Урок русского языка ФГОС 2 поколения
Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска
Учитель: Коноплева Лариса Александровна, первая квалификационная категория
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
-
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
— понимать и принимать учебную задачу;
— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
— сопоставлять произношение и написание слов;
— подбирать проверочное слово;
— находить примеры слов на изученную орфограмму;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
— принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
1. Оргмомент
Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.
2. Постановка темы и целей урока.
а) — Начинаем урок русского языка.
Чему мы учимся на этом уроке?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) — Какую тему заканчиваем?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)
— Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.
3. Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
— Что записано на доске? (Буквы)
— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
Слайд 2.
3. Отгадайте загадку
( читает ученик)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
— Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)
— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)
? — Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)
-Сколько способов проверки вы знаете?
— Назовите способы проверки парного согласного?
( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)
-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)
Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный
-Выделите орфограмму
Парные согласные —
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
— Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)
— Обозначьте ударную и безударную гласные.
-Подберите синоним к слову мороз. (холод).
— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?
Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.
1 вариант з д б д з ж в г ш б
2 вариант ж б в в д в з ж г г
(Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.
Жёлтый — допустил 1 ошибку.
Красный – допустил более 2 ошибок.
(Выборочно спросить проверочные слова)
б). Работа в парах.
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Согласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
— Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка:
-
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
-
Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
-
Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4. -Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
—Встаньте пары, которые выполнили работу верно
5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль
Музыкальная физкультминутка.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
? Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
-В написании каких слов ошиблись?
— Укажите над словами с парной согласной части речи.
? Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
б) Групповая работа.
Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).
А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.
Проверка
-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)
Слайд 6.
-
Карточка
Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:
Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.
Сколько раз встречается звук [ п ]
Слайд 7.
-
Карточка
Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Тополь высокий, а шиповник……………( ).
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
Как называются слова с противоположным значением?
Слайд 8.
-
Карточка
К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.
Загадать — …………………..
Разведать -………………….
Поливать -………………….
Посадить -…………………..
Погрузить -………………….
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Слайд 9.
-
Карточка
Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.
Часто — ……………………
Вверх — ……………………
Жёстко- ………………
Густо — …………………….
Далеко — …………………..
К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?
Слайд 10.
-
Карточка
Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.
Кругом, сне., зимой, лежит.
На, лё., пруду, сколь.кий.
По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.
Можно ли это назвать текстом? Почему?
в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Карточка Тест.
-
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
-
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
-
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Слайд 11. На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
У кого допущены ошибки? Коррекция.
7. Подведение итога урока.
—Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
-
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Слайд 12.
Выберите и продолжите любое предложение.
-
На сегодняшнем уроке я повторил…
-
На этом уроке я похвалил бы себя за…
-
На этом уроке самым интересным для меня было…
Оценки!!!
Слайд 13.
9. Домашнее задание по выбору.
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
.