ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С. КОВАЛЕВСКОГО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Конспект интегрированного урока в 1 классе коррекционной школы 8 вида

ТЕМА: ЗВУК И БУКВА «Жж»

Интеграция предметов: чтение, развитие речи

подготовила учитель начальных классов

Булдачевская Алла Геннадиевна

2012г

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:

-Познакомить детей со звуком и буквой «Жж»

— Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

— Формировать лексико-грамматический строй;

— Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

— Автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

— Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

— Развитие логического мышления, внимания;

-Рразвитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

— Формирование положительной установки на участие в занятии;

— Умение слушать сверстников и учителя;

— Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Дети садятся за парты

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки

Нам друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

повторение: на плакате напечатаны слова: снег, мороз, сугроб.

— Эти слова точно называют признаки одного из времён года. Назовите его. /для сравнения на доске картина «осень» «зима»/

Читают – зима

-Вспомните и назовите зимние месяцы.

На доске появляется плакат

На плакате: ЗИМА — СНЕГ, СУГРОБ, МОРОЗ;

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ;

— Мы прочитали слова. В каждом слове слышим звуки, звуки эти разные – гласные, согласные.

  1. Классификация звуков и букв. Игра «СНЕЖИНКИ».

На доске 2 домика. Учитель показывает артикуляцию звуков: а, о, у, м, ш, х. Дети произносят звук, находят букву на «снежинке», и располагают её на крышу соответствующего домика.

— Что знаете о гласных звуках?

Ответы детей.

Ученик читает: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

-Что можете сказать о согласных звуках?

Ответы детей.

Ученик читает: А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

II. Работа по теме урока.

— Послушайте небольшой рассказ о зиме, постарайтесь запомнить его содержание. Словарь: неожиданно

Текст сопровождается показом слайдов. Зима пришла неожиданно. Белые, пушистые снежинки медленно кружились в воздухе и тихо ложились на поля, деревья, крыши домов. Вся земля оказалась под тёплым снежным одеялом.

Вопросы по содержанию.

— Как пришла зима?

— Вспомните, как падали снежинки?

— Под каким одеялом оказалась земля?

Проговорить слова: снежинки, кружились, ложились, снежным.

К какой новый звук услышали во всех словах? Произнесите его.

Характеристика звука «Ж ж»

Давайте ещё раз произнесем звук «Жж».

— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук «Жж»?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

— Какой звук «Жж»?

— Как вы определили, что он согласный?

— Давайте определим звук «Жж» по звонкости. Поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «Ж», что слышите в наушниках?

Ответы детей.

Вывод: звук «ж» согласный, звонкий.

-Давайте, на несколько минут станем волшебниками и превратим звук «Жж» в букву «Жж».

Вместе произносим стихотворение:

Платье звуку надеваем, звук мы в букву превращаем.

Показ печатной буквы, анализ. Дети находят букву в кассе букв.

Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

— Давайте из палочек сложим букву «Жж». Кого напоминает нам буква?

Эта буква широка и похожа на жука.

Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

Плакат: картинка жука на ромашке с буквой «Жж» .

Упражнение на развитие внимания. Работа с раздаточным материалом.

— Обрисуйте букву «ж» по контуру.

-Найдите спрятанные буквы «ж» и обведите их кружочком.

-Жучок нам показал только одну букву «ж» маленькую, но у неё есть пара –большая буква «Ж». Вспомните, какие слова начинаются с большой буквы? Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв

— А сейчас мы с вами порыбачим:

Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове. Много разной рыбы плавает в пруду.

Мы поймаем рыбку на свою уду

Маленькую рыбку, а на ней картинку.

Вы картинку назовите. В слове быстро « Ж» найдите.

В разные ведерки рыбку положите.

Дети должны определить местонахождения звука «Ж» в словах, и положить рыбку-картинку в нужное ведёрочко.

Автоматизация звука « Ж» в слогах и словах. ( слоги на ромашке)

— А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»: сопровождается показом слайдов.

Жа-жа-жа– прибежали два ежа

Жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу

Жо-жо-жо– снежок, пирожок, творожок

Жи-жи-жи – ты снежинку удержи Внимание! Опасное сочетание!

Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Может быть вы такие слова придумаете? Попробуйте, чётко интонируя звук.

Дети называют разные слова с новым звуком.

— Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет).

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый, согласный, звонкий. Жи –ши пиши с гласным «и»

Народная примета: По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

Физминутка. Игра: «ЖУК».

Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?- дети идут по кругу.

— Жу –жу- жу- я на дереве сижу, букву «Ж» твержу. – (отвечает жук.)

Работа по букварю.

— Звукобуквенный анализ слов: жук, жаба.

-Чтение столбиков букваря, выборочное чтение в соответствии со схемой слова.

Работа по картинке — «Жук».

Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать как зовут жука? Слайд: «жужелица»

— Это жужелица. В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу (или на улице) убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

Самостоятельное чтение. У каждого ученика карточки с текстом. Вопрос по содержанию.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –«ик -ок»

— К нам в гости пришёл гномик и вам нужно превратить большие предметы в очень маленькие, как у гнома. Я буду говорить: «У великана –комар», а вы отвечаете: « у гнома – комарик.»

Ёж-ёжик, жук-жучок, флаг-флажок, снег-снежок, сапог-сапожок.

Итог урока.

С каким новым звуком познакомились?

-Что запомнили о звуке?

-Покажите букву «Жж»?

Вы молодцы. Правильно отвечали на вопросы, хорошо читали. Урок мне понравился и жуку тоже. А вот понравился ли вам урок, мы сейчас узнаем. Соберите ромашку для жука. Жёлтый лепесток означает «Да, понравился» коричневый – «не очень» синий –« не понравился»

Дети собирают ромашку. Сюрпризный момент. Звуковая игрушка «жук».

Список литературы.

1. Интегрированные уроки 1 класс / Под редакцией Л.А Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. Сборник «Мастерская учителя».

2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1991.

3. Использование материала и интернет-ресурсы.

http://vfl.ru/fotos/66d32a7485414_1852.html

http://www.dacha-foto.ru/album/displayimage.php?pos=-611

http://kpanuba.blogspot.com/2011_12_22_archive.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here