Крупская Светлана Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №6
муниципального образования Абинский район
Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Цель как деятельность учеников:
развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов),
формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание,
формирование личностных и метапредметных результатов.
Демонстрационный материал:
-
Презентация.
-
Таблички.
Раздаточный материал:
-
Конверты с карточками.
-
Тесты.
-
Сигнальные кружочки.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Внимание! На рабочий лад настройтесь, поудобнее устройтесь!
Хочешь альпинистом стать – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.
Так что мы будем делать на уроке?
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Физминутка «Пальчиковая гимнастика»
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
Откроем тетради и запишем день и место нашей встречи.
Минутка чистописания.
З з зз зи
— Кто, угадай-ка, седая хозяйка
Тряхнёт перинки – по миру пушинки? Зима.
— Как в народе ласково называют зиму? Зимушка
— День во время зимы …(какой?) зимний
— Проводить где-то зиму, жить зимой… зимовать
— Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники…зимовье
Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
-
Выявление места и причины затруднения.
Напишите ещё одно слово: зимородок. Родственное ли это слово или нет? Сможем ли мы сразу ответить? Почему? (не знаем, что это)
Откуда мы можем узнать? (1)спросить у родителей, одноклассников, учителя, 2)в книгах, 3) в интернете, 4)в толковом словаре)
Откройте толковый словарь, найдите это слово, прочитайте, что или кто это?
Так однокоренное это слово или нет?
-
Построение проекта выхода из затруднения.
Что же надо делать, чтобы правильно выделить корень в слове?
План.
1)Подобрать однокоренные слова.
2)Объяснить по смыслу.
3)Выделить корень.
А что такое корень?
-
Реализация построенного проекта.
Зима не приходит сама. У зимы есть верные слуги.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Длинноухий заяц серый
Обернулся зайцем белым.
Обернулась в лёд вода,
Наступили …холода.
Посмотрите на слова, списать эти слова, вставить пропущенные буквы и выделить корень.
Хол_д, х_лодный, х_л_дает, х_л_дильник, х_мяк, х_л_док, х_л_дец, х_х_лок, х_л_дрыга, пох_л_дание, зах_л_дало.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катились,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Снег стряхнули, спать легли.
Упражнение 117.
Мороз и холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (разные корни)
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Кто это? (Петя Зайцев, наш друг, второклассник, мы вместе с ним учимся русскому языку)
Что-то Петя наш грустит
Очень бледный он на вид.
На уроках он зевает –
Витаминов не хватает.
А где зимой взять витамины? (специальные витамины-таблеточки, в овощах и фруктах)
Круглое, румяное,
Я росту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
В яблоках находится витамин В- витамин силы, бодрости, хорошего настроения.
Как букву о нарисовать рисунком – помощником? (яблоко)
Ябл_ко, ябл_чко, ябл_чный, ябл_невый, ябл_нька.
Что в корне этих однокоренных слов мы замечаем? Как называется это явление в русском языке? (чередование)
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах. Достаньте карточки из конвертов и снежинки. На снежинки нужно выписать однокоренные слова. Одни – с корнем снег, а другие – с корнем лёд.
Сн_гурочка , л_дник, подснежник , л_довый, сн_жинка, леденец , л_дышка, сн_говик, обл_денел, снежный, л_дяной, л_док , сн_жок, снимок.
Посмотрите на доску и сделайте самопроверку.
А теперь составим и запишем предложение с одним из слов.
Зима никак не вступит в свои права, давайте поможем зимушке, покажем пример. Все наши снежинки соберём в хоровод.
Вот какой снегопад у нас получился. Пусть зимушка – зима позавидует нам.
-
Включение в систему знаний и повторение.
«Корень. Однокоренные слова.»
-
Выбери верное утверждение:
— главная часть предложения.
Корень — — общая часть всех слов.
— главная часть слова в которой заключено
общее значение всех однокоренных слов.
-
Закончи памятку:
Чтобы найти в слове корень, нужно:
-
Подобрать однокоренные слова.
-
___________________________.
-
Выделить корень.
-
Выдели корень в словах:
Шубка, шуба, полушубок.
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия (зелёный цвет), сомнения (жёлтый), несогласия (красный).
— Я знаю, что такое корень.
— Я знаю, что такое однокоренные слова.
— В самостоятельной работе у меня всё получилось.
— Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
— Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь предложения с однокоренными словами из теста.