Программа «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»
Конспект урока русского языка в 3 «Б» классе
Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.
Задачи:
-
Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
-
Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
-
Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
-
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
-
Закрепить гигиенические навыки письма.
-
Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мотивация на урок.
— Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!
— Проверим свою осанку, правильное расположение тетради на парте.
— Ребята, подготовим тетради к работе.
-
Минутка чистописания.
— Наш урок начнем с чистописания
— Посмотрите внимательно на изображение:
— Назовите буквы, которые вы здесь увидели:
Г ж ш п т з с ф б к д в ч щ ц
-
Учитель открывает эти буквы на доске.
— Найдите лишние буквы. (х ч щ ц)
Почему вы так думаете? ( они не имеют пары)
— Запишите каллиграфически грамотно оставшиеся буквы парами в тетрадь. Помните, высота букв должна быть чуть ниже середины рабочей строки
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
— Посмотрите на пары букв, которые у нас получились. Что заметили? (Это парные согласные, одна буква обозначает глухой звук, а другая — звонкий)
— Знакома ли вам эта орфограмма?
Сформулируем тему урока: « Парные согласные звуки»
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками.
-
Учитель прикрепляет на доску табличку: «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»
-
Актуализация опорных знаний.
— Вспомним, что мы знаем об этой орфограмме.
-
По ходу повторения учитель вывешивает на доске схему.
— На какие группы делятся парные согласные?
— Где в слове могут стоять парные согласные?
— Как проверить парный согласный звук на конце слова?
Парные согласные
Звонкие согласные
Глухие согласные
В конце слова
Гласный звук
-
Постановка проблемы по теме урока.
— Перед вами группа слов:
ГЛАЗ
ШУБКА
ДУБ
СНЕГ
ПРЫЖКИ
ЛОШАДКИ
— Назовите слова с орфограммой парный согласный звук на конце слова.
— Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами:
Глаз- глаза
Дуб- дубы
Снег – снега
— Назовите оставшиеся слова. Сравните произношение и правописание этих слов. Что заметили? (Заметили, что парный согласный звук может стоять в середине слова).
— Вернемся к схеме на доске и дополним ее.
Парные согласные
Звонкие согласные
Глухие согласные
В конце слова
В середине слова
?
Гласный звук
— Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?
— Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (нет)
— А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)
— Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают свое мнение.)
-
Учитель на схеме прикрепляет вопрос.
— Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.
5. Решение проблемы.
— Проверим слово ШУБКА. Измените слово так, чтобы парный согласный звук слышался четко. (ШУБА)
— Почему звук слышится четко? (Потому что рядом встал гласный.)
— Запишем пару слов, которая у нас получилась: шубка- шуба.
— Следующее слово ПРЫЖКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ПРЫЖОК.
— Какое слово осталось? ЛОШАДКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ЛОШАДИ
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Помогло ли нам правило, которое мы знаем? Как же проверить парный согласный в середине слова?
— Сравним наши выводы с правилом учебника.
Откройте учебник на стр. 99.
— Прочитайте правило.
— Как же проверить парный согласный в середине слова?
— Мы решили поставленную проблему? ( Для парных согласных в конце и в середине слова можно применить одно правило.)
-
У
Парные согласные
читель убирает вопрос со схемы.
Звонкие согласные
Глухие согласные
В конце слова
В середине слова
Гласный звук
Физминутка.
А сейчас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
-
Самостоятельное применение полученных знаний.
— Напомните тему урока: парные согласные.
— Уточним тему урока: Парные согласные звуки в середине слова.
— Потренируемся применять правило для проверки парных согласных в середине слова, выполним упр. 187,с. 98.
— Понаблюдайте за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв? (Как глухие согласные)
— Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них? (Глухой к)
— Какой вывод можно сделать? (Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки)
— Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова? (Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)
— Следующее упр.191, с.101
— Прочитайте шуточные стихи.
— Объясните орфограммы на месте пропуска букв
7. Закрепление полученных знаний
— Чтобы закрепить полученные знания на уроке я предлагаю вам
задание, которое находится в конвертах на партах. Откройте,
прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Что вы должны будете
выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы)
Конверты содержат карточки со следующим заданием:
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
— Что общего у всех этих слов, что их отличает?
— Работать будете в парах. Вставьте ручкой пропущенную орфограмму, устно подберите проверочное слово.
Доска: на ней закрыто такое же стихотворение, орфограммы вставленны
Дети устно объясняют написание. Проверяют на карточках, исправляя ошибки карандашом.
— Кто сделал работу без ошибок?
8. Подведение итогов.
— Урок заканчивается, обратимся к схеме, которую мы составили на уроке и подведем итоги.
— Над какими согласными мы сегодня работали? (над парными согласными)
— На какие группы делятся парные согласные? (на звонкие и глухие)
— Где находится парный согласный в слове (в середине и в конце слова)
— Как проверить правописание парных согласных? (надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)
Запомнить правило нам поможет стихотворение, которое прочитает …
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечетко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.
-
Выставление отметок.
— Сегодня за работу на уроке получают «5» _____________
— «4»_____________
— Некоторым ученикам надо быть чуть-чуть поактивнее на уроке
10. Д/з
Записать 10 слов с парными согласными в середине слова и подобрать проверочные
11. Окончание урока
— Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. Отдыхайте.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.
Тема: Парные согласные звуки в середине слова.
Тип урока: комбинированный
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
-
по работе над орфограммой
-
по развитию устной и письменной речи
-
валеологии (физминутка, смена деятельности)
-
особенности учебной деятельности
-
активность, осознанность, системность
-
психологические особенности младших школьников
Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:
-
Знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.
-
Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.
-
Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
-
Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
-
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.
-
Закрепить гигиенические навыки письма.
-
Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
-
В начале урока проведена минутка чистописания. Проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
-
Была создана ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала
-
Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:
Методы-средства
-
Проблемные – наглядно-иллюстрированный материал
-
Контроля – карточки слов
-
Наглядные – карточки групповой и работы в парах
На уроке проводилась работа:
-
По расширению словарного запаса
-
По овладению умениями и навыками устной и письменной речи
-
По орфографии
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения