Урок внеклассного чтения в 1 классе
Автор: Вилкова Елена Викторовна
КГУ СОШ №9, г. Семей
учитель начальных классов
Тема: В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»
Цель:
-
Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского.
-
Обогатить словарный запас детей по теме «Птицы»
-
Развивать речь учащихся, умение составлять рассказ по опорным словам, учить делать выводы. Развивать навыки беглого чтения у хорошо читающих детей.
-
Воспитывать любовь к окружающей природе, повторить правила поведения на природе.
Оборудование: Иллюстрация соловья, аудиозапись (голоса птиц), таблички с опорными словами, пословицы о лесе.(ИКТ)
План:
-
Орг. часть
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём –
В страну лесную попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
На уроке не зевай!
-
Основная часть
-
Сообщение цели урока:
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, поучимся составлять рассказ по опорным словам, будем учиться пересказывать текст.
-
Ввод в тему:
Звучит аудиозапись
— Ребята, что вы услышали? Где мы с вами очутились? Что вы себе представили? (ответы детей)
— Голоса каких птиц вы услышали?
(Учитель загадывает загадку)
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? — …
(Соловей)
Показ иллюстрации соловья (использование ИКТ)
3. Рассказ о соловье (опережающее задание)
Ученик:
У соловья совершенно «неприметная» бурая окраска, рыжеватый хвост (часто подергивает хвостом) — не слыша песню его не всегда отличит даже интересующийся птицами человек! Питается преимущественно насекомыми, а также пауками и многоножками (то есть относится к типичным «защитникам леса»!). Иногда поедает мелких моллюсков и ягоды. Наиболее активно соловей поет рано утром (примерно до 7–8 утра) и, особенно, в вечерние часы (после 8 вечера) — хотя нередко песню можно услышать и днем.
Учитель: Как вы догадались, ребята, наш рассказ будет связан с этой замечательной птичкой
Как ласково можно назвать соловья? (соловушка)
4. Чтение учителем рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
5. Восстановление рассказа по опорным словам (слова появляются на интерактивной доске)
Оля Лида в лес
сели…пообедать
запел соловей
боялись пошевельнуться
перестал петь
остатки еды
бросила под куст
положила в сумку
стыдно перед соловушкой
ФИЗМИНУТКА
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
6. Работа над содержанием текста
-
Как звали девочек?
-
Куда они отправились?
-
Чьё пение они услышали?
-
Почему они боялись пошевелиться?
-
Почему решили не оставлять мусор и еду в лесу?
7. Пересказ текста
8. Работа над пословицами
Много леса – не губи,
мало леса – береги,
нет леса – посади.
9. Повторение правил поведения на природе (интерактивная доска)
-
Не ломай ветви деревьев и кустарников!
-
Не повреждай кору деревьев!
-
Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
-
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
-
Не сбивай грибы, даже не съедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
-
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
-
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.
-
Не разоряй птичьих гнезд.
-
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугиваешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
-
Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор. Никогда не выбрасывай мусор в водоем.
-
Итог занятия
— Чему научил нас рассказ?
— Чем вам запомнился урок?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к данному рассказу