Конспект урока
Автор: Юдина Светлана Владимировна
учитель начальных классов МОУ СОШ №3 города Богородицка Тульской области
Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Определение глагола как части речи».
Тип урока: Урок повторения и закрепление изученного
Цель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи , орфографического чутья.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: способность, опираясь на существенные признаки, определять принадлежность слов к, части речи глагол ,умение анализировать слова; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование : компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint (учебник «Русский язык» 3 класс авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.),индивидуальные карточки с заданиями в группах,документ-камера
Ход урока
I. Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. ) (Слайд)
-
Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
-
Спокойное — я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
-
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
-
Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Словарная работа.
Р…бота, рисун…к, р…сказ, уж…н, завтр…к, м…роз.
Словарные слова записаны на листочках для каждого ряда отдельно. Листок проходит через каждого ученика . Ученик вставляет пропущенную букву и передаёт товарищу, последний ученик подаёт сигнал(поднятая рука), что ряд работу закончил.После этого все подходят к последней парте и проверяют написанное, запоминают слова, рассаживаются по местам и записывают по памяти слова, обозначая орфограммы.
Проверка по документ-камере.
а)-Какой частью речи являются эти слова?
-Что вы знаете об имени существительном?
б)-Добавьте признак к этим словам, чтобы придать предметам более красочное описание.(Работа на интерактивной доске)
-Какой частью речи являются эти слова?
-Что вы знаете об имени прилагательном?
в)-Измените эти слова так, чтобы они обозначали действие предмета.(устная работа работать, рисовать, рассказывать, ужинать, завтракать, морозить).
-Чем схожи эти слова ? (Обозначают действие предмета).
-На какой вопрос отвечают?
— Скажите, какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?
(Мы будем изучать слова, обозначающие действия, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?)
— Совершенно верно, мы познакомимся еще с одной частью речи.
— Какой же? (Глагол)
— Сформулируйте тему нашего урока.(Глагол- как часть речи) (Слайд)
— Что мы должны узнать о глаголе, какие вопросы нам предстоит решить?
-
Что обозначает глагол?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Зачем глаголы нужны в речи? (Слайд)
-Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на стр.103.
-Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывѐт)
-Можно ли плыть, не совершая действий руками и ногами?
-А представьте себе мир, где остановилась жизнь. Это будет застывший , неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
— Можно ли жить в таком мире?
— Значит, нужны действия и слова, которые их называют и есть такая часть речи. Послушайте загадку:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про…(глагол).
IV. Углубление знаний.
Ответить на поставленные вопросы нам поможет учебник.
(Работа в группах).
-Группы, займите свои места.
-Давайте вспомним, как нужно работать в группе?
Если группа выполнит свою работу, покажите сигнальную карточку «Мы готовы».
(Учитель раздаёт задания для каждой группы)
I группа:
-Прочитайте текст упр.346. Выпишите, почему слово «глагол» получило такое название и как оно образовалось?
Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.
( Глагол-это значит слово, речь. Это важнейший вид слов.
Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений. )
-Оцените работу своей группы.
Вывод учеников: мы думаем, что правильно ответили на вопрос, так как без глагола и существительного не построишь правильно нашу речь.
Вывод учителя: я хочу сказать словами писателю А.Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 1 вопрос .
II группа:
Выписате слова из упр.344, которые « оживили» картину. Почему вы их выписали ? Чем похожи эти слова?
Зачитывают ответ и выделяют на документ- камере.
-Оцените работу своей группы.
Вывод 2 учеников: Мы сравнили два текста. Тексты читают два ученика. И выяснили, что события и действия переданы более точно и достоверно во втором тексте. А выполнили эту роль следующие слова:(один ученик читает , а второй выделяет на документ- камере).Это глаголы . Они обозначают действие предметов.
Вывод учителя: действительно, глаголы оживляют картину, обозначают действия предметов
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 2 вопрос .
III группа:
Подберите и запишите к каждому существительному из упр. 345 как можно больше слов со значением действия – глаголов.
Капитан делит слова между членами команды.
Вывод учеников: наша группа подбирала глаголы к именам существительным. Как мы это сделали. Я распределила слова между членами группы и каждый от имени существительного задавал вопрос и подбирал подходящие по смыслу слова. Вот что у нас получилось.(Читают по очереди).
Мы выяснили, что глаголов к существительным можно подобрать много, так как с предметом можно производить разные действия. Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают имена существительные.
Вывод учителя: : по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Стоит только спросить: что делать?, что делают?, что будут делать? и глаголы тут, как тут. Но надо помнить один секрет: глаголам нужно задавать вопрос со словом что делать?, иначе ответа не получишь. Вот такие деловые эти слова глаголы.
Возвращаемся к вопросам урока. Мы ответили на 3 вопрос .
-Подведем итог нашей работы.
-Вспомните, какая цель стояла перед нами?
(мы должны были узнать, что такое глагол и составить его определение)
—давайте попробуем рассказать всё, что мы узнали сегодня о глаголе.
V. Работа над определением.
-Прочитайте определение на стр. 105 .
-Всё ли было верно в вашем рассказе?
-Что бы вы хотели добавить?
Глаголы:
-
Оживляют картинку, обозначают действия предметов.
-
Многообразие глаголов.
-
Частота употребления в речи.
-
Старославянские слова: «слово», «речь».
-
Важны при построении предложения, для передачи сообщения.
VI. Первичное закрепление.
-Попробуйте представить глагол в виде живого существа. Какой он? (Слайд)
— Почему у глагола так много рук и ног?
-Я вам сейчас буду читать стихотворение , а вы попробуйте выписать все глаголы. Один ученик у доски. Если есть орфограмма , выделить, объяснить.
-Как вы узнаете, что это глагол?(Поставить вопрос)
Я страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
VII.Рефлексия деятельности
-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
-Что нового узнали?
Слайд : «Мы узнали»
Глагол – самостоятельная часть речи.
Глаголы обозначают действия предметов.
Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
-Что особенно понравилось на уроке?
-Какая работа вызвала интерес?
-Что получилось?
1. Для чего нужны глаголы в речи?
Назови правильный ответ.
а) чтобы называть предметы и явления.
б) чтобы обозначать действия предметов
в) чтобы связывать слова в предложении.
2. Что обозначают глаголы?
а) предметы
б) действия предметов
в) признаки и качества предметов
3. На какие вопросы отвечают глаголы?
а) что делать? что делает? что делают?
б) кто? что?
в) какой? какая? какие?
VIII.Домашнее задание. (Слайд)
Упр. №3, выучить определение на с.105.
Нарисовать портрет Глагола.
-Спасибо за урок! Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.