Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Е.А. Поромонова»

г. Череповца Вологодской области

Учитель: Ковалева Светлана Борисовна, учитель начальных классов

Урок: Обучения грамоте 1 класс

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: «Буква «ь» — показатель мягкости согласных звуков»

Место урока в теме: Основной период 35 урок

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Познакомить обучающихся с новой буквой и её особенностями.

Развитие умения находить слова с мягким знаком и читать их.

Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Ожидаемые результаты: Ученик научится читать слова с мягким знаком.

Оборудование: иллюстрация с изображением Белоснежки; иллюстрация с изображением елей; иллюстрация с изображением ели; модель слова ель □’○□’; модель изученных звуков ○□□’□□’; План: 1. Звук 2. Буква 3. Слово 4. Предложение; трафарет буквы Р → Ь; карточки

Лен?

Ден?

Сон?

Тен?

Сыр?

Лес?

Пен?

На уроке

я узнал

о …

Мне было легко…

Мне было трудно …

Мне еще

надо поучиться…

Я могу объяснить другу…

г. Череповец

2013 г.

Этапы урока

Задачи

Действие учителя

Действие учеников

Универсальные учебные действия

Оборудование

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формировать положительную мотивацию

Обеспечить настрой детей на эффективную работу на уроке

Очень я хочу…

-Как будете помогать друг другу?

-От какого настроения зависит, как ты будешь трудиться и общаться?

-Улыбнитесь друг другу

-Скажите, чему учимся на уроках обучения грамоте

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться

Знаю точно, что смогу

И друзьям я помогу.

-Соблюдать тишину, слушать друг друга, активно работать

— Хорошее настроение

-Учимся читать, мыслить, рассуждать

Личностные: самоопределение, смыслоопределение

Коммуникативные: сотрудничество в группе

2.Актуализа-ция знаний

Дать возможность осознать практическое значение получаемых знаний, актуальность их применения на практике

-Сегодня к нам в Буквоград пришла Белоснежка. Она у себя в лесу тоже учит своих подопечных гномов

-Расскажите Белоснежке о чем говорили на предыдущем уроке

-Какие хвойные деревья растут в лесу?

-Какое дерево изображено на иллюстрации?

-Очень хорошо, тогда составьте модель слова ель

-Если эту модель увидят гномы, они смогут понять какое слово записано?

-Что нужно сделать?

-Чего не хватает в этом слове?

-Мы умеем обозначать мягкость согласного звука на письме?

-Познакомились с буквой «е» — показателем мягкости предшествующего согласного звука

-Ёлка, сосна, ель

-Ель

‘○□’

(один ученик у доски)

-Нет

-Записать буквами

(один ученик у доски)

-Обозначения мягкости звука эл

-Нет

Регулятивные: сохранение в памяти пройденного материала

Познавательные: моделирование, анализ, преобразование информации, логические

Регулятивные:

самоконтроль

Познавательные: установление аналогии

Иллюстрация с изображением Белоснежки

Иллюстрация с изображением елей

Иллюстрация с изображением

ели

‘○□’

‘○□’

Е Л

3.Определение цели урока

Обсудить затруднения, составить план действий

-Посмотрите модели, которые принесла Белоснежка. Рассмотрите, что в них необычного?

-Какая цель будет стоять перед нами на уроке?

-Все известные нам модели звуков зачеркнуты

-Нам надо понять:

1. Звук

2. Буква

3. Слово

4. Предложение

Познавательные: анализ обобщения, монологическая речь

Регулятивные: принятие цели, постановка задачи, планирование предстоящих действий

Познавательные: выдвижение гипотез

○□□‘□□’

План:

1. Звук

2. Буква

3. Слово

4. Предложение

4.Открытие новых знаний

Создать условия для реализации построенного проекта

-Цели урока мы с вами поставили, я с вами согласна:

— какой звук,

— как называется буква,

— как читать слова с новой буквой,

— поработаем с предложениями.

-Вы увидели, что все звуки в модели Белоснежки перечеркнуты, что этим показывает Белоснежка?

— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?

-Перейдем ко второму пункту плана. Для определения этого загадочного звука я прочту вам стихотворение, а вы его дополните:

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква ….

-Помочь написать и запомнить как пишется мягкий знак нам поможет стихотворение

В. Степанова:

Буква «Р» перевернулась,

Мягким знаком обернулась

-Как вы думаете, могут ли слова начинаться с мягкого знака?

-Значит мягкий знак при произношении только смягчает предшествующий согласный звук

-Рассмотрите букву и определите из каких элементов она состоит

-Вернемся к модели и слову.

Что надо изменить при написании слова, не изменяя модели?

— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?

