Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №40 «Снегурочка»
Конспект урока для 1 класса
«Автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях»
подготовила
Объедкова Анастасия Владимировна,
учитель-логопед
г. Сургут, 2013г.
Цели НОД: автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.
Задачи НОД:
Коррекционно – образовательные: автоматизировать звук «Р» словах и словосочетаниях;
Коррекционно – развивающие:
— продолжать формировать акустико-артикуляторный образ звука;
— развивать моторику артикуляционного аппарата;
-развивать фонематический слух;
— развивать силу воздушной струи;
— развивать навыки слогового анализа;
— развивать навыки словообразования и словоизменения;
— развивать мелкую моторику;
— развивать внимание, память, мышление, воображение;
— развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом;
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
-воспитывать творческую самостоятельность.
Решение задач образовательной области «Познание»: развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, расширять кругозор;
образовательной области «Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослым, развивать все компоненты устной речи;
образовательной области «Социализация»: развивать игровую деятельность, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослым;
образовательной области «Художественное творчество»: развивать продуктивную деятельность (рисование).
Оборудование: смайлики (веселый, грустный, злой, плаксивый), тучка из фетра (размером 40см на 30см), фетровые капельки с картинками (12 шт.), белый картон с тучками (2-3 тучки) подвешенные на ниточке, картинки: собака, тигр, радуга, рыбы, рубашка, роза, рот, топор, комар, зефир, катер, шнур в компьютерном виде, синий флажок, схема артикуляции звука «Р», ламинированное солнышко без лучиков (диаметр 10 см), прищепки, мяч, 4 бумажные полоски (длина 20 см), предметные картинки: радуга, рубашка, розы, рот, топор, рыбы, зефир, комары, 3 бумажных домика с изображение мальчика, девочки, мальчика и девочки вместе, картинка черно-белой радуги.
Ход НОД:
Организационный момент.
Логопед вместе с ребенком садятся за стол.
Логопед: Здравствуй, Таня! Какое у тебя настроение? Покажи! (ребенок подходит к доске и выбирает соответствующий смайлик- веселый, грустный, злой, плаксивый).
Артикуляционная гимнастика.
Логопед читает стихотворение:
Начинаем заниматься- язычку надо постараться.
Сделаем мы с ним зарядку,
Ну, а начнем-ка мы с «Лошадки».
Логопед: выполнив одно упражнение, ты бросаешь «капельку в тучку». Ребенок вместе с логопедом под счет до 10 выполняют артикуляционное упражнение: «Грибок», «Гармошка», «Дятел».
Упражнение на развитие силы воздушной струи.
Логопед: мы же не хотим промокнуть под дождем? Нам надо тучку прогнать. Будем на нее дуть, так чтобы наше «небо» стало чистым. Щеки не надуваем, дуем плавно, спокойно.
Ребенок дует на тучки, которые подвешены на ниточке к картону.
Объявление темы занятия.
Логопед: все эти упражнения помогут нам правильно произносить звук «Р».
Произношение изолированного звука.
Логопед: Таня, посмотри кто это? (логопед показывает картинку щенка на компьютере) Послушай, как рычит щенок громко (логопед рычит громко).
А теперь ты покажи, как рычит щенок громко! (ребенок рычит громко).
Логопед: посмотри на эту картинку- это тигр. Послушай, как рычит тигр тихо (логопед рычит тихо). Теперь твоя очередь показать, как рычит тигр тихо! (ребенок рычит тихо).
Логопед: а теперь порычали шепотом! (ребенок рычит шепотом)
Анализ артикуляции.
Логопед: когда ты произносил звук «Р» В каком положении губы? (в улыбке). (Опора на схему)
Логопед: открыт или закрыт рот? (приоткрыт)
Логопед: где находится кончик языка? (кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами)
Сильная или слабая воздушная струя? (сильная, она заставляет дрожать кончик языка).
Логопед: звук «Р» звонкий или глухой? (звонкий). Давай проверим! (ребенок вместе с логопедом прикладывают ладонь тыльной стороной к горлу). Правильно, горлышко «дрожит»- звук «Р» звонкий.
Характеристика звука.
