Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме: «Повторение. Синтаксис и пунктуация»
9 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2014 год
Цели урока:
— создать условия для повторения и обобщения знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку; формировать пунктуационные, орфографические, коммуникативные умения, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения, умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, технологические карты урока.
Ход урока
(Перед уроком в перемену звучит музыка «Точка, точка, запятая…» )
-
Организационное начало урока.
-
Актуализация знаний.
— Здравствуйте, садитесь. Дома вы писали сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию А.Б. Шапиро «Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла».
— Проверим сочинения на лингвистическую тему. Вам необходимо было не только раскрыть тему, но и соблюдать композицию сочинения.
Учащиеся по очереди зачитывают сочинения.
(Я согласен с высказыванием А.Б. Шапиро о значении пунктуации в понимании текста. Действительно, пунктуационные ошибки могут привести к искажению смысла написанного. Попробую доказать верность сказанного.
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте. До пятнадцатого века написание в русском языке было слитное. Для нас читать и понимать подобные тексты довольно трудно, потому что приходится прилагать усилия, разграничивая предложения. Поэтому значение знаков препинания в русском языке неоспоримо.
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание автор.
Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена.
Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
— Удалось ли написать сочинение-рассуждение? Оцени работу товарища. (С работой справились, т.к. данные тексты соответствуют типу речи рассуждение. В них есть тезис, аргументы, вывод. Основная мысль раскрыта).
3. Тема, цели и задачи урока.
— На основании домашнего задания сделайте вывод о теме, целях и задачах урока. (Мы будем повторять пунктуацию, т.к. эти знания пригодятся нам для итоговой аттестации. Пунктуация неразрывно связана с разделом «Синтаксис», поэтому мы повторим и сведения из этого раздела.)
— Вы правы. Тема нашего урока «Повторение. Синтаксис и пунктуация». Запишем её на доске и в тетрадях.
(Запись темы на доске и в тетрадях)
— Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Чтобы вы могли контролировать время и отслеживать свои результаты на каждом этапе, каждый из вас получает технологическую карту урока.
( Выдаются технологические карты урока. См. приложение)
4. Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
— На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?
М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».
А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».
(Подходят оба эпиграфа, т.к. слова Ломоносова соответствуют разделу «Пунктуация», а слова Пушкина разделу «Синтаксис»).
а) Индивидуальная работа учащихся:
Учащиеся работают с фрагментом демонстрационного варианта экзаменационной работы по теме урока. Результаты фиксируются в технологической карте.
1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)
Проверка выполнения.
— Чем полезен был для вас этот этап урока? Каковы результаты? (Мы проверили свои знания и умения по теме урока, частично испытали себя в условиях экзамена).
б) Работа в паре. Анализ простого и сложного предложения.
Выдаётся карточка с заданием.
— Контролируя работу друг друга, совместно выполните задание с карточки в тетрадях, поочерёдно озвучьте результаты своей работы.
Задание на карточке для работы в паре:
Распределите предложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, пунктограммы.
Деревня пок…залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав… и (с)лев…Помещик, к…залось, хл…потал много о прочности.
(Деревня показалась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней справа и слева. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.
1 предложение – сложное, бессоюзное, повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, вторая часть осложнена обособленным согласованным определением и сравнительным оборотом.
2 предложение – простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, полное, осложнено вводным словом.)
— Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу друг друга. (Мы вспомнили навык синтаксического разбора простого и сложного предложения, повторили пунктуацию при сравнительном обороте, вводных словах, обособленных определениях, некоторые виды орфограмм).
Оценка за этап выставляется в технологической карте учителем.
в) проверка теоретической части домашнего задания.
— В качестве второй части домашнего задания вы готовили на выбор выступление по теоретической части по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверим эту работу. Один рассказывает, другой внимательно слушает и задаёт вопросы по прослушанному ответу.
(1. «Классификация сложносочинённых предложений».
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами (и, а, но, да, зато, или, то…то, и др.).
