Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Е.А. Поромонова»
г. Череповца Вологодской области
Учитель: Ковалева Светлана Борисовна, учитель начальных классов
Урок: Обучения грамоте 1 класс
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: «Буква «ь» — показатель мягкости согласных звуков»
Место урока в теме: Основной период 35 урок
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Познакомить обучающихся с новой буквой и её особенностями.
Развитие умения находить слова с мягким знаком и читать их.
Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Ожидаемые результаты: Ученик научится читать слова с мягким знаком.
Оборудование: иллюстрация с изображением Белоснежки; иллюстрация с изображением елей; иллюстрация с изображением ели; модель слова ель □’○□’; модель изученных звуков ○□□’□□’; План: 1. Звук 2. Буква 3. Слово 4. Предложение; трафарет буквы Р → Ь; карточки
-
Лен?
Ден?
Сон?
Тен?
Сыр?
Лес?
Пен?
На уроке
я узнал
о …
Мне было легко…
Мне было трудно …
Мне еще
надо поучиться…
Я могу объяснить другу…
г. Череповец
2013 г.
Задачи | Действие учителя | Действие учеников | Универсальные учебные действия | Оборудование | |||||||||
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся | Формировать положительную мотивацию Обеспечить настрой детей на эффективную работу на уроке | Очень я хочу…
-Как будете помогать друг другу?
-От какого настроения зависит, как ты будешь трудиться и общаться? -Улыбнитесь друг другу -Скажите, чему учимся на уроках обучения грамоте | Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться Знаю точно, что смогу И друзьям я помогу. -Соблюдать тишину, слушать друг друга, активно работать — Хорошее настроение
-Учимся читать, мыслить, рассуждать | Личностные: самоопределение, смыслоопределение
Коммуникативные: сотрудничество в группе |
| ||||||||
2.Актуализа-ция знаний | Дать возможность осознать практическое значение получаемых знаний, актуальность их применения на практике | -Сегодня к нам в Буквоград пришла Белоснежка. Она у себя в лесу тоже учит своих подопечных гномов -Расскажите Белоснежке о чем говорили на предыдущем уроке
-Какие хвойные деревья растут в лесу?
-Какое дерево изображено на иллюстрации?
-Очень хорошо, тогда составьте модель слова ель -Если эту модель увидят гномы, они смогут понять какое слово записано?
-Что нужно сделать?
-Чего не хватает в этом слове? -Мы умеем обозначать мягкость согласного звука на письме? |
-Познакомились с буквой «е» — показателем мягкости предшествующего согласного звука -Ёлка, сосна, ель
-Ель
□‘○□’ (один ученик у доски) -Нет
-Записать буквами (один ученик у доски) -Обозначения мягкости звука эл -Нет |
Регулятивные: сохранение в памяти пройденного материала
Познавательные: моделирование, анализ, преобразование информации, логические Регулятивные: самоконтроль Познавательные: установление аналогии
| Иллюстрация с изображением Белоснежки
Иллюстрация с изображением елей Иллюстрация с изображением ели □‘○□’
□‘○□’ Е Л
| ||||||||
3.Определение цели урока | Обсудить затруднения, составить план действий | -Посмотрите модели, которые принесла Белоснежка. Рассмотрите, что в них необычного? -Какая цель будет стоять перед нами на уроке? | -Все известные нам модели звуков зачеркнуты -Нам надо понять: 1. Звук 2. Буква 3. Слово 4. Предложение | Познавательные: анализ обобщения, монологическая речь Регулятивные: принятие цели, постановка задачи, планирование предстоящих действий Познавательные: выдвижение гипотез | ○□□‘□□’
План: 1. Звук 2. Буква 3. Слово 4. Предложение | ||||||||
4.Открытие новых знаний | Создать условия для реализации построенного проекта | -Цели урока мы с вами поставили, я с вами согласна: — какой звук, — как называется буква, — как читать слова с новой буквой, — поработаем с предложениями. -Вы увидели, что все звуки в модели Белоснежки перечеркнуты, что этим показывает Белоснежка? — Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?
