Тема урока: «Части речи»

Цель урока: познакомить учащихся с частями речи, формировать умение соотносить вопросы кто? что? и слово — название предмета.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

На доске запись:

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь ?

Учитель: найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса?

Дети: (дождь)

Учитель: какую букву будем писать на минутке чистописания?

Дети: (Будем писать Ь, эта буква есть во всех словах нижней строчки.)

Ннь Нньь …

Учитель: определите порядок написания букв в цепочке и допишите строчку до конца.

III. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Учитель: из чего состоит наша речь?

Дети: (Наша речь состоит из предложений.)

Учитель: Из чего состоят предложения?

Дети: (Предложения состоят из слов.)

Учитель: слова в нашем языке делятся на группы или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

2. Наблюдение с целью установления разницы между предметом и словом как названием предмета.

Учитель показывает предметы, (например, пенал)и спрашивает, что это.

— Иначе можно сказать, что это предмет. А что мы произнесли?

Дети: (Слово.)

Учитель: слово пенал — это название предмета. Слово мы можем произнести, написать. Предметы мы видим, они вокруг нас.

Учитель показывает картинку с изображением гриба и пишет на доске слово гриб.

Учитель: что я написала?

Дети: (Слово. Название предмета.)

Учитель: какое слово будет проверочным?

Дети: (Грибы.)

Учитель: назовите ещё слова, обозначающие предметы.

Как можно спросить про все эти предметы?

Дети: (Что это?)

Запись в тетрадях: карандаш, пенал, гриб, тетрадь, ручка, книга, цветок, доска, парта.

Учитель: В нашем языке очень много слов, к которым можно поставить вопрос что?, потому что вокруг нас много предметов. Такие предметы называются неодушевлённые.

-Назовите фрукты, которые вы знаете, и поставьте вопрос к этим словам.

-Назовите пассажирский транспорт, который вы знаете, и поставьте вопрос к этим словам.

-Посмотрите на эти картинки. (Рисунки с изображением зайца, медведя, воробья, муравья, лисы и т.д.)

Учитель: как мы спросим про все эти предметы?

Дети: (Кто это?)

Запись слов с комментированием: кто? — заяц, медведь, воробей, муравей, лиса…

Учитель: Что вы написали?

Дети: (Слова. Названия предметов)

Учитель: Вокруг нас много таких живых предметов, их называют одушевлёнными.

3.Работа над упражнением № 106.

IV. Физкультминутка.

Проведём физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово отвечает на вопрос что?, вы приседаете. Если слово отвечает на вопрос кто?, вы делаете круговое движение головой.

Сорока, машина, велосипед, гроза, ветер, синица, лось, корабль, конфета, ученик, макароны, овощи, путешественник, больной, стрекоза.

V. Знакомство с понятием «явления природы».

1. Упражнение № 107.

Учитель: вернёмся к словам, которые мы использовали на минутке чистописания. Какие там встречаются названия явлений природы?

2. Работа над упражнением № 108.

Это упражнение дети выполняют «цепочкой» на доске и в тетрадях.

VI. Итог урока.

Учитель: назовите слова, обозначающие одушевлённые предметы, из сказки «Репка». Поставьте к ним вопросы.

-Назовите слова, обозначающие неодушевлённые предметы, из сказки «Гуси-лебеди». Поставьте к ним вопросы.

-Как называются группы слов в нашем языке?

Дети: (Части речи.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here