Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
Безударные гласные
Авторское дидактическое пособие
учителя начальных классов
Кисловой Людмилы Борисовны
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В обучении и в общем развитии младших школьников важная роль принадлежит предмету «Русский язык». Одним из главных разделов курса русского языка в начальной школе является орфография. Работа по развитию орфографического навыка проводится с применением разнообразных методов и средств обучения, одним из которых является дидактическая игра.
Данное дидактическое пособие разработано в целях лучшего усвоения учащимися темы «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением». Эта орфограмма наиболее часто встречается в словах русского языка, и учащиеся начальных классов допускают много ошибок в правописании слов с безударными гласными в корне. На примере данного пособия аналогичную работу можно проводить при изучении других орфограмм.
Дидактическое пособие «Безударные гласные» состоит из 2 частей: «Лото» и «Домино». Его можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе, начиная со 2 класса.
«Лото» представлено в двух вариантах. Играть могут до 30 человек.
Вариант 1
У учащихся — по 6 картонных фишек (можно использовать пуговицы) и карточка. На каждой карточке написаны 6 слов с безударными гласными в корне. На месте безударных гласных — варианты: а или е
о и
я
Учащиеся должны выбрать верный вариант буквы. У учителя — фишки с написанными буквами о, а, е, и, я (всего 15 фишек, по 3 раза каждая буква), «золотые» фишки-жетоны.
Учитель показывает букву. Если у учащихся есть на карточке слово с данной пропущенной буквой, он закрывает данное слово фишкой (за один раз — только одно слово). Как только он закрыл все слова в своей карточке, учащийся говорит: «Все!» Далее учитель проверяет, верно ли данный ученик закрыл свои слова. Для удобства проверки учителю рекомендуется выкладывать фишки с буквами в ряд в порядке их произнесения. Выигравший ученик получает «золотой» жетон, который он в дальнейшем может использовать как фишку. Набравший 3 «золотых» жетона получает отметку «5». После окончания игры можно обменяться карточкой с соседом по парте и сыграть еще раз. Ученик, сказавший слово «Все!», но неверно закрывший слова, выбывает из данного этапа игры. Это приучает детей быть более внимательными и не спешить в определении нужной буквы.
Вариант 2
Этот вариант отличается от первого тем, что теперь у учителя карточки со словами, в которых есть безударные гласные в корне, а у учеников — карточки с буквами о, а, е, и, я. Учитель называет слово, а учащиеся на слух определяют безударную гласную в корне и закрывают фишкой соответствующую букву в своей карточке.
«Домино»
В эту игру могут играть 2-4 человека. В игру входят 28 карточек, на которых написаны слова с безударными гласными в корне и буквы о, а, е, и, я. Необходимо соотнести нужную букву с данным словом. В начале игры все карточки в перевернутом виде лежат «на кону». Игроки берут по 1 карточке и выкладывают линию домино. Если у игрока нет нужной карточки, он пропускает ход. В течение игры дети внимательно следят, чтобы другие игроки не допустили ошибку. Ученик допустивший ошибку, должен забрать все карточки, которые уже были выставлены, себе. Выигрывает тот, у кого кончились все карточки или оказалось в конце игры карточек меньше, чем у остальных.
Использования данного пособия способствует развитию орфографической зоркости, усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся; повышает интерес к учебному предмету; развивает умение сотрудничать, признавать свои ошибки и исправлять их; активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Лото «Безударные гласные».Вариант 1.
1
о гл…за а | е зв и…зда я | |
и п..сьмо е | и ч е…сок я | о запл…тил а |
2
о г…ворить а | е гр и…знуля я | |
и л..ства е | е кр …стины и | о п…хать а |
3.
о стровок а | е п … нёк и | |
и кл..новый е | и шм …ли е | о уг…стил а |
4.
о схв…тил а | е р …чной и | |
и ч..сло е | и изм …нить е | о уг…щение а |
5
о гл…за а | е Зв и…зда я | |
и з..лёный е | и м е…сной я | о ш…лун а |
6.
о к…за а | е прив и…зать я | |
и приб…жал е | и выт е…нул я | о гр…чи а |
7
о м лютка а | е загр и знение я | |
и т шина е | и п лил е | о н чевать а |
8.
о к лючка а | е св и… той я | |
и в шнёвый е | и св е…сток я | о опр вдать а |
9.
о ст ит а | е пр и мой я | |
и ч нил е | и кр е…кун я | о пл тить а |
10.
о см трел а | е ст и…нул я | |
и п щал е | и в е…сели я | о пол са а |
11.
о ср внил а | е взгл и…нул я | |
и ц ркач е | и л е нивый я | о зат щил а |
12.
