Урок чтения

в 1 классе

(обучение грамоте)

Учитель начальных классов МБОУ ООШ № 18

г. Кореновск

Петрикина Юлия Андреевна

Тема.

Буква -ь- (мягкий знак)

Цели:

-познакомить учащихся с буквой –ь-;

-учить чтению слов с –ь-, отрабатывать плавное послоговое чтение;

-развивать фонематический слух у учащихся; познавательную активность;

-воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

-мультимедийная презентация;

-дидактическая игра «Ёжик»;

-слоговые карточки;

-«Азбука в картинках»;

-карточки с текстами по чтению;

Ход урока.

  1. Организационный момент (беседа о зиме).

-Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница- зима!

(перечислить зимние месяцы)

  1. Речевая зарядка. Слайд 1.

МА-ма-ма, к нам пришла зима.

Ег-ег-ег, выпал первый снег.

Да-да-да, настали холода.

(слоги записаны на доске, слова-рифмы договаривают дети)

  1. Работа над пройденным материалом. Слайд 2.

(на доске записан текст, учащиеся читают его, определяют количество предложений, озаглавливают текст)

Наступила зима∩ ударили морозы∩ выпал снег∩ в лесу высятся глубокие сугробы∩

(И.Соколов-Микитов)

Учитель:

-Ребята, давайте в этом тексте найдём гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных (подчеркнуть в тексте, на доске вывесить карточки с гласными И,Е,Я)

  1. Работа над новым материалом (вводная часть).

Учитель:

-А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой, которая обозначает мягкость согласных. А поможет нам в этом:

Недотрога, весь в иголках,

Он живёт в норе, под ёлкой.

(ёжик)- рисунок ёжика прикрепить на доску.

Имя этого ёжика Игорь. Ёжики зимой спят, но наш ёжик живёт в классе и помогает нам на уроках. Ёжик Игорь решил пригласить нас на экскурсию в зимний лес. Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

-глазки закрываем,

На снежную поляну

В лес мы попадаем!

Слайд 3(на доске появляется рисунок зимней лесной полянки)

-Вот мы и очутились в зимнем лесу, но что-то на полянке никого нет. А дело в том, говорит мне ёжик, что нужно отгадать загадки, а отгадки составить из слоговых карточек, которые принёс ёжик Игорь на своей спинке и в корзинке (на еже слоговые карточки).

ЛО НЕ Р МЕ

С С ГИ ВЕ Д Д

(когда учащиеся отгадывают загадки, на слайде появляются рисунки зверей и птиц)

-Зверь лохматый, косолапый.

Он сосёт в берлоге лапу.

(медведь)

-Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки-

Да это …(снегири)!

-У этого зверя большие рога,

Коротенький хвост и большая нога.

(лось)

— Ребята, на какие буквы похож Ь знак?

— А из каких элементов эти буквы состоят?

— Ребята, а как вы думаете, написание буквы «Ь» отличается от написания «Ъ»? А чем?

А теперь, ребята посмотрите, как нужно писать Ь знак.

Ь – ставлю мел на верхнюю линию узкой строки, веду маленькую наклонную палочку на себя, не доводя нижней линии узкой строки, делаю закругление вверх и веду это закругление до середины узкой строки, делаю закругление вверх и вниз, вывожу на палочку (замыкаю) под счёт … и 1 … и 2 …

(Но прежде чем начать писать, давайте вспомним, как должен сидеть настоящий ученик. Посмотрите, если что забыл, на мальчика )

Учащиеся зарисовывают схемы слов и составляют слова из карточек рядом со схемами (звуко- буквенный анализ слов)

медвед

снегир

лос

Слайд № 4.

-Ребята. Всё ли мы сделали верно? (нет, у нас последний согласный в схемах мягкий, а в составленных словах твёрдый). Нужно дописать какую-то буку, которая поставит согласный в мягкую позицию. Но эта буква не имеет звука.

А теперь вместе прочитаем слово «вьюга»

— Сколько слогов в этом слове?

