Тема: РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(ТЕСТОПЛАСТИКА)

(Изделие «Магнит из теста»)

Целевые установки: расширить представления учащихся о видах пластичных материалов и работе с ними, развивать навыки лепки; учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать аналитические способности; воспитывать эстетический вкус; расширить представления учащихся о профессиях (пекарь, кондитер); помочь учащимся освоить основные термины и понятия (пластичные материалы, тестопластика).

Планируемые результаты:

предметные: различать основные виды пластичных материалов; использовать технологию лепки из солёного теста для выполнения изделия; различать виды теста и способы его использования; познакомиться с новой техникой изготовления изделий — тестопластикой; уметь сочетать цвета при оформлении изделия; оформлять изделия из солёного теста при помощи красок;

метапредметные:

регулятивные: осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним; организовывать рабочее место для работы с солёным тестом; оформлять изделие по самостоятельно составленному плану; оценивать свою деятельность при сотрудничестве с учителем;

познавательные: проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям; сравнивать приёмы работы с солёным тестом и приёмы работы с пластилином;

—коммуникативные: составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала и собственного опыта и наблюдений; составлять рассказ о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника;

личностные: различать основные профессии в области кулинарного кондитерского искусства; понимать значение профессий в области кулинарного кондитерского искусства в жизни человека; формировать представление о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника; формировать уважительное отношение к людям и результатам их трудовой деятельности; формировать ценностное отношение к окружающему миру и культурно-историческому наследию.

Ресурсы и оборудование

Учебник.

У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (могут быть фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приёмы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать такую таблицу для самостоятельного заполнения).

У учащихся: ёмкость, стеки, клеёнка, краски (гуашь или акварель), материалы для оформления: цветная бумага, природные материалы, магнит.

Ход урока

I.Актуализация знаний и умений учащихся / Мотивация к учебной деятельности.

В начале урока нужно сделать записи в дневники наблюдений. К этому времени лук, вероятнее всего, уже вырастет. Учащиеся могут описать его в дневниках и придумать применение результату своего труда (перья лука можно использовать в салате).

Повторение и проверку знаний можно начать с сообщений учащихся по материалам, подготовленным дома. Учащиеся рассказывают о различных кулинарных рецептах с использованием грибов. Учитель: «Вспомните, какой материал мы использовали для работы на прошлом уроке. (Пластилин.) Как вы уже знаете, этот материал относится к пластичным. Скажите, а какие ещё пластичные материалы вы знаете? (Глина.) Вспомните, как называются изделия, выполненные из глины. Назовите профессию человека, который из глины изготавливает предметы посуды».

II.Учимся новому.

После этого можно рассказать учащимся о том, что существуют и другие пластичные материалы, в том числе тесто. Полезной будет беседа об обычном, кулинарном применении теста для осуществления метапредметной связи с курсом «Окружающий мир». Во время беседы учащиеся могут рассказать о том, что готовят их родители из теста.

После этого логично предложить учащимся работу, направленную на формирование умения сравнивать свойства пластичных материалов, которые им известны, для чего учителю заранее необходимо подготовить на доске таблицу, в которой заполнены верхняя строка и крайний левый столбик. Во время заполнения таблицы в процессе обсуждения учитель прикрепляет карточки с правильными ответами к таблице или открывает заранее заполненные поля по мере объявления детьми необходимых характеристик.

Критерии сравнения

Пластилин

Глина

Солёное тесто

Цвет

Разноцветный

Красная, белая, голубая, жёлтая, серая

Белое. Добавляют гуашь, красители

Состав

Воск, вазелин, глина, краситель

Природные минералы

Мука, вода, соль

Пластичность

При нагревании

При увлажнении

Приёмы работы

Отрезать, размять,сплющить, раскатать, слепить, вдавить, налепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть

Применение

Скульптура, игрушки

Игрушки, посуда, строительство, лепнина (рельеф) на архитектурных сооружениях

Фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки и т. д.

Учитель беседует с учащимися по каждому критерию оценивания. Первый критерий — цвет. Можно показать коробочку с пластилином, фотографии или рисунки с глиной в различном применении и цвете. Учащиеся приходят к выводу, что пластилин может быть разнообразных цветов. Глина бывает красной, белой, голубой, жёлтой и серой, чаще всего — белой и красной. Учитель: «А какого цвета тесто, кто видел? (Белое.) Но можно придать цвет тесту, добавив в раствор гуашь или пищевые красители». С помощью наводящих вопросов учитель должен помочь учащимся охарактеризовать материалы по второму критерию — составу. Пластилин состоит из красителей (для придания цвета), измельчённой глины, а также воска, который препятствует высыханию; это может быть и вазелин. Глина — это осадочная горная порода, поэтому она состоит из природных минералов. А тесто — это мука, соль и вода. Чтобы оценить пластичность исследуемых материалов, необходимо попробовать изменить их форму. Поэтому учитель должен предоставить учащимся возможность тактильного контакта с материалами.