Части такого предложения равноправны, они не зависят друг от друга. От одной части к другой нельзя задать вопрос.
Сложносочинённые предложения делятся на группы в зависимости от союзов, которые в них используются и которые передают различные отношения между частями сложносочинённого предложения.
1 группа – сложносочинённые предложения с соединительными союзами ( и, да = и, ни-ни, тоже, также ). Между частями такого предложения отношения одновременности или последовательности событий.
Например, в таблице…
2 группа – сложносочинённые предложения с противительными союзами ( а, но, да = но, однако, зато, же ). Между частями этих предложений отношения противопоставления или сопоставления.
Например, в таблице…
3 группа – сложносочинённые предложения с разделительными союзами ( или, либо, то- то, не то — не то ). Между частями такого предложения отношения последовательной смены, чередования событий или явлений.
Например, в таблице…
Вопросы:
— Могут ли сочинительные союзы использоваться для других целей?
— Как пишутся союзы также, тоже, не то – не то?
2. «Классификация бессоюзных сложных предложений».
Бессоюзным сложным является сложное предложение, части которого соединены только смыслом и интонацией без использования союзов и союзных слов.
В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся знаки препинания и выделяются 3 группы:
1 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления или одновременности событий, явлений. Между их частями ставится запятая или точка с запятой, если части распространены.
Например, в таблице…
2 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. На письме в таких предложениях ставится двоеточие.
Например, в таблице…
3 группа – Бессоюзные сложные предложения со значениями времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, резкой смены событий.
Например, в таблице…
Вопрос:
-Какие союзы или слова можно подставить в качестве проверки в каждую из групп БСП?
— Чем полезен был для вас этот этап урока? Оцените выступление друг друга. (Мы повторили теоретические сведения о видах сложного предложения и пунктуации в них).
Взаимооценивание в технологической карте.
г) Работа с учебником
Упражнение № 720 стр.342 учебника
— Выпишите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными, подчеркните грамматические основы.
Она бесцветна прозрачна. Она настолько незаметна и привычна что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда когда мы испытываем в ней недостаток. Она источник жизни, потому что жизнь на Земле вышла из воды.
(О каком чуде природы мы говорим? Об обыкновенной воде…
Она бесцветна, прозрачна. Она настолько незаметна и привычна, что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда, когда мы испытываем в ней недостаток. Она источник жизни, потому что жизнь на Земле вышла из воды.
О каком чуде природы мы говорим? Об обыкновенной воде…
Она настолько незаметна и привычна, что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда, когда мы испытываем в ней недостаток.(Сложноподчиненное предложение с изъяснительным и обстоятельственным придаточным).
— Какие умения вы развивали на этом этапе урока? (Это задание формирует пунктуационную зоркость. Мы вспомнили ряд пунктограмм).
Оценивание учителем в технологической карте.
5. Домашнее задание
Упр.722 задание 3
6. Итог урока (рефлексия).
— Чем полезен был для тебя этот урок? (Повторили теорию и практику по теме «Синтаксис и пунктуация»).
— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? (Необходимо продолжать работу по написанию сочинения, отрабатывать навык грамотного письма).
7.Выставление учителем оценок за урок на основании технологической карты урока для каждого учащегося.
Технологическая карта урока
Этап урока | Оценка | |
8 минут | Проверка первой части д/з. Сочинение на лингвистическую тему |
|
1 минута | Определение темы и целей урока | _ |
1 минута | Работа с эпиграфом | — |
5 минут | Работа на компьютере с тренажёром по синтаксису и пунктуации |
|
5 минут | Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы (часть вопросов по теме урока) |
|
5 минут | Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения. |
|
8 минут | Проверка теоретической части д/з |
|
4 минуты | Работа с учебником |
|
0,5 минуты | Запись д/з | — |
2 минуты | Рефлексия | — |
0, 5 минуты | Оценки за урок |
|
Литература.
-
Львова С.И. Русский язык. 9 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е издание, стер. – Мнемозина, 2012.
-
ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.