Крупская Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

муниципального образования Абинский район

Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

Цель как деятельность учеников:

развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов),

формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание,

формирование личностных и метапредметных результатов.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация.

  2. Таблички.

Раздаточный материал:

  1. Конверты с карточками.

  2. Тесты.

  3. Сигнальные кружочки.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Внимание! На рабочий лад настройтесь, поудобнее устройтесь!

Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.

Так что мы будем делать на уроке?

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика»

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

Откроем тетради и запишем день и место нашей встречи.

Минутка чистописания.

З з зз зи

— Кто, угадай-ка, седая хозяйка

Тряхнёт перинки – по миру пушинки? Зима.

— Как в народе ласково называют зиму? Зимушка

— День во время зимы …(какой?) зимний

— Проводить где-то зиму, жить зимой… зимовать

— Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники…зимовье

Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Напишите ещё одно слово: зимородок. Родственное ли это слово или нет? Сможем ли мы сразу ответить? Почему? (не знаем, что это)

Откуда мы можем узнать? (1)спросить у родителей, одноклассников, учителя, 2)в книгах, 3) в интернете, 4)в толковом словаре)

Откройте толковый словарь, найдите это слово, прочитайте, что или кто это?

Так однокоренное это слово или нет?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Что же надо делать, чтобы правильно выделить корень в слове?

План.

1)Подобрать однокоренные слова.

2)Объяснить по смыслу.

3)Выделить корень.

А что такое корень?

  1. Реализация построенного проекта.

Зима не приходит сама. У зимы есть верные слуги.

Перестал медведь реветь –

В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий заяц серый

Обернулся зайцем белым.

Обернулась в лёд вода,

Наступили …холода.

Посмотрите на слова, списать эти слова, вставить пропущенные буквы и выделить корень.

Хол_д, х_лодный, х_л_дает, х_л_дильник, х_мяк, х_л_док, х_л_дец, х_х_лок, х_л_дрыга, пох_л_дание, зах_л_дало.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катились,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Снег стряхнули, спать легли.

Упражнение 117.

Мороз и холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? (разные корни)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Кто это? (Петя Зайцев, наш друг, второклассник, мы вместе с ним учимся русскому языку)

Что-то Петя наш грустит

Очень бледный он на вид.

На уроках он зевает –

Витаминов не хватает.

А где зимой взять витамины? (специальные витамины-таблеточки, в овощах и фруктах)

Круглое, румяное,

Я росту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

В яблоках находится витамин В- витамин силы, бодрости, хорошего настроения.

Как букву о нарисовать рисунком – помощником? (яблоко)

Ябл_ко, ябл_чко, ябл_чный, ябл_невый, ябл_нька.

Что в корне этих однокоренных слов мы замечаем? Как называется это явление в русском языке? (чередование)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Достаньте карточки из конвертов и снежинки. На снежинки нужно выписать однокоренные слова. Одни – с корнем снег, а другие – с корнем лёд.

Сн_гурочка , л_дник, подснежник , л_довый, сн_жинка, леденец , л_дышка, сн_говик, обл_денел, снежный, л_дяной, л_док , сн_жок, снимок.

Посмотрите на доску и сделайте самопроверку.

А теперь составим и запишем предложение с одним из слов.

Зима никак не вступит в свои права, давайте поможем зимушке, покажем пример. Все наши снежинки соберём в хоровод.

Вот какой снегопад у нас получился. Пусть зимушка – зима позавидует нам.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

«Корень. Однокоренные слова.»

  1. Выбери верное утверждение:

— главная часть предложения.

Корень — — общая часть всех слов.

— главная часть слова в которой заключено

общее значение всех однокоренных слов.

  1. Закончи памятку:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Подобрать однокоренные слова.

  2. ___________________________.

  3. Выделить корень.

  1. Выдели корень в словах:

Шубка, шуба, полушубок.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я вам буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия (зелёный цвет), сомнения (жёлтый), несогласия (красный).

— Я знаю, что такое корень.

— Я знаю, что такое однокоренные слова.

— В самостоятельной работе у меня всё получилось.

— Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

— Я доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание: составить и записать в тетрадь предложения с однокоренными словами из теста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here