Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна
Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
“Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 37 VIII вида”
г. Озерск Челябинская область
Должность: учитель – логопед
Дополнительные сведения: первая квалификационная категория
Конспект подгруппового занятия по теме
«Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З — С]»
для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида.
Цель занятия: научить детей дифференцировать звуки, сходные по акустико – артикуляторным признакам
Были поставлены следующие задачи:
Коррекционные:
-
Развитие артикуляционной моторики, общей моторики. Эти задачи были реализованы в артикуляционной гимнастике и в физминутке .
-
Развитие фонематического слуха происходило на протяжении всего занятия, были использованы слоговые цепочки, даны задания на определение наличия и места звука в слове.
-
Развитие навыка звукового анализа. Было дано задание составить предложение по опорным словам (с опорой на картинку), выполнен анализ предложения, составлена графическая схема.
-
Развитие слухового внимания, зрительного внимания и памяти происходило на протяжении всего занятия
Образовательные:
-
Закрепление звуко – буквенных связей, дети должны были вставить пропущенную букву в словах, работа проводилась с опорой на картинку.
-
Развитие навыка письма на слух.
Воспитательные:
-
Формирование умения отвечать на вопросы развернуым высказыванием, понимать учебную задачу, это проходило на всех этапах
-
Развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга)
-
Развитие умения адекватно реагировать на контроль и оценку учителя-логопеда
-
Использован прием взаимопроверки
Ход занятия.
(Стоя) Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (повернулись, кивнули). Тихо сели.
1. Сегодня мы будем учиться различать звуки С и З. Чтобы произносить звуки четко и красиво, давайте сделаем гимнастику для речевых органов.
Зеркала: улыбочка – трубочка, заборчик, лопатка, катушка, почистим нижние зубки, накажем язычок, остудим блинчик…. Отодвинули зеркала на край стола.
Слоговые цепочки с мячом ЗА-СА-ЗА, СА-СА-ЗА, ЗА-СА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА.
2. Молодцы! Теперь отгадайте загадку
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет. (Весна) |
Как вы догадались, что это весна. Какие признаки весны вы услышали в загадке? Какие признаки весны вы еще сможете назвать? Появляются первые листочки, травка, первые цветы, становится теплее.
|
|
Вспомните, какие звуки мы сегодня учимся различать? Звуки З и С. В слове «весна» есть наши звуки? В слове «весна» звучит звук С. На каком месте? В начале середине, конце слова?
В середине. Проговорили слово по схеме ВЕ-ССС-НА. Расскажите мне про звук С по схеме.
Звук С согласный, глухой (проверили – положили руку на горлышко). Как работают речевые органы когда мы произносим звук С? (перед зеркалом) Губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка направлен вниз. Обозначаем коричневым цветом.
Молодцы. Теперь посмотрите на картинки. Что изображено на картинке (показываю на одну из картинок). Санки. Какой звук звучит в начале слова СССАНКИ? Звук С. Что изображено на этой картинке? СУМКА. Какой звук звучит в начале слова ССССУМКА? Звук С. Что изображено на этой картинке? Зонт. Какой звук звучит в начале слова ЗЗЗОНТ. Звук З. Как вы думаете, какая картинка лишняя? Зонт. Потому что в словах СУМКА и САНКИ звучит в начале слова звук С, а в слове ЗОНТ звучит звук З.
Рассказали про звук З по схеме – согласный, звонкий (проверили), артикуляция перед зеркалом, обозначаем зеленым цветом. Хорошо.
3. К нам в гости пришла фея Весна (вывешивается картинка на доску). Она предлагает нам собрать первые весенние цветы на полянке (на соседней парте разложены цветы). Я буду называть слова, Вова будет брать цветок, когда услышит слово со звуком З. Вова, какого цвета ты будешь собирать цветы? Зеленог. А Никита будет брать цветок, услышав звук С. Какие Никита будет собирать цветы? Коричневого.
