РУССКИЙ ЯЗЫК
Бунеев Р.Н. Бунеева Е. В
3 класс
«Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.
Логическое ударение»
-
Орг. момент.
Прозвенел звонок, всех позвал он на урок
Вы проверьте-ка ребята всё ль на месте, всё ли есть.
Строчка за строчкой, слово за словом,
Речь заструится бурной рекою.
Главное ребята, правила знать,
Чтобы речь нашу можно было понять!
-
Постановка проблемной ситуации.
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
— Совершенно верно. Мы будем тренироваться в умении правильно произносить предложения. В зависимости от цели высказывания. Но не только об этом. И так всё по порядку.
3. Актуализация знаний.
Работа с карточками. Самостоятельная работа.
— Ребята, у вас у каждого есть свой лист с незаконченными предложениями. Сейчас вам необходимо внимательно прочитать их и вставить пропущенные слова. Коллективная проверка.
— Определение типа предложения по цели высказывания.
— Во втором предложении подчеркните слово, на которое падает логическое ударение.
— Измените данное предложение так, чтобы оно стало вопросительным и подчеркните волнистой чертой новое слово. А теперь измените предложение, чтобы оно стало побудительным по цели высказывания. Что для этого необходимо сделать? (изменить глагол, чтобы он выражал просьбу или призыв)
Работа с картинками. Коллективная работа.
— Посмотрите на картинки. Среди написанного ниже выберите словосочетания и предложения. Работа проводиться по рядам. По человеку с каждого ряда.
— Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь посмотрите внимательно и расположите предложения в следующем порядке: повествовательное, вопросительное и побудительное.
Хорошо. Как правильно прочитать эти предложения? С какой интонацией? Правило интонации: повествовательное – понижение голоса на слове, которое является главным по смыслу, вопросительное – повышается на том слове, которое содержит вопрос, побудительное – повышение на слове, выражающем просьбу совет или призыв.
Молодцы! А теперь запишите только повествовательные предложения каждый ряд свое предложение.
-
Минутка чистописания.
-
Разбор предложения. Выделение грамматической основы предложения, групп подлежащего и сказуемого.
-
Распространение предложения. Мы хорошо поработали над новой темой, а теперь давайте попробуем потренироваться в умении распространять предложения. Как вы думаете, зачем надо это делать? (Чтобы речь стала более понятной и красивой)
-
Физкультминутка. Молодцы ребята, хорошо поработали пора и немного отдохнуть. Коль мы с вами заговорили о лесе, то уж давайте и представим, что мы с вами попали в лес.
Ходьба с подниманием рук вверх и вниз, хлопки.
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.Ходьба на внешней и внутренней частях стопы с покачиванием влево, вправо.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклонитьсяХодьба с поднятием рук.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.И садимся за парты очень легко
-
Творческая работа. Ребята, а сейчас нам предстоит на минутку превратиться в писателей. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? А вот начало нашего рассказа. Какие новые незнакомые слова вам встретились в тексте?
Туесок – цилиндрической формы берестяная корзинка для сбора ягод. Каким словом можно заменить это слово (корзинка, кузовок, лукошко)
Голубика – кустарник семейства брусничных. Растет в северном полушарии: в тундре, лесной зоне и верхнем поясе гор. Ягоды съедобны. Как вы думаете почему так назвали ягоду. (за окрас ягод)
Ну, а теперь представьте, что могло произойти дальше. Запишите свои предположения. 4 предложения.
Проверка написанных предложений. Сравнение с эталоном. (авторский текст).
Ребята, мы с вами в лесу и конечно же должны знать и соблюдать правила поведения в лесу. Для урока природоведения вы нарисовали пиктограммы поведения в лесу. Давайте сейчас их вспомним.
-
Повторение, чем занимались на уроке. Что нового смогли узнать? Какие бывают предложения по цели высказывания? Одинаковое ли логическое ударение в предложениях? Как меняется интонация в разных типах предложений? Как вести себя в лесу?
-
Рефлексия. Кому не понятна тема сегодняшнего урока. Кому трудно определить тип предложения? Как определить смысловое ударение?
Итог урока оценки, домашнее задание.