МБОУ «Гимназия №1 п.Навля»
Элективный курс
«Трудные вопросы русской орфографии»
(для учащихся 9 класса)
Срок реализации 1 год
Составитель: Лебедева Т.П.
2012-2013
Пояснительная записка.
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Цель курса – прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки орфографической зоркости.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
• формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
-
тренировочные упражнения,
-
практикум,
-
работа со словарями,
-
знакомство с многоаспектностью существования слова,
-
викторины, творческие работы,
-
исследовательская и проектная деятельность
В ходе изучения данного курса дети должны уметь:
-
Осуществлять самоконтроль и самоанализ
-
Конспектировать звучащую речь, печатный текст;
-
Составлять план, таблицы, развернутой схемы;
-
Публично выступать.
В ходе изучения данного курса дети должны знать:
-
Системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
-
Языковые нормы, их функции;
-
Взаимосвязь фактов языка и истории.
Учебно-тематическое планирование.
Тема | Кол-во часов |
| ||
ттеория | практика |
| ||
1. | Основные вопросы письма и правописания. | 1 | 1
| |
2. | Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила. | 1 | 1 | |
3. | Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил. | 1 | 1 | |
4. | Функции Ъ и Ь знаков. | 1 | 1 | |
5. | Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятия: «орфографический принцип», «морфологический принцип», «принцип морфолого-графических аналогий». Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. | 2 |
| |
6. | Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. | 1 | 1 | |
7. | Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. | 1 | 1 | |
8. | Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. | 1 | 1 | |
9. | Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и раздельным написанием. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний. | 1 | 1 | |
10. | Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. | 1 | 1 | |
11. | Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 1 | 1 | |
12. | Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи. | 1 | 1 | |
13. | Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи. | 1 | 1 | |
14. | Отработка практических умений и навыков. |
| 1 | |
15. | Семинарское занятие. | 1 | 1 | |
16. | Творческая работа. | 1 | 1 | |
| Итого | 32 |
Содержание и формы организации курса.
Тема 1.
Основные вопросы письма и правописания.
Теоретическое занятие. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание».
Практическое занятие. Выполнение упражнений
Тема 2.
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Теоретическое занятиеСоотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.
Практическое занятие. Выполнение упражнений Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков.
Тема 3.
Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях.
Теоретическое занятие. Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».
Практическое занятие. Выполнение упражнений ,тестирование
Тема 4.
Функции Ъ и Ь знаков.
Теоретическое занятие. Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.
Практическое занятие. Составление схемы употребления Ъ и Ь знаков. Выполнение упражнений, тестирование
Тема 5.
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
Теоретическое занятие
Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Тема 6.
Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.
Теоретическое занятие. Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных и причастиях, в кратких прилагательных и причастих, в суффиксах существительных.
Практическое занятие. Выполнение упражнений. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.
Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.
Тема 7.
Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.
Теоретическое занятие. Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Практическое занятие. Выполнение упражнение, составление схемы правила, тестирование.
Тема 8.
Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Теоретическое занятие.
Названия, связанные с религией
Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм
Названия документов, памятников старины, произведений искусства
Наименования должностей и званий
Названия орденов, медалей, знаков отличия Названия литературных произведений и средств массовой информации
Сложносокращенные слова и аббревиатуры
Условные имена собственные §11. Прописные буквы в начале текста
Прописные буквы после знаков препинания
.Собственные имена лиц
Клички животных, наименования видов растений, сортов вин
Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах
Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий
Географические и административно-территориальные названия
Астрономические названия
Названия исторических эпох и событий, геологических периодов
Практическое занятие. Выполнение упражнений, тестирование.
Тема 9.
Трудные вопросы орфографии, связаннее со слитным, полуслитным и раздельным написанием.
Теоретическое занятие. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.
Практическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на « — мый». Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Тема 10.
Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.
Теоретическое занятие. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.
Практическое занятие. Выполнение упражнений.
Тема 11.
Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Теоретическое занятие. Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Практическое занятие. Выполнение упражнений.
Тема 12.
Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.
Теоретическое занятие. Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.
Практическое занятие. Выполнение упражнений.
Тема 13.
Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.
Теоретическое занятие. Смешение самостоятельных и служебных частей речи.
Практическое занятие. Выполнение упражнений.
Тема 14.
Отработка практических умений и навыков.
Практическое занятие. Выполнение упражнений
Тема 15.
Семинарское занятие.
Практическое занятие. Разноуровневый контроль.
Тема 16.
Творческая работа.
Методические рекомендации по изучению данного курса.
Изучение орфографии в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.
Курс рассчитан на 32 часа.
Изложение трудных вопросов орфографии предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии. Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.
В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы: тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм.
На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне.
В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в будущем профильном обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся среднего звена), учащиеся определяют самостоятельно. Возможность рекомендаций со стороны руководителя курса не исключается.
Литература
1. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение, 2013
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987
3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 2004
4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986
5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984