Урок русского языка ФГОС 2 поколения

Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска

Учитель: Коноплева Лариса Александровна, первая квалификационная категория

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

1. Оргмомент

Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

2. Постановка темы и целей урока.

а) — Начинаем урок русского языка.

Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) — Какую тему заканчиваем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

— Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

3. Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

Слайд 2.

3. Отгадайте загадку

( читает ученик)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

— Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)

? — Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)

-Сколько способов проверки вы знаете?

— Назовите способы проверки парного согласного?

( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)

-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)

-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)

Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный

-Выделите орфограмму

Парные согласные —
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

— Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

— Обозначьте ударную и безударную гласные.

-Подберите синоним к слову мороз. (холод).

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,

мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.

2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.

Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.

1 вариант з д б д з ж в г ш б

2 вариант ж б в в д в з ж г г

(Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.

Жёлтый — допустил 1 ошибку.

Красный – допустил более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

б). Работа в парах.

Урок наш продолжаем

Трудиться не кончаем

Согласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

— Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.

Карточка:

  1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).

  2. Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.

  3. Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.

Слайд 4. -Проверяем.

1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).

2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

Встаньте пары, которые выполнили работу верно

5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль

Музыкальная физкультминутка.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.

-Как можно назвать текст?

-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.

? Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

-В написании каких слов ошиблись?

— Укажите над словами с парной согласной части речи.

? Проверка

Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)

б) Групповая работа.

Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).

А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.

Проверка

-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Слайд 6.

  1. Карточка

Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:

Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.

Сколько раз встречается звук [ п ]

Слайд 7.

  1. Карточка

Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Тополь высокий, а шиповник……………( ).

Река широкая, а ручей……………………( ).

Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 8.

  1. Карточка

К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 9.

  1. Карточка

Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.

Часто — ……………………

Вверх — ……………………

Жёстко- ………………

Густо — …………………….

Далеко — …………………..

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 10.

  1. Карточка

Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Слайд 11. На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

У кого допущены ошибки? Коррекция.

7. Подведение итога урока.

Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какие цели мы с вами ставили на урок?

-Выполнили ли мы намеченные цели?

  1. Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

Слайд 12.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я повторил…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • На этом уроке самым интересным для меня было…

Оценки!!!

Слайд 13.

9. Домашнее задание по выбору.

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here