Автор: Шурыгина Анастасия Васильевна

Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 37 VIII вида”

г. Озерск Челябинская область

Должность: учитель – логопед

Дополнительные сведения: первая квалификационная категория

Конспект подгруппового занятия по теме

«Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З — С]»

для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида.

Цель занятия: научить детей дифференцировать звуки, сходные по акустико – артикуляторным признакам

Были поставлены следующие задачи:

Коррекционные:

  • Развитие артикуляционной моторики, общей моторики. Эти задачи были реализованы в артикуляционной гимнастике и в физминутке .

  • Развитие фонематического слуха происходило на протяжении всего занятия, были использованы слоговые цепочки, даны задания на определение наличия и места звука в слове.

  • Развитие навыка звукового анализа. Было дано задание составить предложение по опорным словам (с опорой на картинку), выполнен анализ предложения, составлена графическая схема.

  • Развитие слухового внимания, зрительного внимания и памяти происходило на протяжении всего занятия

Образовательные:

  • Закрепление звуко – буквенных связей, дети должны были вставить пропущенную букву в словах, работа проводилась с опорой на картинку.

  • Развитие навыка письма на слух.

Воспитательные:

  • Формирование умения отвечать на вопросы развернуым высказыванием, понимать учебную задачу, это проходило на всех этапах

  • Развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга)

  • Развитие умения адекватно реагировать на контроль и оценку учителя-логопеда

  • Использован прием взаимопроверки

Ход занятия.

(Стоя) Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (повернулись, кивнули). Тихо сели.

1. Сегодня мы будем учиться различать звуки С и З. Чтобы произносить звуки четко и красиво, давайте сделаем гимнастику для речевых органов.

ЗКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаеркала: улыбочка – трубочка, заборчик, лопатка, катушка, почистим нижние зубки, накажем язычок, остудим блинчик…. Отодвинули зеркала на край стола.

Слоговые цепочки с мячом ЗА-СА-ЗА, СА-СА-ЗА, ЗА-СА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА.

2. Молодцы! Теперь отгадайте загадку

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла …

(Весна)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

(Весна)

Как вы догадались, что это весна. Какие признаки весны вы услышали в загадке? Какие признаки весны вы еще сможете назвать? Появляются первые листочки, травка, первые цветы, становится теплее.

Вспомните, какие звуки мы сегодня учимся различать? Звуки З и С. В слове «весна» есть наши звуки? В слове «весна» звучит звук С. На каком месте? В начале середине, конце слова?

В середине. Проговорили слово по схеме ВЕ-ССС-НА. Расскажите мне про звук С по схеме.

Звук С согласный, глухой (проверили – положили руку на горлышко). Как работают речевые органы когда мы произносим звук С? (перед зеркалом) Губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка направлен вниз. Обозначаем коричневым цветом.

Молодцы. Теперь посмотрите на картинки. Что изображено на картинке (показываю на одну из картинок). Санки. Какой звук звучит в начале слова СССАНКИ? Звук С. Что изображено на этой картинке? СУМКА. Какой звук звучит в начале слова ССССУМКА? Звук С. Что изображено на этой картинке? Зонт. Какой звук звучит в начале слова ЗЗЗОНТ. Звук З. Как вы думаете, какая картинка лишняя? Зонт. Потому что в словах СУМКА и САНКИ звучит в начале слова звук С, а в слове ЗОНТ звучит звук З.

Конспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 класса

Рассказали про звук З по схеме – согласный, звонкий (проверили), артикуляция перед зеркалом, обозначаем зеленым цветом. Хорошо.

Конспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 класса

Конспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 класса

3. К нам в гости пришла фея Весна (вывешивается картинка на доску). Она предлагает нам собрать первые весенние цветы на полянке (на соседней парте разложены цветы). Я буду называть слова, Вова будет брать цветок, когда услышит слово со звуком З. Вова, какого цвета ты будешь собирать цветы? Зеленог. А Никита будет брать цветок, услышав звук С. Какие Никита будет собирать цветы? Коричневого.

