Автор материала: Ясова Ирина Антоновна
Место работы: МБОУ СОШ №12, г. Мурманск
Должность: учитель начальных классов
Урок русского языка
4 класс
Программа «Гармония»
Тема: Правописание мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа.
Цель урока:
— закрепить орфографические умения,
— связать воедино грамматику и орфографию,
— сравнить алгоритмы действий при работе над безударными окончаниями существительных и глаголов,
— помочь учащимся осознать: знания, которыми овладели, нужны для грамотного письма.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, карточки с самостоятельной работой.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Минутка чистописания.
Доска: ешь ишь ите ете им ем тся ться
— Назовите нижние соединения, верхние. Пропишите соединения.
— Где могут встречаться данные сочетания? (в глаголах)
— В каких формах глагола? (в глаголах 2-го лица единственного числа, 2-го лица множественного числа, 1-го лица единственного числа, 3-го лица, неопределенной формы)
3. Повторение знаний о глаголе (презентация, приложение 1).
— Повторение по теме «Глагол» (слайд №1).
— Глагол- это … (слайд №2)
— обозначает … (слайд №3)
— отвечает на вопросы …(слайд №4)
— изменяется по … (слайд №5)
— в предложении является …(слайд №6)
— ко II спряжению относятся …(слайд №7)
— к I спряжению относятся … (слайд №8)
— глаголы-исключения … (слайд №9)
-
Работа над словарными словами.
Учебник, страница 116. Выберите глаголы со *.
Запись на доске с объяснением: помнить, портить, украсить.
— Что общего? (все глаголы, все в неопределенной форме, все на –ить, все II спряжения, не являются исключениями)
5. Формулировка темы и цели урока.
— Сформулируйте тему и цель урока.
(Тема: «Правописание глаголов».
Цель: повторить правописание безударных личных окончаний и написание мягкого знака в разных формах глагола.)
6. Работа по теме урока.
1) Задачник. Упражнение 597:
Узнав часть речи, над каждым столбиком укажите форму, в которой употреблены слова.
__________ ________ ________ ____________
учиш?ся у/чи[ца] учи/[ца] буду учи[ца]
трудиш?ся тру/ди[ца] труди/[ца] буду труди[ца]
радуеш?ся радуе[ца] радова[ца] буду радова[ца]
Запиши группы слов в свою тетрадь. Перед каждой указывай форму глаголов, отмечай все орфограммы.
— Прочитайте задание.
— Что общего в этих словах? (все глаголы)
— Докажите.
— Определите формы глаголов. (Дети называют, я прикрепляю карточки с соответствующими надписями на доску:
-наст. вр., 2 л., ед. ч.
— наст. вр., 3 л., ед. ч.
— н. ф.
— буд. сложн. вр.)
-Над какой орфограммой будем работать? (правописание мягкого знака в глаголах неопределенной формы, 3-го лица единственного числа и 2-го лица единственного числа)
— Подумайте, как будут писаться глаголы в зависимости от их формы.
— Запишите, указывая форму глагола.
Проверка.
— Как записали глаголы 2-го лица единственного числа? (прикрепляю на доску карточки: -ишь, -ешь)
— Как записали глаголы 3 лица единственного числа? (прикрепляю карточку: -тся)
— Как записали глаголы в неопределенной форме? (прикрепляю карточку: -ться)
— Как записали глаголы будущего сложного времени? (прикрепляю карточку: -ться)
— Сделайте вывод, в каких формах глагола пишется мягкий знак, в каких не пишется. (Мягкий знак пишется: в глаголах настоящего времени 2-го лица единственного числа, в глаголах неопределенной формы, в глаголах будущего сложного времени,
мягкий знак не пишется в глаголах настоящего времени 3-го лица единственного числа)
— Какие умения вы применяли, решая данные орфографические задачи? (определяли время, лицо, число глаголов)
Физминутка
2) — Положите перед собой карточки.
На доске и на карточках:
______________ в неб. сия.т _______________
______________ на озер. тр.скается __________
______________ на пригорк. зеленее.т _________
______________ на полян. слыш.тся __________
— Прочитайте.
— Что это? (словосочетания)
— Какие части речи объединены в словосочетаниях? (глаголы и существительные)
— Какой вид связи в данных словосочетаниях? (управление)
— Над какими орфограммами будем работать? (безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов)
— Что объединяет эти орфограммы? (обе в окончаниях)
— В чем различия? (будем по-разному действовать в существительных и в глаголах)
— Как будете действовать, выбирая безударные окончания существительных?
( определяем склонение (падеж), подставляем проверочное слово, определяем окончание)
— Как будете действовать, выбирая безударные окончания глаголов?
(Ставим в неопределённую форму. Смотрим: глагол на –ить? Исключение? Определяем спряжение, затем выбираем безударное окончание.)
— Вставьте буквы, рядом в скобках доказывайте выбор.
Проверка.
3) Развитие речи.
— На основе данных словосочетаний составьте предложения.
— Кто догадался, на какую тему будут эти предложения? (Весна.)
Устно составляем предложения, редактируем.
— Оставьте одну свободную строку тетради. Запишите четыре предложения.
Проверка. Чтение получившихся предложений.
— Что у вас получилось? (текст)
— Докажите. (предложения объединены общей темой)
— Озаглавьте текст. Запишите заголовок на свободной строке.
— Как можно улучшить текст? (дополнить вступлением и заключением)
7. Самостоятельная работа на карточках (приложение 2).
8. Домашнее задание.
1) Устно отредактировать текст, который составили в классе (дополнить вступлением и заключением).
2) Задачник № 3, страница 42 (тест).
9. Итог урока.
— Какие орфографические задачи решали на уроке?
— Какие умения нам пригодились для грамотного письма? (умение определять время, лицо, число, спряжение глаголов)
10. Рефлексия.
— Мне удалось…
— У меня возникли трудности …
— Я усвоил тему …