

о

в…лчата

а

о

см трел

а

е

ст и…нул

я

и

п щал

е

и

в е…сели

я

о

пол са

а

11.

о

в…йна

а

о

ср внил

а

е

взгл и…нул

я

и

ц ркач

е

и

л е нивый

я

о

зат щил

а

12.

о

к…лючий

а

о

ув жает

а

е

ст и кло

я

и

с лач

е

и

в е…сло

я

о

п лезный

а

13.

о

вр…чи

а

о

ст рик

а

е

тр и…скотня

я

и

ш тьё

е

и

кл е…вать

я

о

к ренья

а

14

о

н…ра

а

о

р дной

а

е

тр и…сина

я

и

т грёнок

е

и

д е…сяток

я

о

в ренье

а

15

о

в…лна

а

о

н чной

а

е

п и…тёрка

я

и

зв рюшка

е

и

в е…дущий

я

о

м сток

а

16

о

см…трел

а

о

гл зеть

а

е

скр и пач

я

и

в сёлый

е

и

п е тно

я

о

к сьба

а

17

о

пр…сил

а

о

к пать

а

е

св и…зать

я

и

б глец

е

и

з е…лёный

я

о

р кушка

а

18

о

бр…нил

а

о

б льшой

а

е

р и…бина

я

и

д карь

е

и

п е…рог

я

о

тр ва

а

19

о

ск…зала

а

о

с сна

а

е

св и стел

я

и

ж лток

е

и

п е…так

я

о

пок зать

а

20

о

св…рила

а

о

х лодок

а

е

сл и…пил

я

и

ст хи

е

и

цв е…ток

я

о

ус дить

а

21

о

скв…рец

а

о

г стили

а

е

пр и…мой

я

и

гр бок

е

и

сл е…док

я

о

упл…тить

а

22

о

тр…па

а

о

в здушный

а

е

см и…гчать

я

и

л нейка

е

и

ч е…сы

я

о

в йна

а

23

о

гни

а

о

б нкир

а

е

ст и…нул

я

и

л сты

е

и

н е…сти

я

о

м рской

а

24

о

к тята

а

о

ш рфы

а

е

з и…млянка

я

и

л сной

е

и

в е…зти

я

о

сл говой

а

25

о

кно

а

о

кр…савец

а

е

сл и…тел

я

и

ч рвяк

е

и

сл е…пой

я

о

сл бак

а

Лото «Безударные гласные».Вариант 2.

1.

а

о

е

о

е

и

и

а

я

2.

а

е

е

и

е

я

и

о

я

3.

я

о

а

и

е

и

и

е

о

4.

о

и

е

е

е

о

и

а

я

5.

о

о

е

о

е

о

е

я

а

6.

а

и

о

о

а

а

и

а

и

7.

я

и

е

о

и

и

и

а

е

8.

и

я

е

е

е

а

и

е

я

9.

и

я

е

а

и

е

и

а

я

10.

а

а

е

о

и

и

и

а

я

11.

а

о

и

о

а

и

е

а

а

12.

а

и

е

я

о

е

и

а

я

13.

а

е

е

о

е

а

и

а

и

14.

е

о

е

о

я

и

о

а

и

15.

а

о

е

о

е

о

а

а

я

16.

о

я

и

о

е

и

и

а

е

17.

а

о

е

о

е

и

е

а

я

18.

а

а

о

о

и

и

и

а

я

19.

а

а

а

о

е

е

и

а

я

20.

и

о

е

и

е

о

и

а

я

21.

а

е

е

а

е

и

и

а

е

22.

о

о

е

о

и

я

и

а

я

23.

а

я

е

о

е

и

а

а

о

24.

о

а

е

и

я

о

и

а

я

25.

а

е

и

я

е

и

и

а

а

У учителя карточки со словами:

весна, больной, сшивают, тяжёлый, летит, пчела, каток,блины,

листва, писал, схватил, волновала, трава, смягчает, рябая,

линейный, вредители, линяет, лесник, листопад, зверек,

ночной, ходил, белеет, лежит, скворцы, жалеет, дощечка,

пятерка, нищета, сосна, отцвели, число, парнишка, врачи,

родной, роскошный, грачи, появилась, колючка, стрела,

старик, полотно, пятно, цветная, поливают, держал, украшает,

гостили, масленка, удивительные, волна, малыш, проходил,

плясать, рядок, прицепили, шалить, свистит, трепещут,

умножать, земля, кричит, снегирь, коротышка, поглядел,

вершинами, взяла, зеркальный, земелька, смотрел, скрипит,

дремучий, линейка, мастера, далекий, холодные.

Домино «Безударные гласные» (1 вариант)

а

в….йна

а

тр…па

а

в….йна

и

т….жёлый

е

д….щечка

а

л….сник

е

г….ра

и

схв…тил

е

л….ства

о

гр….чи

и

к….вёр

о

б….да

е

с….сна

е

к….тать

е

м….чи

я

п….сьмо

о

вр….ги

я

б….глец

е

в….лна

о

ч….рвяк

о

п….нёк

а

л….нивый

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here