Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида с. Ванновское Краснодарского края
Конспект урока по чтению и развитию речи
в 1 классе
«Изучение звука и буквы Ее»
подготовила
учитель начальных классов
Маслова Галина Александровна
с.Ванновское
2012
Тема: Изучение звука и буквы Ее.
Цель: 1.Познакомить учащихся со звуком и буквой Ее; закреплять понятие:
слог, гласные и согласные звуки;
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать
мышление, наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую
память:
3. Воспитывать интерес к чтению, усидчивость, любовь к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: предметные картинки, образцы букв, плакат «Гласные,
согласные буквы», индивидуальные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
2.Артикуляционная разминка.
а) Упражнения для дыхания: вдох, выдох, под счет; упражнение «насос» (вдох и прерывистый выдох); упражнение «воздушный футбол».
б) Упражнения для щек и языка:
в) Чистоговорка
Здравствуй, друг! — рукопожатие.
Как ты тут! — стучат по плечу друг друга.
Где ты был? — склоняются к уху друг друга.
Я скучал! — стучат по обоим плечам.
Вот ты здесь! — разводят руками.
Как я рад! — обнимаются.
3. Повторение пройденного материала.
-У нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. Нас ждут новые открытия. Вы готовы?
-А на чем же мы отправимся в наше путешествие? Нам нужен сказочный транспорт. Полетим на ковре – самолете. Пока летим, будем выполнять задания.
1 задание.
-Давайте вспомним уже изученные буквы.
-Какими двумя цветами мы выделяем буквы? (красный, синий)
-Как называются буквы, выделенные красным цветом? (гласные) Назовите их.
-А как называются буквы, выделенные синим цветом? (согласные) Назовите их.
-Чем отличаются гласные от согласных? (гласные поются, образуют слоги)
-Составьте и прочитайте слоги. (У каждого ученика карточка)
-Назовите еще раз гласные буквы. Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву, а какую вы сами мне скажите в конце урока.
2 задание.
-Молодцы, хорошо выполнили первое задание. Полетели дальше.
-Долетели до следующего задания. Остановка «Зоопарк». Работа по Букварю стр. 105.
-Ребята, а что вы знаете о зоопарке. (Это место, где собраны разные дикие животные.)
Чтение рассказа цепочкой, по предложению.
-Куда же мы попали? (В зоопарк)
-Какие звери живут в зоопарке?
-Как люди заботятся о животных? (Кормят, чистят, лечат)
-Кто из вас был в зоопарке? Каких зверей вы там видели?
4. Физ. минутка.
-Наш ковер – самолет приземлился. Надо отдохнуть, проведем физ. минутку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Выше зайчик погулять.
Всюду ходит волк, волк!
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты;
Прячься заинька и ты!
Ты волчище, погоди,
А как спрячемся – ищи!
5. Изучение нового материала.
-А ковер – самолет опять полетел. Куда ребята мы попали? (В лес)
-Посмотрите сколько деревьев, а кто знает, что это за дерево? Отгадайте загадку.
Загадка.
Зимой и летом одним цветом? (Ель) Вывешивается предметная картинка.
(Если дети ответят на загадку Ёлка – надо объяснить, что ёлка это срубленное и украшенное дерево на Новый год, а это дерево правильно называется – ель.)
-Ребята это ель – вечнозеленое хвойное дерево.
-Давайте проговорим слово – ель.
-Давайте пропоем его.
-Какой слышим первый звук в слове – ель?
-Давайте произнесем его отдельно от всех других звуков.
Характеристика звука.
Можно пропеть, протянуть.
-Если звук «е» можно пропеть и протянуть, значить он, гласный или согласный?
-Назовите слова со звуком «е» в начале слова. (Вывешиваются предметные картинки)
Знакомство с буквой «е».
— Звук «е» обозначается буквой Ее (плакат).
-Ребята, как вы думаете, на что похожа большая буква Е. (на лесенку, на грабли, на гребень)
-На дворе такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.
-Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
-«Е» на грядке пригодилась-
Вместо грабель очутилась.
Практическая работа. (на листках бумаги)
-Обведите букву по точкам.
-Обведите букву пальчиком.
-Нарисуйте букву в воздухе.
-В нашем волшебном лесу каждое дерево спрятало свой секрет.
1 секрет. Вывешивается на доску плакат.
-Давайте хором прочитаем слоги и слова.
ел по – е – ли е — хал
ем по – ел е – ха — ли
ель е — ду по — е – ха — ли
2 секрет.
— А за это елью спрятались животные. Кто это? Отгадайте загадку.
Словно ёлка весь в иголка.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь, а зовется это … Ёж.
-Правильно, только здесь не один ёж, а два.
-Так, кто это? Ежи.
С какого звука начинается слово «ежи»?
-Послушайте рассказ про ежей. (Чтение учителем рассказа по Букварю)
У ели жили ежи. Ежи были малы.
-Где жили ежи? С какой буквой пишется слог жи?
-Какие были ежи?
-Кто знает, чем питаются ежи?
Чтение рассказа детьми: хором, цепочкой.
6.Физ. минутка для глаз.
Наш ковер – самолет опять приземлился, пора отдохнуть. Физ. минутка для глаз.
-К нам на урок прилетела бабочка, следим глазами куда она полетит.
7.Закрепление изучаемого материала.
-А ковер – самолет прилетел на пруд. (картинка)
-Кто живет в пруду? (рыбы)
-Каких рыб вы знаете?
-В нашем сказочном пруду живу рыбы – ерши. (Вывешивается плакат, читается слово, вспоминается правило написания слога — ши)
-Послушайте рассказ про ершей.
В пруду жили ерши. Ерши были малы. Мы поймали ерша.
-Кто жил в пруду?
-Какие были ерши?
-Кто поймал ершей?
Чтение рассказа детьми цепочкой.
Проговаривание скороговорки.
Мы ели – ели ершей у ели.
Их еле – еле мы доели.
8. Итог урока.
—Пора заканчивать наше путешествие. Вам понравился урок?
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Что можно о ней сказать?
-Назовите все гласные буквы, которые мы прошли.
Вот и путешествию конец.
А кто активен был,
Тот молодец!
Награждение.
Используемая литература:
1. В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина. Букварь для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2006 г.
2. М. А. Хаткина. Букварь для дошколят и заботливых родителей. Москва 2005 г.
3. В. А. Крутецкая. Пословицы и загадки, считалки и скороговорки для будущих первоклашек. Санкт-Петербург 2011 г.
4. И. В. Ковалец. Коррекционная педагогика «Азбука эмоций». Москва 2009 г.