Учитель: «Наши материалы (пластилин, глина илитесто) относятся к пластичным, но в любом ли состоянии они проявляют свои пластические свойства?» (Пластилин — при нагревании, глина и тесто — при добавлении воды.) Приёмы работы с пластилином знакомы учащимся из курса 1 класса, учащиеся вспоминают их при помощи таблицы «Приёмы работы с пластилином».

Также учащиеся рассказывают о способах применения данных материалов. У учителя могут быть примеры готовых изделий или рисунки, фотографии с ними.

III.Путешествуем во времени.

Следующий этап урока может быть основан на работе с учебником (с. 18—19). Учитель: «Основным компонентом для приготовления теста является мука».

IV.Учимся новому.

Учитель: «Муку делают на мукомольных комбинатах, мука — основное сырьё для хлебопечения и приготовления кондитерских изделий, производство муки — одно из древнейших на земном шаре. Технологический процесс на мельнице состоит из ряда взаимосвязанных операций, каждую из которых выполняет специальное оборудование — самые современные машины и аппараты. Гибкая технологическая схема позволяет производить муку различных сортов как из мягкой, так и из твёрдой пшеницы. Производительность мельницы — 80 тонн муки в сутки. Мука фасуется в мешки весом 10, 25, 50 кг, а также в пакеты весом 2 кг. А какие профессии, связанные с выпечкой, вы знаете?» (Булочник, кондитер.) Учащиеся могут прочитать определения этих профессий в учебнике (с. 18).

В виде игры в воображаемого пекаря и кондитера учащиеся выполняют задания учебника на с. 19. Учитель помогает им сделать правильный выбор и определить, какими инструментами пользуются пекарь и кондитер.

Продолжая работу, направленную на развитие фантазии учащихся, можно предложить каждому из них представить себя национальным поваром и придумать блюда, которые бы он захотел приготовить в этой роли. Учитель: «В каждой стране есть свои национальные блюда. Рассмотрите рисунки на с. 20 и попробуйте определить, к национальным кухням каких стран относятся предлагаемые блюда». (Блины — русская кухня, пицца — итальянская, чак-чак — татарская, паста, макароны — итальянская, лаваш — кавказская, пельмени — русская, беляши — татарская, каравай — украинская.)

V.Дополнительный материал.

«Муку для выпечки хлеба приготовляли на мельницах. До появления мельниц хлеб мололи вручную в жерновах. Приготовлением пищи занимались хозяйки дома, а богатые люди возлагали эту обязанность на слуг. Выпекание хлебов требовало знаний и опыта, и не ценилась та хозяйка, которая не владела этим умением, ибо считалось: если в доме хороший хлеб, там хорошая хозяйка. Хлебы пшеничные и крупчатые пеклись со сладостями, с разными изображениями».

VI.Делаем сами.

На следующем этапе урока учащимся — юным поварам — предстоит приготовить солёное тесто. Учитель: «Мы не будем ничего готовить из нашего теста, а сделаем из него магнитики. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Технологию эту называют тестопластикой. Известно, что ещё в Древнем Египте из теста делали фигурки богов для поклонения. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имя того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из солёного теста распространён во многих районах Европы и на Русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам, например празднику сбора урожая, или изготовляли из него свадебный каравай. В наше время лепка из солёного теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Материал, своей естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях, «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы. Вот и мы сегодня изготовим из солёного теста магнитик, которым можно будет украсить дом».

При групповом анализе изделия (пример изделия демонстрирует учитель) необходимо установить, какие материалы понадобятся для его изготовления (тесто, магнит, краски, природные материалы), как можно будет использовать данное изделие (магнитик может украсить холодильник или стать ещё одним ярким, оригинальным подарком с магнитной основой для близких).

Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему (с. 21—22), после чего обсуждают этот план и составляют свой собственный: 1. Замешивание теста. 2. Лепка, прикрепление магнита. 3. Сушка работы.

Работа по замешиванию теста поможет развить у учащихся аккуратность. В миске надо смешать 1 стакан муки, полстакана соли, полстакана воды, чтобы образовалась густая масса. Тесто можно замесить в одном большом блюде для всех.

Очень важно, чтобы учащиеся, опираясь на свои впечатления от иллюстраций на с. 22, самостоятельно придумали образ для лепки. Это поможет оцениванию своих способностей, ведь нужно, чтобы тот образ, который учащиеся придумают, был доступен для исполнения.

Лепка и прикрепление магнита под руководством учителя направлены на закрепление навыка использования различных приёмов лепки. Также необходимо украсить изделие, для чего можно использовать кусочки цветной бумаги и природные материалы.

Высушить работы можно, оставив их на противне или деревянной доске до следующего урока, на котором и закончить изделие, расписав его красками.

VII.Подводим итоги.

Проводится анализ изделия, как на любом уроке с практической работой.

Домашнее задание.

«Попросите бабушку или маму испечь вместе с вами какое-нибудь кулинарное изделие. Напишите о своей работе и её результатах, можете вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений».

Из фотографий, принесённых учащимися на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here