Муниципальное образовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа»

Черепановского района Новосибирской области

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе


«Правописание непроизносимых

согласных звуков в корне слова»

подготовила

учитель начальных классов

Хорева Вера Владимировна

п. Майский

2011

Тема: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова»

Цели урока:

Учебные: ознакомление с непроизносимыми согласными в корне слова;

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Задачи: развивать умения подбирать проверочные слова; формировать орфографические навыки; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Компетенции:

Учащиеся должны знать:

правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с непроизносимыми согласными,

владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;

владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

— заменять слова синонимами;

— работать в группах;

— вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

I.Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы?

Подарите друг другу свои улыбки. Садитесь.

Эпиграф нашего урока:

Слайд 2

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

— Объясните смысл этой пословицы.

— Сегодня на уроке мы откроем маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

Разминка. Слайд 3

  1. Минутка чистописания

  1. Найди слова в «Водопаде букв» Слайд 4

— Прочитайте и найдите слова.

(ратарелкакнипомидормизосинадокартофельдолазвулицаовзавтракдго)

(слайд 2)

— Какие слова получились?

— Где можно проверить правильность написания?

  1. Проверим зрительную память. (Дети читают 30 сек. словарные слова, затем учитель закрывает запись)

— Народная мудрость гласит

«Не пером пишут, а умом». Запись с комментированием.

— Назовите слово из двух слогов.

— Остальные слова разделите на слоги.

— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Орфограммы веселились Слайд 5

В салки бегали, резвились

Вы порядок наведите

Слова на группы разделите (безударные гласные, парные согласные)

Столовая, вершина, травка, звёздный, шубка

— Почему слово звёздный оказалось лишним?

— Как вы думаете это орфограмма?

Встречались с этой орфограммой?

Произнесем слово звёздный.

— Как будем называть эту орфограмму?

— Сформулируйте тему нашего урока? Слайд 6

— Как вы думаете в русском языке много таких слов?

— Какую задачу поставим перед собой?

IV. Постановка учебной задачи.

Вопрос мы перед собой поставили,

«А кто думает – тот всегда додумается»

Предлагаю провести исследование. Объектом исследования будут слова, записанные на карточке вместе с алгоритмом. Работа в группах.

Грустный

(у каждой группы своё слово)

Алгоритм

  1. Прочитайте слово …

  2. Произнесите слово …

  3. Сравните, как пишется

и как произносится слово.

  1. Сделайте вывод.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

-Давайте заслушаем ваши наблюдения по исследованию.

Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну русского языка. Какую? Слайд 7

— Какой вопрос поставим перед собой?

Попробуйте начать вопрос со слова почему.

Скоро, скоро новый год,

Он торопится, идет.

Постучится в двери к нам:

— Дети, здравствуйте! Я к вам! Слайд 8

Дед Мороз слова из мешка высыпал.

Грусть, сердечный, звезда, честь, солнечный.

Каждая группа выберите однокоренное слово к своему слову. Выделим корень. Как пишутся корни в однокоренных словах? Выбираем, какое слово проверочное, какое проверяемое. Дети объясняют свой выбор.

Давайте проверим наши предположения? с. 125

Прочитайте!

Физкультминутка

На доске написаны слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш. Слово с непроизносимой — хлопок, парная согласная — топаем.

VI.Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться

«Красна птица опереньем, а человек — уменьем »

1)Упр. 295 с комментированием у доски (на доске слова записаны, дети проверочные)

2) Как вы понимаете слово доблестный? Слайд 9

— Где можно найти значение слова?

Индивидуальное задание (1 ученик работает с толковым словарём, 2 — в электронном, 3 — в Интернете)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос.

Почему звук не произносится, а букву надо писать?

Потренировались, а теперь я предлагаю показать свои умения

«Чему учился, тому и пригодился»

— Прочитайте, как надо выполнить упражнение. (Выполняют по заданию)

Взаимопроверка. Поменялись тетрадями. Проверяют по эталону. (Объясняют, доказывают, благодарят за помощь)

VII.Творческое задание Слайд 10

— А сейчас, творческое задание. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными.

В тетради записать предложения. (Объясняют правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова).

Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные

поздней

яростный

радостное

чудесная

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

«Начиная дело, о конце размышляй».

Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую?

— Выделите ключевые слова, которые отражают тему урока. (Учитель пишет на доске)

— Давайте вспомним эпиграф урока. Слайд 11

Прочитайте.

— Как эпиграф связан с темой нашего урока?

Назови орфограмму в слове, подбери проверочное слово

IX. Рефлексия деятельности.

— Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

— Оцените вашу работу на уроке.

Слайд 12

прекрасно

хорошо

могу лучше

надо стараться

Спасибо! Молодцы! Вы были настоящими помощниками.

Тарелка, помидор, осина, картофель, улица, завтрак

Словарные слова

В словаре

Завтрак

Картофель

Оно не подходит ни к одной группе.

Да

Нет

Звук [д] выпадает, не произносится.

Предположение детей.

Слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Да

Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Ответы детей по результатам наблюдения.

В некоторых словах звук [в], [т], [л], [д] не произносится, а буква пишется.

Почему звук не произносится, а букву надо писать?

Одинаково

Выслушиваются предположения детей

В словаре, интернете

Звук, буква, не произносимая согласная, четко произносится, корень, орфограмма.

— В эпиграфе есть слово «сердце», непроизносимая согласная.

Список использованной литературы

1. Босая О. И. Русский язык – В.: «Учитель — АСТ» 2002.

2. Сборник. Большой подарок Деда Мороза – М.: ЗАО «РОСМЕН — ПРЕСС», 2009.

3. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Правила и упражнения. Непроизносимые согласные – М.:

«АСТ», 2004.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://lib.deport.ru/slovar/ojegov/d/doblest.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here