СОМ, Никита, почему ты взял коричневый цветок? Потому что в слове СОМ звучит глухой звук С.

Конспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 класса

АЗБУКА, ВОЛОСЫ , ЗОНТ, ГОЛОС, БЕРЁЗА.

Проверяем: у Саши три цветочка и у Алеши 3 цветочка. (Положила их на середину, перемешала, будто случайно добавила еще два цветка с картинками).

Молодцы, никто не ошибся.

В награду фея Весна дает вам билетик (часть картинки). Положили на край стола.

Что мы сейчас с вами делали? Слушали звуки в словах, собирали цветы нужного цвета.

4. Теперь давайте перевернём наши цветочки (дети сами переворачивают). Посмотрите, на некоторых цветах есть картинки. Что изображено на твоей картинке, Саша?

Называем изображенный предмет, определяем, какой звук звучит в этом слове С или З. На каком месте звучит в слове звук. Ставим цветные фишки на схему. Записываем слова, подчеркиваем буквы З и С нужным цветом. Что изображено на твоей картинке, Алеша? Аналогично.

5. Посмотрите, на доске у меня напечатаны слова Ва…а, …тол. Вставьте пожалуйста пропущенную букву (по очереди выходят к доске, маркером дописывают букву)

Конспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 класса

ВА…А …ТОЛ

Что делали? Искали в словах звуки З и С, определяли, на каком месте стоят эти звуки. Вставляли в слова пропущенные буквы. С заданием справились, получайте приз(вторая часть картинки). Отложили на край стола

6. Физминутка

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

6. Давайте попробуем составить предложение со словами ВАЗА, СТОЛ. (на доске картинку ВАЗА ставлю на картинку СТОЛ).

ПКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаосмотрите, где стоит ваза? Ваза стоит на столе. Давайте посчитаем, сколько слов в предложении ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ (по пальцам). 4 слова. Какое слово стоит на первом месте? На третьем, на втором, на четвертом? есть ли в предложении маленькие слова – предлоги? Есть. Назовите его. На каком месте стоит маленькое слово НА. На третьем. Как мы обозначим маленькое слово – предлог на схеме? Треугольником.

ДКонспект подгруппового занятия по теме «Дифференциация согласных звуков, сходных по акустико – артикуляционным признакам. Дифференциация парных согласных звуков [З - С]» для учащихся 2 классаавайте попробуем составить из этих слов предложение. Начало предложения всегда пишем с … большой буквы. Один ребенок составляет схему предложения у доски, другой в тетради. Скажите, в этом предложении есть наши звуки? Есть. Давайте отметим на схеме в каких словах они звучат и на каком месте. Назовите первое слово в предложении (показываю на схему). Есть ли в этом слове звуки З или С. В слове ВАЗА звучит звук З. На каком месте стоит звук З? Звук З стоит в середине слова. Каким цветом отметим звук З. Зеленым, потому, что он звонкий. Аналогично другие слова.

Выложите наше предложение из слов. Прочитали. Спишите его в тетрадь (или под диктовку). Подчеркните буквы З и С нужным цветом. Поменялись тетрадями, проверили. Без ошибок. Справились – последняя часть картинки.

7. Итог. Какие звуки учились различать? Понравилось вам играть с феей? какое задание понравилось больше всего? Какое было трудное. Но вы со всеми заданиями хорошо справлялись и получали в награду билетики. Давайте попробуем сложить. Что получилось? Фея Весна дарит вам свой портрет, раскрасьте его сами. Спасибо за занятие. До свидания.

Интернет ресурсы:

Фея весна http://cs10741.userapi.com/u46685075/-5/x_b44a2a21.jpg

Санки http://www.kit.com.ru/content/img/goods_sg/2006/5/img/klsanki5.jpg

Сумка: http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=44159210-16-72&n=21

Зонт: http://www.bison-media.ru/img/18659_big.jpg

Ваза http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=153392210-12-72&n=21

стол http://pro04.vshtate.ru/photos/2/2/g2955405/6b78932e9077bde3857c6e19b3140f21.jpg

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here