Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Иркутска
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по русскому языку
ТЕМА: Грамматические признаки имени существительного
Подготовила:
учитель I КК,
Крючкова Е. И
Иркутск, 2014 г
ТЕМА УРОКА: Грамматические признаки имени существительного
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном и его грамматических признаках.
-
Образовательные : Повторить и обобщить знания учащихся о грамматических признаках имен существительных; развивать умение находить имена существительные в речи; формирование умения определять основные грамматические характеристики имен существительных;
обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
2. Коррекционно- развивающие : Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления, памяти.
3. Воспитательные:
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств ученика – упорства, трудолюбия, дисциплинированности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер с программным обеспечением Windows XP;
-
экран для демонстрации презентации;
-
карточки со словами и предложениями для индивидуальной, парной работы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | |||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. | Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Проверка готовности к уроку. | Выполняют установку учителя. | 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
II. Постановка учебной задачи | Цель: коррекция и развитие основных мыслительных операций. -Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? — Давайте вспомним, какую часть речи мы начали изучать. — Что такое имя существительное? Сегодня на уроке мы с вами вспомним постоянные грамматические признаки имени существительного. (СЛАЙД 2) Открыли тетради, записали число. Классная работа | Отвечают на поставленные вопросы Части речи.
Имя существительное Дают определение существительного. | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
III Словарный диктант | Цель: коррекция орфографической зоркости. Мороз, берёза, медведь, пальто, сорока, ветер, погода, облако, серебро. (взаимопроверка, (Слайд 3) Какие слова вы записали? Почему они так называются? (Это словарные слова, в них есть непроверяемые орфограммы) Кто написал эти слова без ошибок? Кто допустил ошибки? — Какой частью речи являются эти слова? Докажите, что это имена существительные.
| Записывают слова под диктовку.
Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу, выставляют оценки.
Отвечают на вопросы учителя | 5 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV Актуализация знаний | -Ребята, как вы думаете, а почему у имени существительного два вопроса? (Кто? Что?) (живые предметы –неживые предметы, одушевлённые – неодушевлённые) (СЛАЙД 4) Из словарных слов выбрать имена существительные одушевлённые (медведь, сорока)
|
Работают в тетрадях | 5 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
V Закрепление | Карточка 1 ( ПРОВЕРКА СЛАЙД 5) Задание: 2 группа. При помощи суффикса превратить неодушевлённые имена существительные в одушевлённые. –щик,- ник, -ист, Барабан_________ школа_______ Двор ___________ лес__________ Журнал_________ велосипед______
Задание 3 группа. Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.
Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка. Проверка: (карточка) Задание 3 группа. Задание: Выписать одушевлённые имена существительные. Девочка, мама, хозяйка.
| Самостоятельно выполняют задание в тетради, 1 уч-ся у доски.
Выполняют задание и проверяют его друг у друга (по карточкам) | 5 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIФизминутка | Слайд 6 |
| 3 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
VII Повторение грамматических категорий
| Продолжаем повторять постоянные грамматические категории сущ. Давайте посмотрим на слайд (СЛАЙД 7) Здесь записано предложение. Прочитаем его. Сестра Роза поставила в вазу розу. -Почему в первом случае Роза написано с большой буквы? (имя) А имена пишутся с большой буква Может кто-то вспомнит, как называются существительные, которые пишутся с большой буквы? (Такие имена существительные называются собственными ) Какие существительные, кроме имён, мы относим к собственным ? (имя, фамилия, географич названия, клички животных) Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)
Вывод: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
Карточка 2 Читаем задание, в каждой строчке записаны одинаковые слова,(комар, кузнец, Иванов) Знаете ли вы кто такой кузнец? В 2 строчках есть ошибки вам надо найти одну строку без ошибки Карточка 2 Задание: Выписать строку в которой слова написаны верно: Спросить, кто такой кузнец — учили по истории (дать х-ку словам – какой)
Давайте попробуем все три слова объединим в одном предложении.
Умелый кузнец Иванов подковал маленького комара. Запись предложения под диктовку (проверка на слайде 9)
У имени существительного есть ещё один постоянный грамматический признак. Чтоб угадать какой это грамматический признак, давайте посмотрим на экран.(слайд 10) Здесь написано стихотворение, в котором пропущено слово, прочитайте его про себя и попробуйте угадайте это слово.
Женский … — запомню я
Правильно род, это и будет третий постоянный грамматический признак, который мы с вами сегодня вспомнили. -Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова.
|
Анализируют предложение, которое написано на слайде, и делают вывод.
Учащиеся делают вывод
Кузнец — мастер, занимающийся обработкой металла .
Запись предложения под диктовку
Проверка на слайде (слайд 8)
Слайд 10. Читают стихотворение, записанное на экране. Делают вывод.
| 10 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIII Самостоятельная работа
| А теперь закрепим наши знания на практике
Карточка 3 Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.
Длинный Белый Длинная белая Длинный белый
С любым получившимся словосочетанием составить предложения
2 группе подчеркнуть гл. чл. Предл. Проверка фронтально. (1-2 уч-ся)
3 группа Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике
|
Самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка | 10 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итог | О какой части речи говорили? Какие грамматические признаки вспомнили? Что нового узнали?
| Отвечают на вопросы Оценивание | 2 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Стр 72 упр. 94 |
|
|
Карточка 1 Приложение
2 группа.
Задание: При помощи суффикса «превратить» неодушевлённые имена существительные в одушевлённые.
Суффиксы: –щик,- ник, -ист,
Барабан_________ школа_______
Двор ___________ лес__________
Журнал_________ велосипед______
Карточка 1
3 группа.
Задание: Выписать одушевлённые имена существительные.
Кино, девочка, камыш, сосна, мама, стена, хозяйка.
Проверка: Карточка 1
3 группа.
Девочка, мама, хозяйка.
Карточка 2
Задание: Выписать строку в которой слова написаны верно:
-
иванов, кузнец, комар.
-
кузнец, комар, Иванов.
-
комар, Иванов, кузьнец.
Карточка 3
2 группа
Задание: К данным прилагательным подобрать подходящие по смыслу существительные, определить род.
Длинный Белый
Длинная белая
Длинное белое
С любым получившимся словосочетанием составить предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка 3
3 группа
Задание: Заполнить таблицу. Поставить «+» в нужном столбике
М.р | Ж.р | Ср.р | |
День |
|
|
|
Облако |
|
|
|
Роса |
|
|
|
Пирог |
|
|
|
Дерево |
|
|
|
Птица |
|
|
|