Конспект открытого урока по русскому языку

в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Учитель начальных классов

Кулакова Наталья Ивановна

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;

  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!

2. Сообщение темы урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

— Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

к

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

к

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

к

е

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.


5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

к

п

н

о

я

б

р

ь

к

а

р

а

н

д

а

ш

у

ч

и

т

е

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

о

с

у

й

ы

в

а

и

д

р

а

с

— Какое слово получилось в вертикальном столбике?

— Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?

Корень

6.Работа по теме урока

— Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?

1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)

— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова?

— Какое из его значений относится к науке о языке?

— Что такое корень?

Корень

часть слова

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)

— Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

— А попробуйте прочитать только корень.

— Вы поняли, что означает это слово?

— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

— Ясен ли смысл слов?

— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

— Дополним схему. Корень – это …

Корень

значимая часть слов

часть слова

— При помощи какого значка выделить корень в слове?
— Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) — после этого щелчок и над словами появляется корень

— Дополним схему. Что такое корень?

Корень

значимая часть слов

общая часть однокоренных

( родственных) слов

часть слова


— Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах

— Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

— Спишите слова, выделите корень:

1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

— Самопроверка.

2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями

— А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

— Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

— Исследуйте пары слов. ( слайд 7)

— Можно ли их назвать однокоренными? Почему?

1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист

— Какой вывод можно сделать?

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.

Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка — 2 гр.)

Проверка выполнения.

— Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы)

— Что такое синонимы?

— Почему эти слова не будут однокоренными?

— Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

— Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?

Закрепление изученного

Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)

К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?


К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________

К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.

К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.

Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)

Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

— Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

— На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

— Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание: упражнение 150

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here