ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С. КОВАЛЕВСКОГО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Конспект интегрированного урока в 1 классе коррекционной школы 8 вида
ТЕМА: ЗВУК И БУКВА «Жж»
Интеграция предметов: чтение, развитие речи
подготовила учитель начальных классов
Булдачевская Алла Геннадиевна
2012г
Задачи:
-
Коррекционно-обучающие:
-Познакомить детей со звуком и буквой «Жж»
— Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
— Формировать лексико-грамматический строй;
— Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
— Автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Коррекционно-развивающие:
— Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— Развитие логического мышления, внимания;
-Рразвитие тонких движений пальцев рук;
3. Коррекционно-воспитательные:
— Формирование положительной установки на участие в занятии;
— Умение слушать сверстников и учителя;
— Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Дети садятся за парты
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
— повторение: на плакате напечатаны слова: снег, мороз, сугроб.
— Эти слова точно называют признаки одного из времён года. Назовите его. /для сравнения на доске картина «осень» «зима»/
Читают – зима
-Вспомните и назовите зимние месяцы.
На доске появляется плакат
На плакате: ЗИМА — СНЕГ, СУГРОБ, МОРОЗ;
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ ;
— Мы прочитали слова. В каждом слове слышим звуки, звуки эти разные – гласные, согласные.
-
Классификация звуков и букв. Игра «СНЕЖИНКИ».
На доске 2 домика. Учитель показывает артикуляцию звуков: а, о, у, м, ш, х. Дети произносят звук, находят букву на «снежинке», и располагают её на крышу соответствующего домика.
— Что знаете о гласных звуках?
Ответы детей.
Ученик читает: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Что можете сказать о согласных звуках?
Ответы детей.
Ученик читает: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
II. Работа по теме урока.
— Послушайте небольшой рассказ о зиме, постарайтесь запомнить его содержание. Словарь: неожиданно
Текст сопровождается показом слайдов. Зима пришла неожиданно. Белые, пушистые снежинки медленно кружились в воздухе и тихо ложились на поля, деревья, крыши домов. Вся земля оказалась под тёплым снежным одеялом.
Вопросы по содержанию.
— Как пришла зима?
— Вспомните, как падали снежинки?
— Под каким одеялом оказалась земля?
Проговорить слова: снежинки, кружились, ложились, снежным.
К какой новый звук услышали во всех словах? Произнесите его.
Характеристика звука «Ж ж»
Давайте ещё раз произнесем звук «Жж».
— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук «Жж»?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
— Какой звук «Жж»?
— Как вы определили, что он согласный?
— Давайте определим звук «Жж» по звонкости. Поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук «Ж», что слышите в наушниках?
Ответы детей.
Вывод: звук «ж» согласный, звонкий.
-Давайте, на несколько минут станем волшебниками и превратим звук «Жж» в букву «Жж».
Вместе произносим стихотворение:
Платье звуку надеваем, звук мы в букву превращаем.
Показ печатной буквы, анализ. Дети находят букву в кассе букв.
Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.
— Давайте из палочек сложим букву «Жж». Кого напоминает нам буква?
Эта буква широка и похожа на жука.
Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.
Плакат: картинка жука на ромашке с буквой «Жж» .
Упражнение на развитие внимания. Работа с раздаточным материалом.
— Обрисуйте букву «ж» по контуру.
-Найдите спрятанные буквы «ж» и обведите их кружочком.
-Жучок нам показал только одну букву «ж» маленькую, но у неё есть пара –большая буква «Ж». Вспомните, какие слова начинаются с большой буквы? Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
—Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв
— А сейчас мы с вами порыбачим:
Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове. Много разной рыбы плавает в пруду.
Мы поймаем рыбку на свою уду
Маленькую рыбку, а на ней картинку.
Вы картинку назовите. В слове быстро « Ж» найдите.
В разные ведерки рыбку положите.
Дети должны определить местонахождения звука «Ж» в словах, и положить рыбку-картинку в нужное ведёрочко.
Автоматизация звука « Ж» в слогах и словах. ( слоги на ромашке)
— А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»: сопровождается показом слайдов.
Жа-жа-жа– прибежали два ежа
Жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу
Жо-жо-жо– снежок, пирожок, творожок
Жи-жи-жи – ты снежинку удержи Внимание! Опасное сочетание!
Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Может быть вы такие слова придумаете? Попробуйте, чётко интонируя звук.
Дети называют разные слова с новым звуком.
— Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет).
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый, согласный, звонкий. Жи –ши пиши с гласным «и»
Народная примета: По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.
Физминутка. Игра: «ЖУК».
Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?- дети идут по кругу.
— Жу –жу- жу- я на дереве сижу, букву «Ж» твержу. – (отвечает жук.)
Работа по букварю.
— Звукобуквенный анализ слов: жук, жаба.
-Чтение столбиков букваря, выборочное чтение в соответствии со схемой слова.
Работа по картинке — «Жук».
Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы не узнали. Хотите узнать как зовут жука? Слайд: «жужелица»
— Это жужелица. В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц. Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу (или на улице) убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц, бабочек, которыми питаются. Жужелицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.
Самостоятельное чтение. У каждого ученика карточки с текстом. Вопрос по содержанию.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –«ик -ок»
— К нам в гости пришёл гномик и вам нужно превратить большие предметы в очень маленькие, как у гнома. Я буду говорить: «У великана –комар», а вы отвечаете: « у гнома – комарик.»
Ёж-ёжик, жук-жучок, флаг-флажок, снег-снежок, сапог-сапожок.
Итог урока.
— С каким новым звуком познакомились?
-Что запомнили о звуке?
-Покажите букву «Жж»?
— Вы молодцы. Правильно отвечали на вопросы, хорошо читали. Урок мне понравился и жуку тоже. А вот понравился ли вам урок, мы сейчас узнаем. Соберите ромашку для жука. Жёлтый лепесток означает «Да, понравился» коричневый – «не очень» синий –« не понравился»
Дети собирают ромашку. Сюрпризный момент. Звуковая игрушка «жук».
Список литературы.
1. Интегрированные уроки 1 класс / Под редакцией Л.А Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. Сборник «Мастерская учителя».
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1991.
3. Использование материала и интернет-ресурсы.
http://vfl.ru/fotos/66d32a7485414_1852.html
http://www.dacha-foto.ru/album/displayimage.php?pos=-611
http://kpanuba.blogspot.com/2011_12_22_archive.html