Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
Занятие кружка «Учимся играя» в 1 классе.
Тема: Буква «ч».
подготовила
учитель начальных классов
Шишкина Людмила Александровна
Кейзес, 2012 г.
Представление о результатах:
Личностные: формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности;
Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение оценивать правильность выполнения действия;
формирование умения осуществлять анализ объектов;
формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные: формирование умения выделять и давать характеристику звуку [ч,]
формирование и развитие фонематического слуха.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по формированию умения слышать и выделять мягкий согласный [ч,].
Оборудование: рисунок черепахи, конверт с заданиями, проектор, аудиозапись «Песенки Черепахи и Львёнка».
Ход занятия
Цель | Деятельность учителя | Деятельность детей | Методический комментарий | |
I. Организационный момент | Создание благоприятной психологической обстановки | Приветствие, настрой на урок | Дети называют, что им необходимо для занятия |
|
II. Фонетическая зарядка | Учить правильно произносить звуки, слова, речевые высказывания в соответствии с орфоэпическими нормами | Начнем с фонетической зарядки. 1). Как тикают часы? — Как рычит собака? — Как мычит корова? — Как квакает лягушка? — Как поют комарики? — Как паровоз выпускает пар?
2). «Чищу зубы»
3). «Ротик — дом» Учитель читает стихотворение. — Открываем ротик-дом. — Кто хозяин в доме том? — В нем хозяин — язычок. Он удобно в доме лёг.
В этом доме две стены, Это щёки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери — зубы. Осторожно. Закрываются надёжно.
Двери — губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.
4). Работа со скороговоркой. — Прочитайте новую скороговорку (слайд). — Почему это предложение скороговорка. — Проговорите текст медленно, по слогам. — Повторите текст беззвучно. — Повторите текст шепотом. — Проговорите текст медленно и четко. — Проговорите текст с разной интонацией. Попробуйте спеть. Проговорите скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. Проговорите скороговорку 3 раза. |
Тик-так… Р-р-р… Му-у-у… Ква-ква… З-з-з… Щ-щ-щ…
Дети приоткрывают рот и кончиком языка «чистят» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и справа налево.
Дети выполняют соответствующие действия
Широко открывать рот
Надувать и втягивать щёки
Вращать нижней челюстью.
Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
Улыбнуться. Собрать губы в трубочку. Улыбнуться.
Дети читают: «Купи кипу пик».
Много одинаковых звуков и слогов, которые можно перепутать.
Купи кипу пик! Купи кипу пик? Дети поют.
Работа в парах. | Достигается каждым учеником индивидуально.
Проектор позволяет наглядно увидеть и определить часто повторяющиеся буквы и слоги.
|
III. Игра | Формирование навыка практического действия с языковыми единицами в процессе совместной игровой деятельности. | А теперь выполним разминку для пальчиков. Она подскажет нам тему занятия.
Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге — голова торчит да ноги.
Определите тему занятия. (Слайд — изображение черепахи). Как определили? Чему можем научиться на занятии?
Ребята, а вам интересно узнать про нашу гостью. А где мы можем узнать? Сегодня черепаха будет гостьей на нашем занятии. Голос черепахи: -Здравствуйте, дорогие ребята! Я принесла разные веселые стихи о себе, игры и даже рассказ. Вы готовы сегодня работать со мной?
-Сейчас проверим вашу готовность. Прочитайте, пожалуйста, веселые стихи обо мне, которые лежат у вас на партах. Остальные задания в конвертах на доске.
Как вы думаете, почему на конвертах номера? Значит, какое правило мы должны соблюдать в нашей игре?
Приступаем к работе.
Задание №1 Черепаха приглашает нас поиграть с ней в чистоговорки: она начинает фразу, а вы заканчиваете.
Слайды — (5 штук) Оцените свою работу.
Задание №2 Черепаха приготовила нам задачу. Я буду читать стихотворение, а вы посчитайте, сколько часов черепаха была в пути. Посчитайте, сколько слов со звуком [ч,] в этом стихотворении.
Найдите и подчеркните все слова с буквой ч в стихотворении. Сколько слов подчеркнули? Проверьте правильность выполнения задания по слайду (слайд). Оцените свою работу.
Задание №3 «Физкультминутка» У черепахи есть знакомый маленький львенок, которого она учила петь песенку. Под музыку песни «Я на солнышке лежу,,,» проводится физкультминутка. Задание №4 «Найди звук» Как вы думаете, какой звук мы будем искать? Почему? Учитель читает слова: чемодан, кружка, четверг, четыре, шины, чай, машина, книга, ручка, червяк, черника, кустарник, кора. «Найди букву». Слова по очереди появляются на слайде: черепаха, земляника, чащоба, хорошенько, черничный. (слайды). Задание №5 Игра «Наборщик». Из букв слова «черепашонок» составить новые слова (слово на слайде). Проверка. Назовите слова, которые у вас получились? Сравните ваши слова со словами на слайде.
Задание №6 Черепаха просит нарисовать её портрет. |
Дети сжимают ладони, поворачивают их влево-вправо. Средний и указательный пальцы делают шаги по столу. Дети сжимают и разжимают кулачки, стоящие на парте.
Да. Детская энциклопедия.
Да.
Дети читают стихотворения про черепаху, после самостоятельного чтения — подготовки.
Задания выполнять по порядку номеров на конвертах.
Дети читают скороговорку на слайде, думают, какое слово надо добавить. Затем читаем хором 3 раза.
10 часов
Дети считают, потом называют.
Дети называют
25 слов
Дети выполняют движения за учителем.
Звук [ч ].
Если в слове есть звук [ч,], то дети хлопают в ладоши 3 раза и говорят: «Да-да-да» Если звука [ч,] нет, то говорят: «А вот и нет».
Если в слове есть буква ч, то дети хлопают в ладоши 3 раза и говорят: да-да-да. Если нет буквы, то говорят: А вот и нет!
Самостоятельная работа детей.
Дети называют.
Дети придумывают рисунок и штрихуют его. | Формирование ценностного отношения к умению действовать по правилам в совместной деятельности, формирование умения слышать и действовать по инструкции.
Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011 Раздел: приложение Мир живой природы (Пустыни Средней Азии, Тропические моря).
Важно выслушать все мнения.
Аудиозапись песенки черепахи и львёнка.
Самостоятельная работа позволяет активизировать интеллектуальную, познавательную активность детей.
Можно организовать выставку рисунков. |
Итог занятия. | Подведение итогов игры. | Что получилось или не получилось? | Дети высказывают свои мнения. | Важно выслушать всех. |
Список использованной литературы:
1. Аристов Т.В.. Программа внеурочной деятельности «Учимся играя» для учащихся первого класса/ИРООО — 2011г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя,- М.; Просвещение, 2010.-223с.
3. Цукерман Г.А. Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь.-Томск
«Пелинг», 1992.
4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи — М., 1983.