Интеллектуальная игра по русскому языку
3 класс
Цели: через занимательные задания содействовать поднятию
интереса учащихся к русскому языку.
Задачи:
1) формировать умения применять полученные знания на практике;
2) развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
3) воспитывать дружбу, коллективизм.
I. Организационный момент.
II. Беседа с детьми о русском языке.
-В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Встретились два приятеля.
1-ый ученик: Привет!
2-ой ученик: Привет!
1-ый ученик: Все? Отстрелялся?
2-ой ученик: Сдал. А Васька, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, такую чепуху.
1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.
-Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море – слов
Купаться ежечасно!
Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 – и команды.
1 команда (дети хором) «Грамотеи»
2 команда (дети хором) «Всезнайки»
3 команда (дети хором) «Любознательные».
III. Викторина по русскому языку.
1-ое задание: «Алфавитная»
— Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов.
2-ое задание: «Заблудившиеся буквы».
— Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу.
1.Говорят один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).
2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело!
3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол.
4. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном!
5. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву.
6. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами.
3- е задание: «Дети».
-У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок. — Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу.
1 команда: У вороны . ………..(вороненок). 2 команда: У лошади………..(жеребенок). 3 команда: У лисы …………..(лисенок).
1 команда: У галки…………(галчонок). 2 команда: У свиньи ……….(поросенок). 3 команда: У коровы……. (теленок).
1 команда: У козы………(козленок). 2 команда: У собаки…….(щенок). 3 команда: У лягушки……(Лягушонок).
4 – ое задание: «Найди пару».
-Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше. 1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда Гав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка).
5 – ое задание: Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)
Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь)
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Кого один раз в году наряжают? (Ёлку)
Два братца в одну сторону глядят. (Глаза)
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт —
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
Яркий, жёлтый, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (Апельсин)
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)
6 конкурс- игра «Наоборот»
-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) ———————— влево. 2 р.
7) Закройте глаза ( откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.
7 – ое задание: «Угадай знак»
(На доске записано три знака «!», «?», «.».)
-Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.
— Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
— Это День Победы.
— Какое счастье быть свободным!
— Ты любишь раннее весеннее утро?
— Выйди в сад и открой глаза.
— Чувствуешь радость наступающего дня?
— Как прекрасно все вокруг!
— Что ты еж такой колючий?
— Это я на всякий случай.
— Знаешь, кто мои соседи?
— Лисы, волки и медведи!
8 –ое задание: конкурс «Телеграмма».
Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)
2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)
3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)
1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)
2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)
3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова.
1) Ученье — свет, а не ученье —
2) Знай больше, говори —
3) Не имей сто рублей,а имей —
4) Не бойся врага умного, бойся друга —
5) Лучшая вещь новая, лучший друг —
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз –
IV. Итог мероприятия.
Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!