Технологическая карта урока русского языка в 1 классе
Тема: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ
Познакомить детей с функциями букв е, ё, ю, я в русском языке.
Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формировать умение распознавать гласные среди других звуков в слове; учить строить рассуждения | |
Тип урока | Решение частных задач
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков; получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): познавательные — развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные — активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные — определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости |
Методы и формы обучения | Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
Образовательные ресурсы | Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска, ноутбук; круги-сигналы |
Организационная структура урока
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия | |
1-2мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Проверили, садитесь, С усердием трудитесь! | Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала |
Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
4-5мин | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом? Правильно, распеваются. А какие звуки поют? Давайте узнаем.
| Отвечают на вопросы.
Распеваются. Игра «Хор» — узнают какой гласный звук поет каждый хорист.
| Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные — извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические — дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
|
4мин | Формулирование темы | Сколько гласных звуков в русском языке? А букв, обозначающих гласные звуки? Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? Давайте разберемся. Над какой проблемой мы будем работать на уроке? | Отвечают на вопрос.
В русском языке шесть гласных звуков. Букв десять.
— Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные — осознанно строят речевое высказывание в устной форме о гласных буквах и звуках; логические — осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
7-8мин | Подведение детей к самостоятельному выводу | Чистописание. Запишите буквы Е, Я, Ю, Ё, и, Й в алфавитном порядке. Какую букву можно назвать «лишней» и почему? (лишние буквы убираем.
Запишите слова с этими буквами: Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка. — на какие две группы можно разделить слова? Какую роль выполняют буквы е, ё, ю, я в словах 1 группы? 2 группы?
Выполните следующее задание. Спишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают два звука.
Играю, юла, молния, вьюга, яблоко, подъезд, друзья. В каких словах буквы е,ё,ю,я стоят не в начале слова? Какие звуки они обозначают? Доказали ли мы необходимость «лишних» букв? Для чего они нужны? | Выполняют задание по чистописанию Дети отвечают на вопросы. «Лишняя буква и, потому что она строчная, а остальные заглавные; буква Й, потому что обозначает согласный звук. Дети записывают слова, делят слова на группы.
Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука, если стоят после согласного. Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука.
Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске.
В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья. Называют звуки и делают вывод: Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков.
Перечисляют функции . | Индивидуальная
Фронтальная | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Познавательные: общеучебные — извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические — осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные — извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические — осуществляют поиск необходимой информации
|
Физминутка |
|
|
|
|
|
4-5мин | Развитие умения распозна-вать и подбирать слова | Работа с электронным приложением к учебнику. Рассмотрим записи и приведем примеры слов. | Приводят примеры слов | Фрон. Индив. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради |
4-5мин | Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал | Поработаем с учебником Выполните самостоятельно упр.8 на страничках 60-61. Что называют словом деревня? Какие гласные звуки слышим ? Какими буквами они обозначены. Составьте предложение с этим словом. | Читают слова.
Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня) | Инд. Парная | Коммуникативные: — умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
физминутка |
|
|
|
|
|
7-8мин | Выявление границ применимости нового знания | Игра «Звуковички» Вам предстоит поработать в группах. выпишите слова, в которых 1 группа — гласные обозначают твердость согласных. 2 группа – гласные обозначают два звука 3 группа – гласные обозначают мягкость согласных
Проверочная работа(электронное приложение) | Выполняют задание по группам: 1 группа – мак, дуб, мэр, сыр, дом 2 группа – юг, як, ёж, ель 3 группа – день, люк, лён, мяч, мир
Выполняют задания проверочной работы. | Ин. Груповая | Коммуникативные: — умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
2-3мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация | Беседа по вопросам. Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я? Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом. | Отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью круга-сигнала | Фр. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |