Урок-путешествие по обучению грамоте
Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.
Тема урока: “Согласные звуки п, п, буквы П, п”
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.
Цели:
Обучающие:
-
познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п’]-буквами П, п. /Познавательные УУД/
-
совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов с изученными буквами.
Развивающие:
-
развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/
-
развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
-
развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь / Регулятивные УУД/
Воспитательные:
-
прививать интерес и любовь к чтению.
-
воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/
-
воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/
Оборудование:
-
карточки с буквами;
-
рисунки шаров со словами;
-
рисунки цветочной поляны со слогами;
-
мультимедийная установка, презентация;
Ход урока | УУД | |
I. Орг. момент, настрой на урок 1 мин. | -Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.
Мы гостей сегодня ждали, — Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. — У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий. (Слайд 1) — Красный – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, синий – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; |
II. Целепо-лагание 3 мин. | — Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт. — Кому: Ребятам 1 класса, Мингульской школы школы — Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово! — От кого: Чок, чок, Пятачок. Сзади розовый крючок. Посреди бочонок Голос тонок, звонок. Кто же это, угадай! Это ……..(поросёнок). (Слайд2) — Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». — Правильно, это Пятачок! (Показываю книгу.) Такая книга есть у нас в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями. — Проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух. (Слайд3) — Итак, в путь!. |
|
III.Основной этап | 1. Повторение -По дороге расскажем Винни-Пуху всё, чему научились. — Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)- Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )
Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. -А в каком домике на ленте букв живут гласные буквы? — Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? ( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) — Совершенно верно. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. — кокой домик в ленте букв занимают согласные буквы? 2. Задание на группировку букв. у и в к т а ы с р — Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите. — Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, в корзинку мы будем собирать печенье, чтобы подарить Пятачку на день рождения. (Кладу в корзинку первое печенье). 3. Работа над новым материалом. Артикуляционная гимнастика. -Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик). 4. Постановка проблемы — Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе. –Как вы думаете, о какой букве идет речь? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. — К кому мы идём сегодня в гости? (Пятачок) -Произнесите это слово по слогам. Сколько слогов в слове Пятачок? Произнесите 1 слог? Какой звук вы слышите в начале слога? Гласный или согласный? Твердый или мягкий? -Скажите, а когда собираются идти на День рождения , о чем надо позаботиться? (Подарок) -Произнесите слово подарок. Разделим его на слоги. Сколько слогов в этом слове? Произнесите 1 слог. Какой звук вы слышите в начале слога? Гласный или согласный твердый или мягкий? — Произнесите первый звук в слове Пятачок и первый звук в слове подарок. (Слайд 5). Вывод: — Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы). (Слайд 6) Молодцы! Давайте смоделируем новую букву из полосок и пластилина. — Молодцы! Какая красивая буква П у вас получилась. (Кладу второе печенье в корзинку). 5. Знакомство с буквой П, п Как вам кажется на что похожа буква П? (ответы детей)(ворота, турник, дверной проем) Стихи про букву П (Слайд 7, 8, 9) Подходящие ворота. На хоккее. На футболе Влез на букву 6.Чтение слогов – слияний с буквой п. — Прочитайте слоги громко, как будто зовете их в гости. — Прочитайте слоги шепотом. — Прочитайте слоги с веселой интонацией, с грустной интонацией. − Прочитай слоги, где согласный звук [п’] произносится мягко. − Прочитай слоги, где гласная показывает, что согласный произносится твердо.(Слайд 10) пе па пи пы пу по — Молодцы! Вы научились читать слоги с новой буквой. (Кладу третье печенье в корзинку). 7. Групповая работа. Постановка проблемы. — Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своих товарищей. – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, давайте познакомимся с ними. Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 11) Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! – На экране появились воздушные шары (Слайд 12). И у нас в классе есть воздушные шары. Вы помните какой подарок больше всего любит Пятачок? Мы от всего нашего класса сделаем подарок Пятачку. Вашей группе нужно прочитать и проанализировать эти слова и разделить шары на две группы-шары со словами с мягким согласным звуком и твердым согласным звуком. Дети делят шары на две группы. — А теперь вспомните с какого звука начинается имя нашего героя к которому мы идем в гости и догадайтесь какие шары мы ему подарим? (Шары со словами, начинающими с мягкого согласного звука). -Прочитайте слова на тех шарах которые мы подарим Пятачку. -Молодцы! И с этим заданием вы справились. Кладу четвертое печенье в корзинку.
Физминутка Медвежата в чаще жили, Головой они кружили, Вот так, вот так головой они кружили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата в чаще жили, Вперевалочку ходили, Вот так, вот так вперевалочку ходили. А потом они плясали, Дружно лапы поднимали, Вот так, вот так дружно лапы поднимали. — Ребята, а что еще дарят на день рождения? Отгадайте загадку.
8.Работа в парах. -Мы тоже подарим Пятачку ромашки. Для этого нам надо собрать букет. Работать будем в парах. У вас на столах лежит лист с ромашками, но это необычные ромашки. На каждом цветке напечатан слог, но одного лепестка не хватает. Вы должны выбрать лепесток с нужной буквой и приклеить его на место отсутствующего лепестка. У вас должно получиться слово. Вы готовы к работе? Приступаем. Проверим вашу работу. (Слайд 14) — Прочитайте какие слова у вас получились и объясните их значение. Если вы считаете, что успешно справились с работой нарисуйте на листочках солнышко. А если у вас что-то не получилось, нарисуйте облачко. Кладу в корзинку пятое печенье. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) экологическое воспитание; 5) эстетическое воспитание. |
IV.Итог | — Осталось последнее задание и мы поздравим Пятачка с днем рождения!. Игра с мячом. (Задаю вопросы и бросаю мяч.) -С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п) -Какие звуки она обозначает? -Охарактеризуйте их. -Какие новые слова узнали на уроке? Кладу в корзинку шестое печенье. 8. Самооценка. -Вот мы и подошли к домику Пятачка. (Слайд 15) Ребята, у нас много подарков для Пятачка – корзинка с печеньем, воздушные шары и букет ромашек. Пятачок очень – очень любит воздушные шары. Давайте каждый из вас подарит пятачку лично свой шарик. У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим. Шары прикрепляются на доску. -Каких шаров больше? Молодцы. -Почему у нас в классе так много шаров? Правильно, у нас сегодня праздник. Мы на дне рождения у Пятачка. Давайте хором поздравим Пятачка. С Днём Рожденья, С Днём варенья, С Днём печенья и конфет! Лучше дня, чем День Рожденья, В мире не было и, нет! Поздравляем! (Взять в руки книгу А.Милна) -Ребята! Мы попали на праздник, который очень интересно описал в своей книге А.Милн. Постарайтесь прочитать ее сами или вместе с родителями. А потом расскажете в классе. |
|