о ув жает а | е ст и кло я | |
и с лач е | и в е…сло я | о п лезный а |
13.
о ст рик а | е тр и…скотня я | |
и ш тьё е | и кл е…вать я | о к ренья а |
14
о р дной а | е тр и…сина я | |
и т грёнок е | и д е…сяток я | о в ренье а |
15
о н чной а | е п и…тёрка я | |
и зв рюшка е | и в е…дущий я | о м сток а |
16
о гл зеть а | е скр и пач я | |
и в сёлый е | и п е тно я | о к сьба а |
17
о к пать а | е св и…зать я | |
и б глец е | и з е…лёный я | о р кушка а |
18
о б льшой а | е р и…бина я | |
и д карь е | и п е…рог я | о тр ва а |
19
о с сна а | е св и стел я | |
и ж лток е | и п е…так я | о пок зать а |
20
о х лодок а | е сл и…пил я | |
и ст хи е | и цв е…ток я | о ус дить а |
21
о г стили а | е пр и…мой я | |
и гр бок е | и сл е…док я | о упл…тить а |
22
о в здушный а | е см и…гчать я | |
и л нейка е | и ч е…сы я | о в йна а |
23
о б нкир а | е ст и…нул я | |
и л сты е | и н е…сти я | о м рской а |
24
о ш рфы а | е з и…млянка я | |
и л сной е | и в е…зти я | о сл говой а |
25
о кр…савец а | е сл и…тел я | |
и ч рвяк е | и сл е…пой я | о сл бак а |
Лото «Безударные гласные».Вариант 2.
1.
о
| е | |
о
| е
| и |
и
| а
| я |
2.
е
| е | |
и
| е
| я |
и
| о
| я |
3.
о
| а | |
и
| е
| и |
и
| е
| о |
4.
и
| е | |
е | е | о |
и
| а
| я |
5.
о
| е | |
о
| е
| о |
е
| я
| а |
6.
и
| о | |
о
| а
| а |
и
| а
| и |
7.
и
| е | |
о
| и
| и |
и
| а
| е |
8.
я
| е | |
е
| е
| а |
и
| е
| я |
9.
я
| е | |
а
| и
| е |
и
| а
| я |
10.
а
| е | |
о
| и
| и |
и
| а
| я |
11.
о
| и | |
о
| а | и |
е
| а
| а |
12.
и
| е | |
я
| о
| е |
и
| а
| я |
13.
е
| е | |
о
| е
| а |
и
| а
| и |
14.
о
| е | |
о
| я
| и |
о
| а
| и |
15.
о
| е | |
о
| е
| о |
а
| а
| я |
16.
я
| и | |
о
| е
| и |
и
| а
| е |
17.
о
| е | |
о
| е
| и |
е | а
| я |
18.
а
| о | |
о
| и
| и |
и
| а
| я |
19.
а
| а | |
о
| е
| е |
и
| а
| я |
20.
о
| е | |
и
| е
| о |
и
| а
| я |
21.
е
| е | |
а
| е
| и |
и
| а
| е |
22.
о
| е | |
о
| и
| я |
и
| а
| я |
23.
я
| е | |
о
| е
| и |
а
| а
| о |
24.
а
| е | |
и
| я
| о |
и
| а
| я |
25.
е
| и | |
я
| е
| и |
и
| а
| а |
У учителя карточки со словами:
весна, больной, сшивают, тяжёлый, летит, пчела, каток,блины,
листва, писал, схватил, волновала, трава, смягчает, рябая,
линейный, вредители, линяет, лесник, листопад, зверек,
ночной, ходил, белеет, лежит, скворцы, жалеет, дощечка,
пятерка, нищета, сосна, отцвели, число, парнишка, врачи,
родной, роскошный, грачи, появилась, колючка, стрела,
старик, полотно, пятно, цветная, поливают, держал, украшает,
гостили, масленка, удивительные, волна, малыш, проходил,
плясать, рядок, прицепили, шалить, свистит, трепещут,
умножать, земля, кричит, снегирь, коротышка, поглядел,
вершинами, взяла, зеркальный, земелька, смотрел, скрипит,
дремучий, линейка, мастера, далекий, холодные.
Домино «Безударные гласные» (1 вариант)
в….йна |
тр…па |
в….йна |
т….жёлый |
д….щечка |
л….сник |
г….ра |
схв…тил |
л….ства |
гр….чи |
к….вёр |
б….да |
с….сна |
к….тать |
м….чи |
п….сьмо |
вр….ги |
б….глец |
в….лна |
ч….рвяк |
п….нёк | |
|
|
л….нивый |