Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Коробовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Комплексная работа с текстом

на уроках русского языка

в 9 классе

Автор: Климова Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Вязьма

2014 год

Язык – основа национальной культуры, средство приобщения к ее богатствам.

Школа в России всегда была школой, где детей не только обучали, но и в процессе обучения развивали и воспитывали. Особые условия для воспитания и развития ученика средствами изучаемого материала создаются, в частности, на уроках русского языка.

Основным объектом приобщения обучающихся к культурному наследию русского народа я считаю текст.

Тема, над которой я работаю в настоящее время — «Комплексный анализ текста на уроках русского языка».

Моя цель — формировать коммуникативную компетентность в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы. 

Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают интегрировать содержание уроков русского языка. Развивая идею приобщения школьников к духовным ценностям народа, к культурному наследию нации, на практике я реализую ее через расширение дидактического диапазона уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры.

Цель работы с текстом – научить обучающихся чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. Важно научить школьников правилам, технологии построения текста на примере классической литературы. Классический текст – единое целое, где каждый элемент его на месте. Для комплексного анализа подбираются тексты таких авторов, у которых есть чему поучиться.

На занятиях обучающиеся работают с текстами выдающихся мастеров слова: А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, М.Зощенко и т.д. Исследование художественных текстов предполагает работу с различной справочной литературой, Интернетом.

Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство. Анализируя текст, обучающиеся воспринимают язык как единое целое, у них развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, мобилизуются теоретические знания по языку.

Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому… Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.

Убеждена: если текст на уроке русского языка создает развивающую речевую среду, способную приобщать читающих к национальной культуре, то значимым в тексте и в том, как организована работа с ним, становится абсолютно все. Например, нельзя давать обучающимся задание, связанное с выразительным чтением, если предлагается текст с пропущенными буквами или без знаков препинания. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. На уроках русского языка я предлагаю обучающимся работать с разными по характеру и «исполнению» текстами: и прозаическими, и стихотворными. Именно внимание к языку художественных произведений – как раз то, что помогает воспитать у детей любовь к слову, передать им красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка.

Говоря о критериях отбора текстов культуроведческой направленности, отмечу, что для работы я предлагаю обучающимся тексты разных стилей. Особенно важна, по моему мнению, работа с публицистическими текстами: они служат для учеников образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства, дают ученику возможность проявить себя при этом как личность, наделенную даром не только видеть, понимать, чувствовать, но и с помощью слова по-своему это восприятие выразить.

Работу с текстами я обычно организую на каждом уроке: в начале урока – для активизации знаний по теме, в качестве подготовки к сочинениям разных типов (для накапливания словесного материала); в процессе учебного занятия – в целях отработки знаний, умений и навыков учеников. Провожу я также и специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста. Такие уроки я организую обычно при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или триместра, полугодия, после изучения темы, раздела). К таким текстам предлагаю разнообразные задания, при этом ученик имеет возможность выбора (выполняются не все задания к тексту). Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы на уроке, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре.

И еще несколько замечаний. Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого. Затем следуют задания речеведческого характера, включающие в себя такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи предложений». Непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, – по фонетике, лексике, грамматике. Наконец, вопросы по орфографии и пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе с текстом я использую, например, такие задания: «Подготовься к выразительному чтению текста», «Напиши сочинение-миниатюру», «Подготовь сообщение на заданную тему».

При организации работы с текстом на уроках русского языка в качестве основы использую «Программу комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)», составленную Т.М. Пахновой:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).
4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.
5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?
6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?
8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.
9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?
10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

Можно выделить основные организационные формы комплексного анализа текста:

  • Коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

  • Один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

  • Одна из форм самостоятельной работы обучающихся;

  • Одна из форм проверки знаний, умений и навыков обучающихся при подготовке к экзаменам.

Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жесткие рамки здесь неуместны: каждый текст неповторим, своеобразен.

Интереснее, если тексты для анализа подбирают сами ученики, обращаясь к авторам, изучаемым на уроках литературы. Таким образом, происходит интеграция уроков русского языка и литературы. Например, на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества А.С.Пушкина детям было дано задание: найти и выписать высказывания известных людей, писателей, поэтов, ученых об А.С.Пушкине. Затем к каждому тексту предлагалось подобрать вопросы для анализа. Завершающим этапом стало создание презентации.

Обучающая значимость лингвистического анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности обучающихся, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность художественного текста, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку, гордость за него.

Опыт показывает, что в процессе комплексной работы с текстом ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев и расширяют) знания о системе языка и речи.

Список использованной литературы

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для школ,

гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус.яз.- М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

2. Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. — Оренбург, 1997

3. Павлова О.А., Белова И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: Методические материалы. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 152 с.

4. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here