Логопед: скажи, звук «Р» гласный или согласный? (согласный, потому что когда мы его произносим язычок упирается в верхние зубы, встречает преграду).
Логопед: твердый или мягкий? (твердый)
Логопед: сегодня мы будем играть с твёрдым звуком «Р».
Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщик».
Логопед: сейчас ты будешь поднимать вверх синий флажок, когда услышишь, что я произношу звук «Р» среди других звуком, слогов и слов.
Логопед: а, м, р, у, ф, р, р, ва, ра, му, ур, ры ,ту, рот, окно, рука, стол, забор, топор, цветы, ракета.
Автоматизация звука «Р» в слогах.
Логопед: Таня, скажи какое сейчас время года? (правильно, весна)
А какие приметы весны ты знаешь? (ответ ребенка).
Правильно, и солнышко все чаще и чаще появляется на небе. Я тебе предлагаю поиграть с солнышком (логопед показывает солнышко без лучиков). Но посмотри чего у солнышка не хватает? (правильно-лучиков). Вот сейчас ты прикрепишь к нашему солнышку лучики. Прикрепляя лучик-прищепку ты будешь произносить слоги, которые я назову.
Логопед: ра-ра-ра (ребенок повторяет), ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ар-ар-ар, ор-ор-ор, ур-ур-ур, ыр-ыр-ыр.
Логопед: посмотри, какое веселое и необычное солнышко у тебя получилось! нравиться тебе?
Автоматизация звука «Р» в словах.
Логопед: Посмотреть внимательно на компьютер. На экране солнышко. Сейчас на каждом лучике появится картинка. Назови, что на лучике изображено. Следи за правильным произношением звука «Р» (картинки: рыбы, рубашка, роза, рот, топор, комар, зефир, катер, шнур, радуга).
Закрепление слогового анализа.
Логопед: Сколько в слове радуга слогов? (три). Возьми полоску-лучик и оторви столько кусочком бумаги, сколько в слове слогов. (Слова для разбора: роза, рот, комар, рубашка).
Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Игра «Один — много».
Логопед: мы сейчас с тобой поиграем с мячом. Для этого нам нужно встать. Я бросаю тебе мяч со словом, а ты возвращаешь мяч мне и изменяешь его, например: радуга-радуги. (Предъявляемые слова: роза, комар, катер, топор, рубашка, шнур).
Логопед: отлично, у тебя все правильно получилось!
Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях. Согласование местоимения с существительными. Игра «Найди домик».
Логопед: назови картинки, которые висят на доске (ребенок называет слова).
Тебе нужно картинки расселить по своим домам. Картинка, про которую можно сказать «моя» ты поселишь в дом, где живет девочка. Почему? Потому что про девочку мы говорим- девочка моя. Картинка, про которую можно сказать «мой» ты поселишь в домик, где живет мальчик. Почему? (потому что про мальчика мы говорим- мальчик мой).
А картинки, про которую можно сказать «мои» ты поселишь в дом, где живут дети. Почему? (потому что про детей мы говорим- мои). (Предъявляемые картинки: радуга, рот, рубашка, розы, топор, рыбы, зефир, комары).
Логопед: замечательно! И с этим заданием ты справилась.
Домашнее задание.
Логопед: после дождя в небе появилась радуга. (Логопед показывает ребенку картинку с радугой). Но она не разукрашена. Я тебе дарю эту картинку, чтобы ты разукрасила ее дома и в следующий раз, когда мы встретимся, показала мне разноцветную радугу.
А из каких цветов состоит радуга, какие карандаши тебе понадобятся? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Правильно, молодец!
Итог НОД.
Логопед: мы с тобой очень хорошо поработали, правда!? Выполнили много заданий, упражнений. Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить правильно? (звук «Р»). Какие картинки со звуком «Р» появлялись на лучике у солнышка, вспомни? (рыбы, рубашка, роза, рот, топор, комар, зефир, катер, шнур, радуга)
До свидания, Таня!
Список использованной литературы
-
Отрошко Р.В. Формирование правильного произношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений// Дошкольное воспитание. М., 2002г.-№2.-С.34-40.
-
Сухарева Э.Л. Учим играя.- Ярославль, 1992.- 58с.
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.-256с.