-Перейдем ко второму пункту плана. Для определения этого загадочного звука я прочту вам стихотворение, а вы его дополните: Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква …. -Помочь написать и запомнить как пишется мягкий знак нам поможет стихотворение В. Степанова: Буква «Р» перевернулась, Мягким знаком обернулась -Как вы думаете, могут ли слова начинаться с мягкого знака? -Значит мягкий знак при произношении только смягчает предшествующий согласный звук -Рассмотрите букву и определите из каких элементов она состоит
-Вернемся к модели и слову. Что надо изменить при написании слова, не изменяя модели? — Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?
|
-Новый звук, который звуком не является
Пункт 1 – звук: новый звук звуком не является
-Мягкий знак
-Нет
—(работа на партах)
-Поставить мягкий знак, новую букву
Пункт 2 – буква: написание буквы, роль мягкого знака в слове заключается в смягчении предшествующего согласного звука |
Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана
Познавательные: установление аналогии, сравнение, моделирование
Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана | Иллюстрация с изображением ели □‘○□’ Е Л
Перечеркнутые модели звуков с доски убираются
Р → Ь (трафарет буквы)
□‘○□’ Е Л Ь | ||||||||
Физминутка | Вести ЗОЖ | Если в названном слове есть мягкий знак, значит, показываем «фонарики», если нет, один раз топнем ножкой: — мель; — окунь; — тетрадь; — мыл; — орлы; — мазь; — жильцы. | Выполняют движения | Коммуникативные: выполнять команды, развитие фонематического слуха |
| ||||||||
5.Закрепление новых знаний с проговаривани-ем во внешней речи | Формировать умение читать слоги и слова | -Посмотрите на план и определите дальнейшие действия -Откроем учебник, где изображен мягкий знак -Рассмотрите слова-картинки, найдите лишнее. Почему?
-Прочитайте слово справа -Составьте модель слова линь -Проверьте у соседа и сравните с моделью на доске
-Сравните количество звуков и букв. Что получилось? Почему?
-Прочитайте слоги и слова со страницы 45 -Объясните значение слов: омуль, лунь, мель. Где можно посмотреть значение этих слов?
— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили? | 3. Слово
-Страница 45
-Ел, так как нет мягкого знака
-Линь —(работа в парах)
-3 звука; 4 буквы Букв больше, чем звуков, так как мягкий знак не обозначает звука — (читают цепочкой)
-В толковом словаре (читают из словаря)
Пункт 3 – слово: при чтении слов мягкий знак показывает смягчение предшествующего согласного звука | Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана Познавательные: общеучебные, логические, решение проблемы Познавательные: поиск и преобразование информации Коммуникативные: сотрудничество в группе Личностные: смыслообразование, познавательные, общеучебные Коммуникативные: сотрудничество в группе, продуктивное содействие разрешению конфликтов Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана |
□‘○□’ | ||||||||
6.Включение в систему знаний | Формировать умение составлять и читать предложения | -Что мы составляем из слов? -У нас в плане есть работа с предложениями? -Теперь прочитаем предложения со страницы 45. Мы сможем прочитать предложение целиком? Почему? -Прочитайте предложения, вставив подходящее слово
— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?
| -Предложения -Да. Это четвертый пункт плана — Не сможем, потому что, одно предложение не закончено — (читают цепочкой)
Пункт 4 – предложение: слова с мягким знаком часто используются в предложениях |
Личностные: смыслообразование, познавательные, общеучебные Коммуникативные: сотрудничество в группе, продуктивное содействие разрешению конфликтов Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана |
| ||||||||
7.Самостоя-тельная работа в парах | Практическое значение полученных знаний и актуальность их применения | -Белоснежка приготовила для вас задания. У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак (вместо знака вопроса) там, где это необходимо, чтобы слово было написано правильно -Время прошло, вы выполнили работу. На «линеечке» оцените ваши достижения, отметьте крестиком:
-Теперь поработаем в парах – произведем взаимопроверку. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Выполните проверку, сравнив работу соседа с образцом на доске. Оцените работу по «линеечке» по тем же критериям, поставив крестик другим цветом. Если после проверки окажется, что работа оценена соседом соответственно критериям, обведите крестик кружочком | —(работают самостоятельно)
—(работа в парах)
|
Регулятивные: самоконтроль, самооценка Познавательные: анализ, синтез, выдвижение гипотез Личностные: самоопределение
Регулятивные: взаимопроверка Коммуникативные: сотрудничество в группе |
| ||||||||
8.Рефлексия | Соотнести цель урока с результатом | -Мы заканчиваем работу в Буквограде. Давайте подведем итоги. Вспомните нашу цель, наш план. Как вы считаете, к концу урока мы достигли цели? Выполнили план? Какой пункт плана вызвал у вас затруднения? Для оценки своих достижений выберите результат из предложенных на доске и дополните своим мнением | -(вспоминают цель работы, сравнивают результат с целью, уровень достижения плана) -На уроке я узнал о …. -Мне было легко… -Мне было трудно … -Мне еще надо поучиться… -Я могу объяснить другу… | Коммуникативные: построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, владение диалоговой формой коммуникации Регулятивные: корректировка | -На уроке я узнал о …. -Мне было легко… -Мне было трудно … -Мне еще надо поучиться… -Я могу объяснить другу… |