Программа «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Конспект урока русского языка в 3 «Б» классе

Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

Задачи:

  • Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.

  • Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

  • Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • Закрепить гигиенические навыки письма.

  • Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация на урок.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!

— Проверим свою осанку, правильное расположение тетради на парте.

— Ребята, подготовим тетради к работе.

  1. Минутка чистописания.

— Наш урок начнем с чистописания

— Посмотрите внимательно на изображение:

— Назовите буквы, которые вы здесь увидели:

Г ж ш п т з с ф б к д в ч щ ц

  • Учитель открывает эти буквы на доске.

— Найдите лишние буквы. (х ч щ ц)

Почему вы так думаете? ( они не имеют пары)

— Запишите каллиграфически грамотно оставшиеся буквы парами в тетрадь. Помните, высота букв должна быть чуть ниже середины рабочей строки

б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с

— Посмотрите на пары букв, которые у нас получились. Что заметили? (Это парные согласные, одна буква обозначает глухой звук, а другая — звонкий)

— Знакома ли вам эта орфограмма?

Сформулируем тему урока: « Парные согласные звуки»

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками.

  • Учитель прикрепляет на доску табличку: «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

  1. Актуализация опорных знаний.

— Вспомним, что мы знаем об этой орфограмме.

  • По ходу повторения учитель вывешивает на доске схему.

— На какие группы делятся парные согласные?

— Где в слове могут стоять парные согласные?

— Как проверить парный согласный звук на конце слова?

Парные согласные

Звонкие согласные

Глухие согласные

В конце слова

Гласный звук

  1. Постановка проблемы по теме урока.

— Перед вами группа слов:

ГЛАЗ
ШУБКА
ДУБ
СНЕГ
ПРЫЖКИ

ЛОШАДКИ

— Назовите слова с орфограммой парный согласный звук на конце слова.

— Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами:

Глаз- глаза

Дуб- дубы

Снег – снега

— Назовите оставшиеся слова. Сравните произношение и правописание этих слов. Что заметили? (Заметили, что парный согласный звук может стоять в середине слова).

— Вернемся к схеме на доске и дополним ее.

Парные согласные

Звонкие согласные

Глухие согласные

В конце слова

В середине слова

?

Гласный звук

— Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?

— Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (нет)

— А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)

— Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают свое мнение.)

  • Учитель на схеме прикрепляет вопрос.

— Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.

5. Решение проблемы.

— Проверим слово ШУБКА. Измените слово так, чтобы парный согласный звук слышался четко. (ШУБА)

— Почему звук слышится четко? (Потому что рядом встал гласный.)

— Запишем пару слов, которая у нас получилась: шубка- шуба.

— Следующее слово ПРЫЖКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ПРЫЖОК.

— Какое слово осталось? ЛОШАДКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ЛОШАДИ

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Помогло ли нам правило, которое мы знаем? Как же проверить парный согласный в середине слова?

— Сравним наши выводы с правилом учебника.

Откройте учебник на стр. 99.

— Прочитайте правило.

— Как же проверить парный согласный в середине слова?

— Мы решили поставленную проблему? ( Для парных согласных в конце и в середине слова можно применить одно правило.)

  • У

    Парные согласные

    читель убирает вопрос со схемы.

Звонкие согласные

Глухие согласные

В конце слова

В середине слова

Гласный звук

Физминутка.

А сейчас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

  1. Самостоятельное применение полученных знаний.

— Напомните тему урока: парные согласные.

— Уточним тему урока: Парные согласные звуки в середине слова.

— Потренируемся применять правило для проверки парных согласных в середине слова, выполним упр. 187,с. 98.

— Понаблюдайте за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв? (Как глухие согласные)

— Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них? (Глухой к)

— Какой вывод можно сделать? (Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки)

— Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова? (Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

— Следующее упр.191, с.101

— Прочитайте шуточные стихи.

— Объясните орфограммы на месте пропуска букв

7. Закрепление полученных знаний

Чтобы закрепить полученные знания на уроке я предлагаю вам

задание, которое находится в конвертах на партах. Откройте,

прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Что вы должны будете

выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы)

Конверты содержат карточки со следующим заданием:

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

— Что общего у всех этих слов, что их отличает?

— Работать будете в парах. Вставьте ручкой пропущенную орфограмму, устно подберите проверочное слово.

Доска: на ней закрыто такое же стихотворение, орфограммы вставленны

Дети устно объясняют написание. Проверяют на карточках, исправляя ошибки карандашом.

— Кто сделал работу без ошибок?

8. Подведение итогов.

— Урок заканчивается, обратимся к схеме, которую мы составили на уроке и подведем итоги.

— Над какими согласными мы сегодня работали? (над парными согласными)

— На какие группы делятся парные согласные? (на звонкие и глухие)

— Где находится парный согласный в слове (в середине и в конце слова)

— Как проверить правописание парных согласных? (надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

Запомнить правило нам поможет стихотворение, которое прочитает …

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные!

Звук нечетко слышится…

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный –

И согласный неопасный.

  1. Выставление отметок.

— Сегодня за работу на уроке получают «5» _____________

— «4»_____________

— Некоторым ученикам надо быть чуть-чуть поактивнее на уроке

10. Д/з

Записать 10 слов с парными согласными в середине слова и подобрать проверочные

11. Окончание урока

— Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. Отдыхайте.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки
.

Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Тип урока: комбинированный

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

  • по работе над орфограммой

  • по развитию устной и письменной речи

  • валеологии (физминутка, смена деятельности)

  • особенности учебной деятельности

  • активность, осознанность, системность

  • психологические особенности младших школьников

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

  • Знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

  • Подвести детей к самостоятельному выводу, как проверять парные согласные в середине слова.

  • Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.

  • Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.

  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • Закрепить гигиенические навыки письма.

  • Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  • В начале урока проведена минутка чистописания. Проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.

  • Была создана ситуация, побуждающая диалог – мотив для изучения учебного материала

  • Организована работа по закреплению нового материала.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:

Методы-средства

  • Проблемные – наглядно-иллюстрированный материал

  • Контроля – карточки слов

  • Наглядные – карточки групповой и работы в парах

На уроке проводилась работа:

  • По расширению словарного запаса

  • По овладению умениями и навыками устной и письменной речи

  • По орфографии

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here