СОМ, Никита, почему ты взял коричневый цветок? Потому что в слове СОМ звучит глухой звук С.
АЗБУКА, ВОЛОСЫ , ЗОНТ, ГОЛОС, БЕРЁЗА.
Проверяем: у Саши три цветочка и у Алеши 3 цветочка. (Положила их на середину, перемешала, будто случайно добавила еще два цветка с картинками).
Молодцы, никто не ошибся.
В награду фея Весна дает вам билетик (часть картинки). Положили на край стола.
Что мы сейчас с вами делали? Слушали звуки в словах, собирали цветы нужного цвета.
4. Теперь давайте перевернём наши цветочки (дети сами переворачивают). Посмотрите, на некоторых цветах есть картинки. Что изображено на твоей картинке, Саша?
|
|
Называем изображенный предмет, определяем, какой звук звучит в этом слове С или З. На каком месте звучит в слове звук. Ставим цветные фишки на схему. Записываем слова, подчеркиваем буквы З и С нужным цветом. Что изображено на твоей картинке, Алеша? Аналогично.
5. Посмотрите, на доске у меня напечатаны слова Ва…а, …тол. Вставьте пожалуйста пропущенную букву (по очереди выходят к доске, маркером дописывают букву)
ВА…А …ТОЛ
Что делали? Искали в словах звуки З и С, определяли, на каком месте стоят эти звуки. Вставляли в слова пропущенные буквы. С заданием справились, получайте приз(вторая часть картинки). Отложили на край стола
6. Физминутка
На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать Шесть — за стол тихонько сесть.
|
6. Давайте попробуем составить предложение со словами ВАЗА, СТОЛ. (на доске картинку ВАЗА ставлю на картинку СТОЛ).
Посмотрите, где стоит ваза? Ваза стоит на столе. Давайте посчитаем, сколько слов в предложении ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ (по пальцам). 4 слова. Какое слово стоит на первом месте? На третьем, на втором, на четвертом? есть ли в предложении маленькие слова – предлоги? Есть. Назовите его. На каком месте стоит маленькое слово НА. На третьем. Как мы обозначим маленькое слово – предлог на схеме? Треугольником.
Давайте попробуем составить из этих слов предложение. Начало предложения всегда пишем с … большой буквы. Один ребенок составляет схему предложения у доски, другой в тетради. Скажите, в этом предложении есть наши звуки? Есть. Давайте отметим на схеме в каких словах они звучат и на каком месте. Назовите первое слово в предложении (показываю на схему). Есть ли в этом слове звуки З или С. В слове ВАЗА звучит звук З. На каком месте стоит звук З? Звук З стоит в середине слова. Каким цветом отметим звук З. Зеленым, потому, что он звонкий. Аналогично другие слова.
Выложите наше предложение из слов. Прочитали. Спишите его в тетрадь (или под диктовку). Подчеркните буквы З и С нужным цветом. Поменялись тетрадями, проверили. Без ошибок. Справились – последняя часть картинки.
7. Итог. Какие звуки учились различать? Понравилось вам играть с феей? какое задание понравилось больше всего? Какое было трудное. Но вы со всеми заданиями хорошо справлялись и получали в награду билетики. Давайте попробуем сложить. Что получилось? Фея Весна дарит вам свой портрет, раскрасьте его сами. Спасибо за занятие. До свидания.
Интернет ресурсы:
Фея весна http://cs10741.userapi.com/u46685075/-5/x_b44a2a21.jpg
Санки http://www.kit.com.ru/content/img/goods_sg/2006/5/img/klsanki5.jpg
Сумка: http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=44159210-16-72&n=21
Зонт: http://www.bison-media.ru/img/18659_big.jpg
Ваза http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=153392210-12-72&n=21
стол http://pro04.vshtate.ru/photos/2/2/g2955405/6b78932e9077bde3857c6e19b3140f21.jpg