-Новый звук, который звуком не является

Пункт 1 – звук:

новый звук звуком не является

-Мягкий знак

-Нет

(работа на партах)

-Поставить мягкий знак, новую букву

Пункт 2 – буква:

написание буквы, роль

мягкого знака в слове заключается в смягчении предшествующего согласного звука

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

Познавательные:

установление аналогии, сравнение, моделирование

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

Иллюстрация с изображением ели

‘○□’

Е Л

Перечеркнутые модели звуков с доски убираются

Р → Ь

(трафарет буквы)

‘○□’

Е Л Ь

Физминутка

Вести ЗОЖ

Если в названном слове есть мягкий знак, значит, показываем «фонарики», если нет, один раз топнем ножкой:

— мель;

— окунь;

— тетрадь;

— мыл;

— орлы;

— мазь;

— жильцы.

Выполняют движения

Коммуникативные: выполнять команды, развитие фонематического слуха

5.Закрепление новых знаний с проговаривани-ем во внешней речи

Формировать умение читать слоги и слова

-Посмотрите на план и определите дальнейшие действия

-Откроем учебник, где изображен мягкий знак

-Рассмотрите слова-картинки, найдите лишнее. Почему?

-Прочитайте слово справа

-Составьте модель слова линь

-Проверьте у соседа и сравните с моделью на доске

-Сравните количество звуков и букв. Что получилось? Почему?

-Прочитайте слоги и слова со страницы 45

-Объясните значение слов: омуль, лунь, мель. Где можно посмотреть значение этих слов?

— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?

3. Слово

-Страница 45

-Ел, так как нет мягкого знака

-Линь

(работа в парах)

-3 звука; 4 буквы

Букв больше, чем звуков, так как мягкий знак не обозначает звука

(читают цепочкой)

-В толковом словаре

(читают из словаря)

Пункт 3 – слово:

при чтении слов мягкий знак показывает смягчение предшествующего согласного звука

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

Познавательные: общеучебные, логические, решение проблемы

Познавательные:

поиск и преобразование информации

Коммуникативные:

сотрудничество в группе

Личностные: смыслообразование, познавательные, общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество в группе, продуктивное содействие разрешению конфликтов

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

‘○□’

6.Включение в систему знаний

Формировать умение составлять и читать предложения

-Что мы составляем из слов?

-У нас в плане есть работа с предложениями?

-Теперь прочитаем предложения со страницы 45. Мы сможем прочитать предложение целиком? Почему?

-Прочитайте предложения, вставив подходящее слово

— Какой пункт плана выполнили? Что выяснили?

-Предложения

-Да. Это четвертый пункт плана

— Не сможем, потому что, одно предложение не закончено

— (читают цепочкой)

Пункт 4 – предложение:

слова с мягким знаком часто используются в предложениях

Личностные: смыслообразование, познавательные, общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество в группе, продуктивное содействие разрешению конфликтов

Регулятивные: удержание в памяти цели, выполнение плана

7.Самостоя-тельная работа в парах

Практическое значение полученных знаний и актуальность их применения

-Белоснежка приготовила для вас задания. У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак (вместо знака вопроса) там, где это необходимо, чтобы слово было написано правильно

-Время прошло, вы выполнили работу.

На «линеечке» оцените ваши достижения, отметьте крестиком:

  • в верхней части «линеечки» — если уверенны, что все ответы правильные;

  • в средней части «линеечки» — если не совсем уверенны, что все ответы правильные;

  • в нижней части «линеечки» — если не уверенны, что все ответы правильные

-Теперь поработаем в парах – произведем взаимопроверку. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Выполните проверку, сравнив работу соседа с образцом на доске.

Оцените работу по «линеечке» по тем же критериям, поставив крестик другим цветом. Если после проверки окажется, что работа оценена соседом соответственно критериям, обведите крестик кружочком

(работают самостоятельно)

(работа в парах)

Регулятивные: самоконтроль, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, выдвижение гипотез

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

взаимопроверка

Коммуникативные:

сотрудничество в группе

Лен?

Ден?

Сон?

Тен?

Сыр?

Лес?

Пен?

Лень

День

Сон?

Тень

Сыр?

Лес?

Пень

8.Рефлексия

Соотнести цель урока с результатом

-Мы заканчиваем работу в Буквограде. Давайте подведем итоги.

Вспомните нашу цель, наш план.

Как вы считаете, к концу урока мы достигли цели? Выполнили план?

Какой пункт плана вызвал у вас затруднения?

Для оценки своих достижений выберите результат из предложенных на доске и дополните своим мнением

-(вспоминают цель работы, сравнивают результат с целью, уровень достижения плана)

-На уроке я узнал о ….

-Мне было легко…

-Мне было трудно …

-Мне еще надо поучиться…

-Я могу объяснить другу…

Коммуникативные:

построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, владение диалоговой формой коммуникации

Регулятивные: корректировка

-На уроке я узнал о ….

-Мне было легко…

-Мне было трудно …

-Мне еще надо поучиться…

-Я могу объяснить другу…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here