— Почему?

— Какой 1слог?

— 2 слог?

— Какой ударный слог?

— А сколько звуков мы слышим в слове вьюга (5)

— Так, а давайте ещё раз вместе сомной прочитаем это слово. (Теням вью).

— Ребята, какие 2 звука обозначает буква «Ю» [й,у].

-Почему?

-Правильно: так как она стоит после Ь.

— Каким цветом закрасим звук [в’]?

— Почему, зеленым?

— Ребята, если буква «Ю» обозначает 2 звука, то каким цветом мы закрасим звук [й].

— На, что показывает гласная «а» во 2 слоге

(на твердые буквы «г»)., то каким цветом мы закрасим.

— Напишите ещё раз это слово.

2) – А теперь 2 слово «семья» разберите сами и закрасти схему.

У кого будут вопросы спрашивайте. И напишите это слово ещё раз.

-Эта буква мягкий знак –ь- (почему он так называется?)

Мягкий знак- хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

(учащиеся дописывают –ь- в слова-отгадки и читают их)

  1. Физкультурная минутка «Мороз»

-Я мороза не боюсь.

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет щёки, тронет нос.

Значит, надо не зевать:

Прыгать, бегать и играть.

Мы топаем ногами, топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Покружились, покружились

И на место опустились.

  1. Основная часть урока- знакомство с буквой –ь-. Слайд 5.

Учитель:

-на что похожа буква –ь-? (на букву Р, на капельку воды)

-буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.

(В.Степанов)

-нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так!

Букву капелька смягчит:

Буква мягко прозвучит.

(А.Шибаев)

(дети из счётных палочек выкладывают букву –ь-)

Чтение слоговых таблиц и слов с –ь-, чистоговорок. Слайд 5.

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ. На полянку вышел лось.

ЕДЬ-ЕДЬ-ЕДЬ. В берлоге спит медведь.

ИРЬ-ИРЬ-ИРЬ. Прилетел снегирь.

Чтение рассказов, записанных на карточках, хорошо читающими учащимися.

Медведь.

Сидит медведь, есть малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по ягодке ест. А весь куст сразу обсасывает. Ну и медведь!

Работа по тексту:

-о ком рассказ?

-что делал медведь?

-из каких слов можно понять, что ему нравится малина?

-как можно назвать этого медведя? (обжора, сладкоежка)

Снегири.

Перед первым снегом летят к нам снегири. Появился снегирь— скоро будет снег.

(во время чтения текстов остальные учащиеся запоминают слова с –ь-)

  1. Закрепление изученного.

Чтение рассказа на стр. 135 учебника «Русская азбука», автор Горецкий.

Учитель:

-Самые огромные звери у нас в лесу- это лоси. Они любят есть кору и ветки молодых деревьев. На голове у лося большие ветвистые рога. В конце января, февраля лоси сбрасывают их. Потом у лосей вырастают новые рога. Большие рога есть только у самцов. У самок- маленькие рожки.

Далее дети рассматривают картинку и читают продолжение рассказа о лосе на стр.135 учебника:

-Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь лесные заросли. Лось питается зелёным листом. Любит соль. Мальчики насыпали соли на пень.

(В. Крупин)

Словарная работа.

Сквозь- через

Как ветер- быстро

Учитель:

-какое название можно дать этому рассказу?

-какие слова в этом тексте с –ь-?

  1. Итог урока. Слайд №6.

Учитель:

-А в заключении урока отгадайте загадки.

С –Б- мучительной бываю. БОЛЬ

С –М- одежду пожираю. МОЛЬ

С –Р- актёру я нужна. РОЛЬ

С –С- для повара важна. СОЛЬ

Учитель:

-что общего у этих слов? (мягкий согласный в конце слов)

-как на письме показать, что последний согласный мягкий? (-ь-)

-какой звук у мягкого знака? (-ь- звука не имеет)

  1. Домашнее задание.

Из газет вырезать 5 слов с –ь- на конце и приклеить слова в тетрадь по чтению.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here